О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации

8. Государственное регулирование деятельности
в области безопасности дорожного движения


Многоплановость и сложность общественных отношений, складывающихся в области обеспечения безопасности дорожного движения, обуславливает наличие множества нормативных правовых актов различной юридической силы, регламентирующих деятельность в данной области.

В настоящее время вся совокупность таких актов представляет собой определенную систему, которую составляют: федеральные законы, другие законодательные акты, изданные высшим законодательным органом страны или Президентом Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; ведомственные (межведомственные) нормативные правовые акты. Отдельные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения регламентируются органами власти субъектов Российской Федерации. По оценкам специалистов, в настоящее время только на федеральном уровне действует более 1000 нормативных правовых актов.

Федеральными законами и другими нормативными правовыми актами устанавливаются наиболее общие положения, касающиеся целей, задач, принципов, полномочий органов управления, отдельных специальных видов деятельности, ответственности в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Основополагающим этапом в создании правовой основы государственной политики явилось принятие Федерального закона от 01.12.95 N 196* "О безопасности дорожного движения". В нем сформулированы основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, частично разрешена проблема разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, в общем виде регламентируются основные требования, которые предъявляются к субъектам обеспечения безопасности дорожного движения.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 10.12.95 N 196-ФЗ". - Примечание изготовителя базы данных.


Важная роль на законодательном уровне отводится регламентации полномочий органов управления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Так, полномочия милиции по обеспечению безопасности дорожного движения предусмотрены Законом Российской Федерации от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции", Указом Президента Российской Федерации от 12.07.93* N 209 "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации". В целях реализации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения 15 июня 1998 года Президентом Российской Федерации подписан Указ "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", которым утверждено положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России. Тем самым определен правовой статус специального органа, осуществляющего контрольные, надзорные, разрешительные функции в данной области.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 12.02.93". - Примечание изготовителя базы данных.


Значительное место отводится регламентации отдельных видов деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения. Это Федеральный закон от 18.07.95 N 108 "О рекламе", Федеральный закон от 24.07.98 N 127 "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и ответственности за нарушение порядка их выполнения", Федеральный закон от 25.09.98 N 158 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и др.

На законодательном уровне регламентируются различные виды ответственности физических и юридических лиц. Так, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение действующих норм и правил.

На подзаконном уровне следует выделить такой вид нормативных правовых актов, как постановления Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Как правило, ими уточняется компетенция ряда федеральных органов исполнительной власти и их подразделений, определяется порядок допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, оборудования и использования автомобильных дорог, лицензирования перевозочной деятельности и контроля за ее осуществлением и др. К ним относятся постановления Правительства Российской Федерации от 08.07.97 N 831 "Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений", от 12.08.94 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", от 31.07.98 N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" и др.

Самыми многочисленными являются ведомственные (межведомственные) нормативные правовые акты. Они посвящены широкому кругу вопросов: организационному, штатному, материально-техническому и иному обеспечению деятельности служб и подразделений. Приоритетное внимание при этом уделяется регламентации механизма контрольно-надзорной деятельности. В этих целях только за 1999-2000 годы МВД России и Минтрансом России приняты следующие основополагающие документы по конкретным направлениям: Наставление по дорожно-патрульной службе Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России; Наставление по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России; Наставление по дорожной инспекции и организации дорожного движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России; Инструкция действий должностных лиц подразделений Российской транспортной инспекции при проведении государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров на стационарных и передвижных контрольных пунктах; Положение о пунктах государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок и др.

Межведомственные нормативные правовые акты в целом занимают незначительную часть в общей массе актов. Как правило, они посвящены вопросам деятельности федеральных органов по конкретным направлениям деятельности, которые не урегулированы на законодательном и правительственном уровнях. К ним можно отнести: совместный приказ МПС России, МВД России, Минтранса России, ФДС России от 27.08.98 N 3ЦЗ/520/112/229 "О системе профилактических мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах МПС России"; совместное указание МВД России от 14.07.2000 N 1/13438 и Государственного таможенного комитета России от 14.07.2000 N 01-06/19687 "Об упорядочении регистрации транспортных средств и выдачи на них паспортов"; совместное указание МВД России от 15.02.2000 N 13/1-874 и Минтранса России от 14.02.2000 N МК-7/118 "Об основных направлениях взаимодействия подразделений ГИБДД и Ространсинспекции" и ряд других.

В сфере нормотворчества значительное внимание уделяется совершенствованию действующей законодательной и иной нормативной правовой базы. Только за 1999-2000 годы МВД России, Минтрансом России, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", Закон Российской Федерации "О милиции", Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.2001 N 67 "О внесении изменений и дополнений в решения Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения" внесены изменения и дополнения в Правила дорожного движения Российской Федерации и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Осуществлялось сопровождение проектов федеральных законов "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", "Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта", проекта новой редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем анализ сложившейся практики нормативного правового регулирования показывает, что разработка правовых актов во многом осуществляется не систематизированно, не координируется на основе единых принципов. Это приводит к тому, что нормативная база в целом ряде случаев содержит внутренние противоречия, положения нормативных правовых актов дублируют друг друга, имеется много правовых пробелов. Слабое развитие в нормативных документах находит реализация основополагающих принципов обеспечения безопасности дорожного движения, которые сформулированы в Федеральном законе "О безопасности дорожного движения": приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении. На государственном уровне не разработан механизм определения потерь государства от ДТП и их последствий, связанных с ранением и гибелью людей. Не решен вопрос определения источника финансирования для проведения профилактических мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Требуют детальной нормативно-правовой регламентации вопросы распределения компетенции между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. Актуальным остается вопрос о четком распределении компетенции между контрольно-надзорными органами в области обеспечения безопасности дорожного движения, в частности, ГИБДД МВД России и РТИ Минтранса России.

Федеральным законом “О безопасности дорожного движения” подготовка нормативно-технической документации, регламентирующей техническую эксплуатацию автотранспортных средств, возложена на заводы-изготовители. Однако данная работа практически не проводится.

Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательных и иных норм в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местными органами власти, а также специально уполномоченными контрольно-надзорными органами. К ним относятся подразделения ГИБДД МВД России, РТИ Минтранса России, Госстандарта России, государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Минсельхоза России, Военная автомобильная инспекция Минобороны России и т.д. Инспекции призваны решать возложенные на них задачи во взаимодействии друг с другом и с другими органами исполнительной власти, не допуская дублирования в работе.

Направления контрольно-надзорной деятельности, прежде всего, определяются факторами, оказывающими существенное влияние на состояние безопасности дорожного движения. К таким факторам относятся: соответствие конструкции выпускаемых транспортных средств требованиям государственных, отраслевых стандартов и международных норм; техническое состояние транспортных средств; эксплуатационные качества автомобильных дорог; уровень подготовки участников дорожного движения, их дисциплинированность и т.д.

Основной объем контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения возложен на ГИБДД МВД России. В ее обязанности входит обеспечение соблюдения юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях сохранения жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Важная роль в контрольно-надзорной деятельности принадлежит РТИ Минтранса России. В сфере ее влияния находится около 0,5 млн. хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на автомобильном транспорте, из которых 268 тыс. - индивидуальные предприниматели и 114 тыс. - частные предприятия.

В 2000 году сотрудниками ГИБДД было выявлено около 49 млн. нарушений правил дорожного движения. Ими выявлено 40,7 млн. нарушений, допущенных водителями транспортных средств и лицами, не имеющими права на управление, и 8,2 млн. нарушений ПДД пешеходами.

В среднем по стране из каждых 1000 граждан к 309 предъявлялись претензии по фактам невыполнения требований обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Из них 304 человека были подвергнуты различным мерам административного воздействия.

К числу основных нарушений ПДД в 2000 году относятся: превышение скорости (40,3% от общего количества нарушений, допущенных водителями), нарушение правил регистрации и эксплуатации транспортных средств (13,7%), несоблюдение требований дорожных знаков и разметки дорог (11,3%). Нарушения ПДД пешеходами составили 16,8% от всех выявленных нарушений.

Ежегодно увеличивается количество фактов нарушения перевозки опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, выявленных сотрудниками ГИБДД. При этом темпы роста количества нарушений также увеличиваются. Так, если в 1999 году прирост составил 26,8%, то в 2000 году он достиг 31,9%. Всего на протяжении 2000 года зарегистрировано 146,1 тыс. таких нарушений.

Государственный контроль за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок возложен на РТИ Минтранса России. В 2000 году отделениями РТИ проверено 2,7 млн. автотранспортных средств, участвующих в международных автомобильных перевозках, в том числе - 1,7 млн. принадлежащих иностранных грузоперевозчикам. Выявлено 167 тыс. нарушений при осуществлении международных перевозок. Более 50 тыс. автотранспортных средств не были допущены для движения по территории Российской Федерации по причине нарушений международных договоров и российского законодательства.

В последние годы усовершенствована система приема экзаменов, автоматизирован процесс выдачи водительских удостоверений. В 2000 году проведено 6,4 млн. экзаменов, выдано и заменено 7,3 млн. водительских удостоверений.

В 2000 году службой технического надзора ГИБДД активизирована профилактическая работа в автотранспортных предприятиях. Проведено 307,2 тыс. проверок автохозяйств, что на 5,9% больше аналогичного показателя предшествующего года. Обследовано 76,6 тыс. автотранспортных предприятий. Должностным лицам автопредприятий выдано 117,1 тыс. предписаний, из них оштрафовано 87,6 тыс. должностных лиц. Более половины из них (62,2%) привлечены к административной ответственности за выпуск на линию неисправных, переоборудованных без разрешения, незарегистрированных или не прошедших государственный технический осмотр транспортных средств, 18,5% - за невыполнение предписаний ГИБДД.