РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 октября 2007 года N 1532-р
[Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года"]
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2012 года N 1464-р
утверждена Концепция федеральной целевой программы "Пожарная безопасность
в Российской Федерации на период до 2017 года"
____________________________________________________________________
1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года".
2. Определить:
государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" (далее - Программа) - МЧС России;
государственными заказчиками Программы - Минобрнауки России, Мининформсвязи России, Рособразование, Роснауку, Росздрав, Рослесхоз, Росатом, Ространснадзор и Ростехнадзор.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет до 30998,234 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. МЧС России обеспечить разработку проекта Программы и Минэкономразвития России представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Зубков
КОНЦЕПЦИЯ
федеральной целевой программы "Пожарная безопасность
в Российской Федерации на период до 2012 года"
Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров является важным фактором устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации.
В Российской Федерации в 2006 году произошло около 218 тыс. пожаров, в результате которых пострадало 30444 человека (погибло 17065 человек, травмировано 13379 человек), материальный ущерб составил более 90 млрд. рублей.
Более 70 процентов пожаров происходит в жилом секторе. Огнем уничтожается около 1,2 млн. кв. метров жилья. Размеры уничтоженной огнем жилой площади составляют более 3 процентов от объемов вводимого жилья.
В 2006 году на пожарах спасено более 96 тыс. человек. При этом уровень риска пожаров в Российской Федерации выше, чем в других экономически развитых странах. Базовые параметры риска пожаров в 2006 году имели следующие значения:
частота пожаров - 1,48;
индивидуальный риск - 2,07 x 10 ;
удельная величина ущерба - 412,8 тыс. рублей.
Если по показателю частоты пожаров Россия незначительно отстает от промышленно развитых стран, то по остальным параметрам отстает в 3-5 раз. Так, показатель индивидуального риска составляет
в США - 4,4 x 10, Японии - 4,8 x 10, Великобритании и Франции - 6,8 x 10.
Показатели риска пожаров характеризуют различные аспекты состояния пожарной безопасности в стране.
Так, частота пожаров прежде всего отражает общий уровень пожарной безопасности и эффективность превентивных противопожарных мероприятий, деятельность надзорных органов и мер, предпринимаемых гражданами и собственниками.
Индивидуальный риск и удельная величина ущерба главным образом характеризуют эффективность деятельности подразделений пожарной охраны, задействованных в тушении пожаров (время оперативного реагирования пожарной охраны, их техническую оснащенность, обученность личного состава и другие).
Уровень индивидуального риска зависит от экономических, социальных и территориальных факторов и наиболее критичен для групп населения с низким уровнем доходов и социальной адаптации.
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках своих полномочий осуществляются меры по обеспечению пожарной безопасности.
Анализ мер по обеспечению пожарной безопасности в Российской Федерации в целом свидетельствует о недостаточной координации, необходимой для развития сил и средств обнаружения и тушения пожаров. Недостаточное информационное, техническое и технологическое обеспечение служб экстренного реагирования не позволяет обеспечить устойчивое снижение основных показателей риска пожаров для населения, территорий и конкретных объектов.
Особого внимания требует обеспечение пожарной безопасности критически важных объектов Российской Федерации.
Важнейший показатель эффективности действий пожарной охраны время оперативного реагирования (с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации). Его сокращение непосредственно влияет на последствия пожара (сокращение числа погибших, пострадавших, а также уменьшение материального ущерба).
Как показывают исследования, для снижения гибели людей при пожарах примерно на 4 тыс. человек в год необходимо сократить среднее время сообщения о пожаре и среднее время следования на пожар на 15 минут от существующего в настоящее время.
Сокращение времени локализации и ликвидации пожара на 1 минуту позволяет снизить ущерб от пожара в среднем на 300 рублей в расчете на 1 квадратный метр.
В Российской Федерации не все объекты оснащены системами пожарной автоматики, а темпы прироста таких систем весьма низкие. В первую очередь это относится к объектам жилого фонда, на которых происходит основная масса пожаров (более 70 процентов).
На долю пожаров в зданиях жилого сектора приходится 88-90 процентов всех погибших и около 70 процентов травмированных при пожарах, в то же время на долю пожаров в производственных помещениях и местах массового пребывания людей приходится наибольший материальный ущерб.
Для снижения среднего времени оперативного реагирования пожарной охраны требуется реализация комплекса мер, включающих создание интегрированных систем мониторинга противопожарной безопасности объектов, включающих информационно-навигационные системы, в том числе оповещения населения, оснащение противопожарных служб современными средствами связи для обеспечения координации их деятельности, межведомственного взаимодействия при тушении пожаров и спасении людей.
Основными направлениями деятельности обеспечения пожарной безопасности являются:
качественное повышение уровня обеспечения пожарной безопасности населения, территорий и критически важных объектов Российской Федерации;
оптимизация финансовых и материальных ресурсов, привлекаемых для ликвидации пожаров;
повышение эффективности мероприятий по минимизации риска пожаров, угроз жизни и здоровья.
Основными направлениями деятельности, которые могут обеспечить уменьшение рисков пожаров в России, являются:
оптимизация финансовых и материальных ресурсов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, направляемых на решение проблем пожарной безопасности;
строительство и оснащение современными техническими средствами пожарных депо в первую очередь в населенных пунктах, на территории которых отсутствуют подразделения пожарной охраны, для обслуживания критически важных объектов Российской Федерации, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации тушение пожаров осуществляется силами федеральной противопожарной службы, закрытых административно-территориальных образований, а также сложных градостроительных объектов;
развитие материально-технической базы и системы подготовки, профессиональных пожарно-спасательных подразделений;
развитие системы добровольных пожарно-спасательных подразделений;
развитие экспериментальной базы научно-исследовательских и образовательных учреждений в области пожарной безопасности;
разработка и внедрение новых инновационных технологий в области обнаружения пожаров и оповещения населения, а также создания средств спасения людей при пожарах и средств тушения пожаров;
реализация приоритетных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений, учреждений социальной защиты и здравоохранения.
Концепция федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст. 2669).
В настоящее время мероприятия в области обеспечения пожарной безопасности финансируются в основном за счет средств, выделяемых на осуществление текущей деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций. Решение проблемы требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и построения единой системы управления пожарной безопасностью в стране. Рассматриваемую проблему обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации невозможно решить в приемлемые сроки за счет использования рыночного механизма без государственной поддержки.
С учетом существующего уровня риска пожаров в Российской Федерации эффективное обеспечение пожарной безопасности может быть достигнуто путем увеличения объемов финансирования за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных средств, направляемых на развитие и совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности.
Государственное управление обеспечением пожарной безопасности на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях характеризуется нескоординированностью действий между субъектами управления.
Для решения рассматриваемой проблемы требуется принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений в области пожарной безопасности и повышения на этой основе эффективности системы обеспечения пожарной безопасности в стране.
Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителями организаций проведен анализ ежегодных финансовых затрат на обеспечение пожарной безопасности в стране, проводимых мероприятий и научно обоснована потребность в финансовых средствах.
В настоящее время в 56 субъектах Российской Федерации разработаны целевые программы по пожарной безопасности, а в 16 субъектах Российской Федерации программы разрабатываются.
Анализ целевых программ субъектов Российской Федерации, информационных материалов, представленных субъектами Российской Федерации, и мероприятий крупных организаций в области обеспечения пожарной безопасности показал следующее:
субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и организации выделяют значительные финансовые средства на мероприятия противопожарной безопасности, включающие формирование добровольных и других негосударственных структур для решения проблем пожарной безопасности, оснащение системами пожарной безопасности и системами пожарной сигнализации общеобразовательных учреждений и объектов здравоохранения, закупку специальной пожарной техники, оборудования, экипировки и расходных материалов, проведение превентивных мероприятий, а также оказание помощи пострадавшим от пожаров;
несмотря на однородную структуру расходов, реализуемых в рамках программ, мероприятия не скоординированы, представлены в других программах, имеющих иную целевую направленность и функциональное предназначение, не связаны с планами развития федеральной противопожарной службы и другими видами пожарной охраны.
На Государственном совете Российской Федерации, состоявшемся 2 июля 2005 г., был рассмотрен вопрос о необходимости передачи полномочий по организации тушения пожаров на территории Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти. В развитие этого на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу о мерах пожарной безопасности на территории Российской Федерации, состоявшемся 3 сентября 2005 г., принято решение о возложении на федеральную противопожарную службу задач по организации и осуществлению тушения пожаров на территории Российской Федерации и об установлении численности федеральной противопожарной службы в количестве 220000 единиц.
В то же время в соответствии со статьей 18 Федерального закона "О пожарной безопасности" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся:
организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;
разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
разработка, финансирование и организация выполнения региональных целевых программ;
осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;
оперативное управление подразделениями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляемое в порядке делегирования полномочий без предоставления субвенций.
С учетом передачи полномочий по тушению пожаров на территории Российской Федерации федеральной противопожарной службе и с целью придания системности и скоординированности деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций в области обеспечения пожарной безопасности необходимо применение программно-целевого метода.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов и системное развитие инфраструктуры обеспечения пожарной безопасности на основе:
определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;
концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения пожарной безопасности;
повышения эффективности государственного управления в области обеспечения пожарной безопасности;
повышения результативности государственных и муниципальных инвестиций, использования материальных и финансовых ресурсов.
Дополнительные эффекты от применения программно-целевого метода будут достигнуты за счет:
развития и использования научного потенциала страны в исследовании причин возникновения пожаров;