Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 31 октября 2007 года N 1532-р


[Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года"]

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2012 года N 1464-р
утверждена Концепция федеральной целевой программы "Пожарная безопасность
в Российской Федерации на период до 2017 года"

____________________________________________________________________



1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года".

2. Определить:

государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" (далее - Программа) - МЧС России;

государственными заказчиками Программы - Минобрнауки России, Мининформсвязи России, Рособразование, Роснауку, Росздрав, Рослесхоз, Росатом, Ространснадзор и Ростехнадзор.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет до 30998,234 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. МЧС России обеспечить разработку проекта Программы и Минэкономразвития России представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Зубков

     

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 31 октября 2007 года
N 1532-р

КОНЦЕПЦИЯ
федеральной целевой программы "Пожарная безопасность
в Российской Федерации на период до 2012 года"

I. Обоснование соответствия проблемы и целей Программы
приоритетным задачам социально-экономического развития
Российской Федерации

Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров является важным фактором устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации.

В Российской Федерации в 2006 году произошло около 218 тыс. пожаров, в результате которых пострадало 30444 человека (погибло 17065 человек, травмировано 13379 человек), материальный ущерб составил более 90 млрд. рублей.

Более 70 процентов пожаров происходит в жилом секторе. Огнем уничтожается около 1,2 млн. кв. метров жилья. Размеры уничтоженной огнем жилой площади составляют более 3 процентов от объемов вводимого жилья.

В 2006 году на пожарах спасено более 96 тыс. человек. При этом уровень риска пожаров в Российской Федерации выше, чем в других экономически развитых странах. Базовые параметры риска пожаров в 2006 году имели следующие значения:

частота пожаров - 1,48;

индивидуальный риск - 2,07 x 10 ;

удельная величина ущерба - 412,8 тыс. рублей.

Если по показателю частоты пожаров Россия незначительно отстает от промышленно развитых стран, то по остальным параметрам отстает в 3-5 раз. Так, показатель индивидуального риска составляет

в США - 4,4 x 10, Японии - 4,8 x 10, Великобритании и Франции - 6,8 x 10.


Показатели риска пожаров характеризуют различные аспекты состояния пожарной безопасности в стране.

Так, частота пожаров прежде всего отражает общий уровень пожарной безопасности и эффективность превентивных противопожарных мероприятий, деятельность надзорных органов и мер, предпринимаемых гражданами и собственниками.

Индивидуальный риск и удельная величина ущерба главным образом характеризуют эффективность деятельности подразделений пожарной охраны, задействованных в тушении пожаров (время оперативного реагирования пожарной охраны, их техническую оснащенность, обученность личного состава и другие).

Уровень индивидуального риска зависит от экономических, социальных и территориальных факторов и наиболее критичен для групп населения с низким уровнем доходов и социальной адаптации.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках своих полномочий осуществляются меры по обеспечению пожарной безопасности.

Анализ мер по обеспечению пожарной безопасности в Российской Федерации в целом свидетельствует о недостаточной координации, необходимой для развития сил и средств обнаружения и тушения пожаров. Недостаточное информационное, техническое и технологическое обеспечение служб экстренного реагирования не позволяет обеспечить устойчивое снижение основных показателей риска пожаров для населения, территорий и конкретных объектов.

Особого внимания требует обеспечение пожарной безопасности критически важных объектов Российской Федерации.

Важнейший показатель эффективности действий пожарной охраны время оперативного реагирования (с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации). Его сокращение непосредственно влияет на последствия пожара (сокращение числа погибших, пострадавших, а также уменьшение материального ущерба).

Как показывают исследования, для снижения гибели людей при пожарах примерно на 4 тыс. человек в год необходимо сократить среднее время сообщения о пожаре и среднее время следования на пожар на 15 минут от существующего в настоящее время.

Сокращение времени локализации и ликвидации пожара на 1 минуту позволяет снизить ущерб от пожара в среднем на 300 рублей в расчете на 1 квадратный метр.

В Российской Федерации не все объекты оснащены системами пожарной автоматики, а темпы прироста таких систем весьма низкие. В первую очередь это относится к объектам жилого фонда, на которых происходит основная масса пожаров (более 70 процентов).

На долю пожаров в зданиях жилого сектора приходится 88-90 процентов всех погибших и около 70 процентов травмированных при пожарах, в то же время на долю пожаров в производственных помещениях и местах массового пребывания людей приходится наибольший материальный ущерб.

Для снижения среднего времени оперативного реагирования пожарной охраны требуется реализация комплекса мер, включающих создание интегрированных систем мониторинга противопожарной безопасности объектов, включающих информационно-навигационные системы, в том числе оповещения населения, оснащение противопожарных служб современными средствами связи для обеспечения координации их деятельности, межведомственного взаимодействия при тушении пожаров и спасении людей.

Основными направлениями деятельности обеспечения пожарной безопасности являются:

качественное повышение уровня обеспечения пожарной безопасности населения, территорий и критически важных объектов Российской Федерации;

оптимизация финансовых и материальных ресурсов, привлекаемых для ликвидации пожаров;

повышение эффективности мероприятий по минимизации риска пожаров, угроз жизни и здоровья.

Основными направлениями деятельности, которые могут обеспечить уменьшение рисков пожаров в России, являются:

оптимизация финансовых и материальных ресурсов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, направляемых на решение проблем пожарной безопасности;

строительство и оснащение современными техническими средствами пожарных депо в первую очередь в населенных пунктах, на территории которых отсутствуют подразделения пожарной охраны, для обслуживания критически важных объектов Российской Федерации, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации тушение пожаров осуществляется силами федеральной противопожарной службы, закрытых административно-территориальных образований, а также сложных градостроительных объектов;

развитие материально-технической базы и системы подготовки, профессиональных пожарно-спасательных подразделений;

развитие системы добровольных пожарно-спасательных подразделений;

развитие экспериментальной базы научно-исследовательских и образовательных учреждений в области пожарной безопасности;

разработка и внедрение новых инновационных технологий в области обнаружения пожаров и оповещения населения, а также создания средств спасения людей при пожарах и средств тушения пожаров;

реализация приоритетных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений, учреждений социальной защиты и здравоохранения.

Концепция федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст. 2669).

II. Обоснование необходимости решения проблемы
программно-целевым методом

В настоящее время мероприятия в области обеспечения пожарной безопасности финансируются в основном за счет средств, выделяемых на осуществление текущей деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций. Решение проблемы требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и построения единой системы управления пожарной безопасностью в стране. Рассматриваемую проблему обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации невозможно решить в приемлемые сроки за счет использования рыночного механизма без государственной поддержки.

С учетом существующего уровня риска пожаров в Российской Федерации эффективное обеспечение пожарной безопасности может быть достигнуто путем увеличения объемов финансирования за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных средств, направляемых на развитие и совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности.

Государственное управление обеспечением пожарной безопасности на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях характеризуется нескоординированностью действий между субъектами управления.

Для решения рассматриваемой проблемы требуется принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений в области пожарной безопасности и повышения на этой основе эффективности системы обеспечения пожарной безопасности в стране.

Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителями организаций проведен анализ ежегодных финансовых затрат на обеспечение пожарной безопасности в стране, проводимых мероприятий и научно обоснована потребность в финансовых средствах.

В настоящее время в 56 субъектах Российской Федерации разработаны целевые программы по пожарной безопасности, а в 16 субъектах Российской Федерации программы разрабатываются.

Анализ целевых программ субъектов Российской Федерации, информационных материалов, представленных субъектами Российской Федерации, и мероприятий крупных организаций в области обеспечения пожарной безопасности показал следующее:

субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и организации выделяют значительные финансовые средства на мероприятия противопожарной безопасности, включающие формирование добровольных и других негосударственных структур для решения проблем пожарной безопасности, оснащение системами пожарной безопасности и системами пожарной сигнализации общеобразовательных учреждений и объектов здравоохранения, закупку специальной пожарной техники, оборудования, экипировки и расходных материалов, проведение превентивных мероприятий, а также оказание помощи пострадавшим от пожаров;

несмотря на однородную структуру расходов, реализуемых в рамках программ, мероприятия не скоординированы, представлены в других программах, имеющих иную целевую направленность и функциональное предназначение, не связаны с планами развития федеральной противопожарной службы и другими видами пожарной охраны.

На Государственном совете Российской Федерации, состоявшемся 2 июля 2005 г., был рассмотрен вопрос о необходимости передачи полномочий по организации тушения пожаров на территории Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти. В развитие этого на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу о мерах пожарной безопасности на территории Российской Федерации, состоявшемся 3 сентября 2005 г., принято решение о возложении на федеральную противопожарную службу задач по организации и осуществлению тушения пожаров на территории Российской Федерации и об установлении численности федеральной противопожарной службы в количестве 220000 единиц.

В то же время в соответствии со статьей 18 Федерального закона "О пожарной безопасности" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся:

организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;

разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

разработка, финансирование и организация выполнения региональных целевых программ;

осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;

оперативное управление подразделениями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляемое в порядке делегирования полномочий без предоставления субвенций.

С учетом передачи полномочий по тушению пожаров на территории Российской Федерации федеральной противопожарной службе и с целью придания системности и скоординированности деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций в области обеспечения пожарной безопасности необходимо применение программно-целевого метода.

Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов и системное развитие инфраструктуры обеспечения пожарной безопасности на основе:

определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;

концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения пожарной безопасности;

повышения эффективности государственного управления в области обеспечения пожарной безопасности;

повышения результативности государственных и муниципальных инвестиций, использования материальных и финансовых ресурсов.

Дополнительные эффекты от применения программно-целевого метода будут достигнуты за счет:

развития и использования научного потенциала страны в исследовании причин возникновения пожаров;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»