ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2007 года N 801
О внесении изменений в постановление Правительства
Российской Федерации от 15 апреля 1996 года N 480
В целях создания условий для экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года N 480 "Об утверждении Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст.2007; 2002, N 13, ст.1208; 2003, N 52, ст.5062; 2004, N 52, ст.5498; 2006, N 30, ст.3388; 2007, N 38, ст.4549).
2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
3. Исключить:
пункт 3 из постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2002 года N 169 "О федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 13, ст.1208);
пункт 27 из распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 года N 1355-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 44, ст.4362).
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2008 года.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Зубков
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в постановление Правительства Российской
Федерации от 15 апреля 1996 года N 480
1. В наименовании и пункте 1 слова "на 1996-2005 годы" заменить словами "на период до 2013 года".
2. Федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2010 года", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока
и Забайкалья на период до 2013 года"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" |
Дата принятия решения о разработке Программы и | - | Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 1992 года N 1118, постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года N 480 |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство регионального развития Российской Федерации |
Государственные заказчики Программы | - | Федеральное агентство по энергетике, Федеральное агентство связи, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Федеральное агентство по культуре и кинематографии |
Основные разработчики Программы | - | Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Дальний Восток и Забайкалье) |
Цель и задачи Программы | - | целью Программы является формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации. |
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы | - | оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться путем использования 3 групп индикаторов, характеризующих: |
в сфере транспортного комплекса: | ||
в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ: | ||
Срок реализации Программы | - | Программа реализуется с 1996 по 2013 год в 1 этап |
Перечень подпрограмм Программы | - | подпрограмма "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования Программы, в том числе подпрограммы "Развитие г.Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе", на 2008-2013 годы составляет 567008,7 млн.рублей (из них по указанной подпрограмме - 148522,5 млн.рублей), в том числе за счет: |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | в результате реализации мероприятий Программы (с учетом реализации подпрограммы "Развитие г.Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" и проектов, предлагаемых к финансированию за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации) намечается достижение следующих основных показателей: |
Территория Дальнего Востока и Забайкалья составляет 6998,7 тыс.кв.километров (40,99 процента территории Российской Федерации). На ней расположены 12 субъектов Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Камчатский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Магаданская, Сахалинская и Читинская области, Еврейская автономная область, Чукотский и Агинский Бурятский автономные округа.
Численность населения, проживающего на этой территории на 1 января 2006 года, составляла 8742 тыс.человек.
Регион имеет богатую природно-сырьевую базу. По данным геологоразведки, запасы полезных ископаемых на территории Дальнего Востока и Забайкалья составляют около 12 млрд.тонн железа, свыше 15 млн. тонн марганца, более 2 млн.тонн олова, 0,4 млн.тонн вольфрама, 1,8 млн.тонн свинца, 2,5 млн.тонн цинка, 0,8 млн.тонн меди, 16,7 млн.тонн флюорита, 38 тыс.тонн серебра, 2 тыс.тонн золота, 31 тыс.тонн ртути, 3,5 млн.тонн бора, 10,3 млн.тонн титана, 254 тыс.тонн сурьмы, 47 тонн шлиховой платины. Интерес для практического освоения представляют также значительные в масштабах всего Азиатско-Тихоокеанского региона алмазные, лесные, рыбные и углеводородные ресурсы.
Особенно стоит отметить уникальный природный потенциал Дальнего Востока и Забайкалья. Расположенное в регионе озеро Байкал содержит 20 процентов мировых запасов пресной воды и включено в список объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Около 30 процентов территории Камчатского края и 30 процентов территории Республики Саха (Якутия) являются особо охраняемыми природными зонами. Территория региона на 80 процентов покрыта лесами.
Неравномерное хозяйственное освоение территории и высокая дифференциация социально-экономических показателей по административным образованиям, включенным в состав региона, являются особенностью Дальнего Востока и Забайкалья, что во многом объясняется неоднородностью природно-климатического окружения и ресурсно-сырьевого обеспечения.
Указанные факторы одновременно стимулируют и сдерживают экономическое развитие региона. По показателю плотности населения на 1 кв.километр Дальний Восток и Забайкалье уступают как другим регионам Российской Федерации, так и странам Азиатско-Тихоокеанского региона.
Дальний Восток и Забайкалье занимают выгодное экономико-географическое положение в России и Азиатско-Тихоокеанском регионе, соседствуя с такими странами, как Китай, Япония и США. К портам Дальнего Востока имеют выходы широтные транспортные системы Транссибирской и Байкало-Амурской магистральных железных дорог, пересекающих Евразию. Вдоль дальневосточных берегов проходит Северный морской путь.
Стратегическое значение этого региона для России многократно возрастает в связи с активно происходящими в мире, и особенно на сопредельных территориях, экономическими, демографическими и политическими процессами.
Соотношение экономической мощи основных центров мирового хозяйства, на которые приходится три четверти мирового валового внутреннего продукта, довольно быстро меняется в пользу Азиатско-Тихоокеанского региона, удельный вес которого возрастает и в производстве валового внутреннего продукта, и в международной торговле.
В этих условиях развития Дальнего Востока России, являющегося форпостом страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе, необходимо повышенное внимание государства к его геополитическим, стратегическим, экономическим и демографическим проблемам, от решения которых в конечном итоге зависит благополучие всей страны.
Уникальное географическое положение, мощнейшая сырьевая база, научно-технический и военный потенциал являются значимыми для оценки геополитической позиции Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, несмотря на то, что по экономическим и демографическим показателям Российская Федерация сегодня уступает США, Европейскому союзу и Китаю. С возрастающей ролью Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой экономике увеличивается и значимость Дальнего Востока и Забайкалья как контактной зоны, обеспечивающей внешнеэкономическое, культурное и другие виды межгосударственного сотрудничества.
В силу особенностей своего геостратегического положения и ресурсообеспеченности Дальневосточный регион располагает потенциалом для привлечения капитала и крупнейших товарных потоков. Использование этих возможностей, безусловно, должно находиться как в сфере экономических интересов России, так и в сфере долгосрочных геостратегических приоритетов страны.
Реализация такой политики требует ускоренного экономического и демографического развития дальневосточных территорий России в целом, технической и технологической модернизации производства, увеличения мощностей портово-железнодорожных комплексов, обеспечивающих транзитные международные грузоперевозки, и создания на тихоокеанском побережье России крупных центров внешнеэкономического сотрудничества (сопоставимых с аналогичными центрами в Азиатско-Тихоокеанском регионе).
Несмотря на наличие богатых природных ресурсов, экономику Дальнего Востока и Забайкалья можно охаракеризовать как слабую, ориентированную в основном на внешний рынок, имеющую преимущественно сырьевую направленность.
В течение 1999-2006 годов экономика региона, хотя и имела положительную динамику, характеризовалась ярко выраженной цикличностью. Если в 1999 году Дальний Восток и Забайкалье демонстрировали опережающие темпы развития по сравнению со среднероссийскими, то начиная с 2000 года это преимущество было утеряно.
Это объясняется особенностью отраслевой структуры производства. С 2001 года динамика валового регионального продукта определяется прежде всего увеличением оборота розничной торговли и производства услуг при отставании темпов роста промышленного производства.
Объем валового регионального продукта, произведенного в Дальневосточном федеральном округе в 2006 году, по оценке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, составил 942,559 млрд.рублей. Это последнее место в Российской Федерации среди федеральных округов, причем наибольшая доля в промышленном производстве приходится на добычу полезных ископаемых - 44,8 процента. При этом темпы роста валового регионального продукта стабильно ниже среднероссийских показателей.
В начале 90-х годов доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте региона составляла более 34 процентов. В настоящее время она не превышает 3 процентов, при этом основу экспорта составляют сырье, металлы и необработанная древесина.
На этом фоне усиливается зависимость Дальнего Востока и Забайкалья от импорта из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, охватывающего практически весь спектр товаров с высокой долей добавленной стоимости.
Объем инвестиций в основные фонды регионов Дальнего Востока и Забайкалья в 2006 году составил 344,9 млрд.рублей, или 104,5 процента по отношению к уровню 2005 года.
Иностранные инвестиции играют решающую роль в развитии лишь одного региона Дальнего Востока - Сахалинской области (75,8 процента всех инвестиций). В Республике Саха (Якутия), где средства в основном направлены на добычу алмазов, иностранные инвестиции составляют 16,1 процента.
Доля населения с доходами, уровень которых ниже уровня прожиточного минимума в регионе, составляет 21,2 процента (в среднем по России - 17,6 процента).
По налоговым поступлениям в федеральный бюджет Дальневосточный федеральный округ занимает последнее место среди федеральных округов.
Все это в значительной степени обусловило сложившуюся в регионе демографическую ситуацию.
Плотность населения в Дальневосточном федеральном округе составляет всего 1,1 человека на кв.километр, тогда как среднероссийский показатель - 8,4 человека на кв.километр.
С момента проведения переписи населения 1989 года численность населения в Дальневосточном федеральном округе снизилась на 20 процентов (в среднем по России - на 3,6 процента).
Дальний Восток и Забайкалье с начала 90-х годов вступили в критический период, когда численность населения стала уменьшаться катастрофическими темпами. Основную роль в этом играют естественная убыль населения (превышение смертности над рождаемостью) и миграция в другие регионы. С 1996 по 2006 год Дальний Восток покинуло около 720 тыс.человек, или 10 процентов населения, в основном трудоспособного возраста и высокой квалификации.
Очевидно, что в ближайшее время регион не сможет конкурировать со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по выпуску продукции машиностроения, информационных технологий и других отраслей. Поэтому позиционирование экономики Дальнего Востока и Забайкалья должно осуществляться путем развития добычи и переработки природных ресурсов и использования транзитных возможностей региона.
Как уже отмечалось, в границах Дальневосточного федерального округа и примыкающих регионах Сибирского федерального округа сосредоточен существенный потенциал использования сырьевых ресурсов.
Факторами, затрудняющими освоение природно-ресурсного потенциала Дальнего Востока и Забайкалья, являются:
недостаточность информации о запасах ресурсов и их состоянии по причине осуществления в небольших масштабах работ, связанных с геологоразведкой;
наличие инфраструктурных ограничений освоения природно-ресурсной базы, прежде всего в энергетической и транспортной сферах;
низкая экологическая устойчивость местных экосистем, требующих дополнительных природоохранных затрат в ходе освоения природных ресурсов;
неразвитость или полное отсутствие производств, обеспечивающих комплексную и безотходную переработку сырья, что ведет к нерациональному использованию сырьевой базы;
отставание производительности труда в большинстве природно-ресурсных отраслей Дальнего Востока и Забайкалья от производительности труда в развитых странах Азиатско-Тихоокеанского региона;
дефицит рабочей силы, неразвитость системы подготовки квалифицированных кадров.
Гидроэнергетические ресурсы Сибири и Дальнего Востока составляют примерно три четверти общероссийского гидроэнергетического потенциала. Практическое использование этих ресурсов потребует значительных капиталовложений, что, в свою очередь, должно быть обусловлено стимулированием привлечения внебюджетных инвестиций в создание и развитие добывающих и перерабатывающих производств, выступающих в качестве энергопотребителей.