ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 2002 года N 169


О федеральной целевой программе "Экономическое и
социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья
на 1996-2005 и до 2010 года"

(с изменениями на 21 ноября 2007 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 года N 801 (вступил в силу с 1 января 2008 года).

____________________________________________________________________



В целях обеспечения условий для экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Внести в Федеральную целевую программу экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы (далее именуется - Программа), утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года N 480 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст.2007), изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается), и продлить срок ее реализации до 2010 года.

2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с другими государственными заказчиками Программы и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных на Дальнем Востоке и в Забайкалье, обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.

3. Пункт исключен с 1 января 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 года N 801. - См. предыдущую редакцию.

4. Признать утратившими силу пункты 2, 3 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года N 480 "Об утверждении Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы".

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

     

 УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 1996 года N 480

(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 19 марта 2002 года N 169)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и
Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года"

     

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие
Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года"


Наименование
Программы

-

федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года"

Дата принятия
решения
о разработке
Программы,
дата ее
утверждения

-





постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года. N 480;
протокол N 1 от 27 февраля 2001 г. заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по реализации Федеральной целевой программы
экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы

Государственные
заказчики
Программы













-
















Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации - государственный заказчик-координатор;
государственные заказчики Программы:
Министерство энергетики Российской Федерации - по вопросам энергообеспечения;
Министерство труда и социального развития Российской Федерации - по вопросам содействия занятости населения;
Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации - по вопросам промышленности и науки;
Министерство транспорта Российской Федерации и Министерство путей сообщения Российской Федерации - по вопросам транспортного
комплекса;
Государственный коми тет Российской Федерации по рыболовству - по вопросам рыбного хозяйства;
Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу - по вопросам развития
жилищно-коммунального хозяйства

Основные
исполнители
Программы

-


предприятия и организации, отбираемые в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд"

Основные
разработчики
Программы












-











Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;
государственное унитарное предприятие - научно-исследовательский центр "Зарубежсхема" при Министерстве экономического развития и
торговли Российской Федерации;
государственное научное предприятие "Северо-Кавказский научный центр высшей школы" (с использованием материалов Института
экономических исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук, государственного научно-исследовательского учреждения "Совет по изучению производительных сил" Министерства
экономического развития и торговли Российской Федерации и Российской академии наук, Дальневосточного научно-исследовательского института рынка при Министерстве
экономического развития и торговли Российской Федерации);
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенные на Дальнем Востоке и в Забайкалье

Цели Программы








-








создание экономических условий для устойчивого развития Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации;
формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья и стимулирования программ и проектов международного и приграничного сотрудничества;
развитие социальной сферы, достижение необходимых социальных нормативов, соответствующих специфике Дальнего Востока и Забайкалья

Задачи Программы










-










формирование системы транспортных коридоров в целях расширения внешнеэкономического сотрудничества и усиления позиции Российской
Федерации в мировой транспортной системе;
развитие сырьевой базы нефтегазодобычи и расширение магистральных трубопроводных сетей;
воспроизводство и сохранение морских биоресурсов бассейнов дальневосточных морей;
модернизация структуры и развитие ключевых секторов экономики -
топливно-энергетического, транспортного и рыбохозяйственного комплексов;
создание условий для развития малого и среднего предпринимательства

Сроки реализации

Программы
Перечень
основных
мероприятий
Программы

-

-







1996-2005 и до 2010 года

развитие топливно-энергетического комплекса;
модернизация отраслей традиционной специализации (рыбохозяйственного комплекса, цветной металлургии, лесной и
деревообрабатывающей промышленности);
развитие транспортного комплекса;
развитие минерально-сырьевого комплекса;
развитие социальной инфраструктуры и закрепление населения на южных территориях региона

Объемы и
источники
финансирования









-










общая сумма затрат составляет 441202,4 млн. рублей, в том числе:
целевые средства федерального бюджета - 18274,1 млн. рублей, из них:
государственные инвестиции - 15508 млн. рублей, НИОКР - 52 млн. рублей, прочие расходы - 2714,1 млн. рублей;
средства, выделяемые из федерального бюджета на реализацию в регионе мероприятий других федеральных целевых программ, - 14385,3 млн. рублей;
средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 26540,7 млн. рублей;
средства местных бюджетов - 3826,9 млн. рублей;
средства российских акционерных обществ - 111509,9 млн. рублей;
прочие внебюджетные источники - 266665,5 млн. рублей

Ожидаемые
результаты
реализации
Программы

-




сокращение отставания Дальнего Востока и Забайкалья (по основным макроэкономическим показателям) от среднероссийского уровня;
повышение финансовой самообеспеченности региона и уровня жизни населения;
снижение социальной напряженности в регионе

Управление
реализацией
Программы и
контроль за ходом ее выполнения

-



управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения организуются в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Территория, занимаемая субъектами Российской Федерации на Дальнем Востоке и в Забайкалье, составляет почти 40 процентов площади России (население - 6,5 процента). Объем валового регионального продукта составляет около 6 процентов общероссийского валового внутреннего продукта. Регион имеет протяженную границу с Китайской Народной Республикой и Монголией, незамерзающие морские порты на востоке, крупные транспортные артерии - Транссибирскую и Амурскую магистрали. Все это создает благоприятные условия для развития экономического сотрудничества с зарубежными странами, прежде всего со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Регион обладает значительными ресурсами минерального сырья, цветных и благородных металлов, железной руды, угля (более 20 млрд. тонн), нефти (9,6 млрд. тонн), природного газа (14 трлн. куб. метров), древесины, а также гидроэнергетическими ресурсами. В пределах 200-мильной зоны морская и океаническая акватория составляет 1,5 млн. кв. километров. По прогнозным оценкам, на шельфе дальневосточных морей содержится до 30 млрд. тонн углеводородов. Здесь добывается свыше 60 процентов рыбы и морепродуктов России.

Условия хозяйствования и проживания населения резко дифференцированы. В южных районах большее развитие получили промышленность и сельское хозяйство. Северные и северо-восточные территории специализируются на развитии горнодобывающих отраслей промышленности.

Наряду с перечисленными благоприятными экономико-географическими условиями Дальний Восток и Забайкалье испытывают давление и негативных факторов. Это, прежде всего, сложные природно-климатические условия, слабая освоенность территории, низкая плотность населения, отдаленность региона от промышленных центров страны, труднодоступность большей части территории, отсутствие развитой сети дорог, отток населения.

Наличие серьезных проблем в различных отраслях экономики и социальной сферы вызвало необходимость принятия Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы. В осуществление этой программы в период 1996-2005 годов было инвестировано около 20 процентов средств, запланированных на реализацию программных мероприятий. Существенным недостатком этой программы являлось отсутствие увязки экономического и социального развития региона с реальными возможностями федерального бюджета и возможностями бюджетов субъектов Российской Федерации, вследствие чего цели и задачи в целом не были выполнены.

2. Реализация Программы в 1996-2001 годах

На реализацию Программы в 1996-2001 годах было израсходовано 88430 млн. рублей (в ценах 2002 года), в том числе из федерального бюджета - 24250 млн. рублей. Итоги ее реализации в этот период характеризуются следующими показателями.

Топливно-энергетический комплекс

Продолжалась реконструкция угольных разрезов "Харанорский" (Читинская область), "Раковский" (Приморский край), завершено строительство ВЛ-220 кВ от Колымской ГЭС до Магаданского энергоузла, введен 4-й блок (4МВт) на Верхнемутновской ГеоТЭС в Камчатской области, на строительстве Бурейской ГЭС выполнено работ на сумму 1001 млн. рублей, восстановлены турбоагрегаты на Артемовской ТЭЦ и Магаданской ТЭЦ, значительные объемы работ выполнены по обустройству Средневилюйского газоконденсатного месторождения и комплексной разработке Тассюряхского нефтегазоконденсатного месторождения в Республике Саха (Якутия), введен в эксплуатацию газопровод "Комсомольск-на-Амуре - Амурск" в Хабаровском крае, в Камчатской области началось строительство магистрального газопровода из Соболевского района до города Петропавловска-Камчатского.

Транспортный комплекс

Программные мероприятия по развитию транспортного комплекса, включающие около 120 инвестиционных проектов, реализовывались в основном в рамках отраслевых федеральных целевых программ. Построено и реконструировано около 870 километров дорог, построено 6 морских судов и 10 судов смешанного "река-море" плавания, введены в эксплуатацию перегрузочные комплексы и причалы в портах Восточный, Находка, Владивосток, проведены реконструкция гидротехнических сооружений в Сахалинской области и техническое перевооружение нефтебункеровочной базы и пирсов в Ванинском порту, началась реконструкция взлетно-посадочных полос в 11 аэропортах региона, завершено строительство Северо-Муйского тоннеля на БАМе.

Рыбохозяйственный комплекс

Введено в действие 13 рыборазводных заводов в Камчатской, Сахалинской и Магаданской областях, а также в Хабаровском крае.

Финансирование объектов и мероприятий рыбохозяйственного комплекса осуществлялось в рамках федеральной целевой программы "Рыба" и за счет средств целевого бюджетного Фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов. В 2000 году за счет средств указанного Фонда все направления рабохозяйственного комплекса Дальневосточного региона были профинансированы в сумме 2346,1 млн. рублей.

3. Обоснование необходимости использования
программно-целевых методов решения проблем

В связи с необходимостью концентрации ресурсов на ключевых направлениях развития региона и активизации возможностей субъектов Российской Федерации по привлечению внебюджетных средств Правительством Российской Федерации было принято решение о корректировке указанной программы с продлением срока ее реализации до 2010 года.

Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года" (далее именуется - Программа) представляет собой взаимоувязанный комплекс проектов и мероприятий, направленных на кардинальное улучшение социально-экономического положения региона.

Основные направления развития Дальнего Востока и Забайкалья определены исходя из общей концепции социально-экономического развития Российской Федерации, согласно которой территориальное социально-экономическое развитие Российской Федерации в значительной мере будет определяться мировыми экономическими, экологическими и геополитическими тенденциями.

Основными факторами, действующими на период до 2010 года, будут являться:

усиление интеграции российской экономики в мировую экономику;

дифференциация геополитической ситуации и стратегических приоритетов на различных участках государственной границы Российской Федерации в регионе;

особая значимость территории региона как резервной ресурсной и экологической зоны мирового значения.

Развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2010 года будет определяться следующими приоритетами:

развитие топливно-энергетического комплекса;

модернизация отраслей традиционной специализации (рыбохозяйственного комплекса, цветной металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности);

развитие транспортного комплекса;

развитие минерально-сырьевого комплекса;

развитие социальной инфраструктуры и закрепление населения на южных территориях региона;

интеграция Дальнего Востока и Забайкалья в экономическую систему Азиатско-Тихоокеанского региона.

Программа разработана для 13 субъектов Российской Федерации, расположенных на Дальнем Востоке и в Забайкалье, - Республики Саха (Якутия), Приморского края, Хабаровского края, Амурской, Камчатской, Магаданской и Сахалинской областей, Еврейской автономной области, Корякского, Чукотского автономных округов, Республики Бурятия, Читинской области, Агинского Бурятского автономного округа.

4. Цели, задачи и сроки выполнения Программы

Целями Программы являются:

создание экономических условий для устойчивого развития Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации;

формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья и стимулирования программ и проектов международного и приграничного сотрудничества;

обеспечение комплекса мер для снижения социальной напряженности в регионе;

обеспечение эффективного выполнения федеральных целевых программ, реализуемых в регионе.

Основными задачами Программы являются:

формирование системы транспортных коридоров в целях расширения внешнеэкономического сотрудничества и усиление позиции Российской Федерации в мировой транспортной системе;

развитие сырьевой базы нефтегазодобычи и расширение магистральных трубопроводных сетей;

воспроизводство и сохранение морских биологических ресурсов бассейнов дальневосточных морей;

модернизация структуры и развитие ключевых секторов экономики - топливно-энергетического, транспортного и рыбохозяйственного комплексов;

создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

развитие социальной инфраструктуры и закрепление населения на южных территориях региона.

5. Система программных мероприятий

Программные мероприятия определены по их значимости и сгруппированы по следующим разделам:

обеспечение геостратегических приоритетов;

решение задач федерального значения;

мероприятия межрегионального значения;

региональные мероприятия, требующие государственной поддержки;

нормативно-правовое обеспечение Программы и необходимые институциональные преобразования.

В первую группу включены мероприятия, направленные на развитие межгосударственного сотрудничества и защиту геостратегических интересов России на Дальнем Востоке и в Забайкалье. К их числу относятся строительство экспортных нефте- и газопроводов, освоение залежей углеводородов, сохранение и эффективное использование биологических ресурсов региона, сохранение экосистемы озера Байкал, создание транснациональных транспортных коммуникаций, мероприятия по интеграции региона в экономическую систему Азиатско-Тихоокеанского региона.

Во вторую группу включены мероприятия и проекты федерального значения, связанные с развитием федеральных энергетических систем и объектов, освоением природных ресурсов, закреплением населения на Дальнем Востоке и в Забайкалье.

В третью группу включены мероприятия межрегионального значения, реализация которых отвечает интересам двух или нескольких субъектов Российской Федерации, расположенных на Дальнем Востоке и в Забайкалье. К ним относятся развитие межсубъектных транспортных сетей, переработка нефти и газоконденсата, строительство и реконструкция трубопроводов, развитие электроэнергетики, промышленных предприятий, выпускающих универсальную продукцию, освоение новых технологий в экономике. В социальной инфраструктуре приоритетными направлениями являются развитие информационного пространства, сохранение и использование научного потенциала, обеспечение занятости и закрепления населения в регионе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»