[Об отраслевых особенностях бюджетного учета в системе
здравоохранения Российской Федерации]
В целях организации работы по бюджетному учету в системе здравоохранения Российской Федерации и для оперативного использования в работе учреждений и организаций отрасли Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации разработаны и согласованы с Министерством финансов Российской Федерации "Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации".
Электронная версия "Отраслевых особенностей бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации" высылается в ваш адрес электронной почтой.
После получения вами электронной версии просьба подтвердить ее доставку.
Рекомендуем довести указанный документ до сведения руководителей муниципальных органов здравоохранения.
Р.А.Хальфин
ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации
Бюджетный учет в системе здравоохранения - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения и созданных ими бюджетных учреждений, а также операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", бюджетным законодательством, Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Минздравсоцразвития России и настоящими Указаниями.
Основными задачами бюджетного учета в учреждениях здравоохранения являются:
формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений здравоохранения, а также о финансовых результатах их деятельности;
формирование полной и достоверной информации об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в сфере здравоохранения;
обеспечение контроля за соответствием законодательству Российской Федерации операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в сфере здравоохранения, а также контроля за составлением активов и выполнением обязательств учреждений здравоохранения;
обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений здравоохранения.
За организацию бюджетного учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций в учреждении здравоохранения несет ответственность руководитель учреждения.
За ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бюджетной отчетности учреждением здравоохранения несет ответственность главный бухгалтер учреждения.
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения и обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников учреждения здравоохранения.
В обязанности бухгалтерских служб учреждений здравоохранения входит:
ведение бюджетного учета;
предварительный контроль за соответствием заключенных договоров лимитам бюджетных обязательств;
контроль за своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов;
контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением, указанным в лимитах бюджетных обязательств и в сметах доходов и расходов учреждения;
контроль за сохранностью денежных средств и материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации;
контроль за своевременным выполнением финансовых обязательств, возникающих в процессе исполнения бюджета в сфере здравоохранения;
контроль за исполнением выданных доверенностей на получение имущества;
участие в проведении инвентаризации имущества и обязательств, отражение в учете результатов инвентаризации;
инструктаж материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении;
составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бюджетной отчетности;
хранение документов (первичных учетных документов, регистров бюджетного учета, бюджетной отчетности) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.
Все операции, проводимые учреждениями здравоохранения, оформляются первичными учетными документами, составленными по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, приложении N 2 к Инструкции по бюджетному учету, нормативных актах ЦБ РФ, ведомственных нормативных актах в сфере здравоохранения.
В случае необходимости учреждение здравоохранения вправе самостоятельно разработать формы документов, не предусмотренных в альбомах унифицированных форм, содержащие обязательные реквизиты согласно п.2 ст.9 Закона "О бухгалтерском учете":
наименование документа;
дату составления документа;
наименование организации, от имени которой составлен документ;
содержание хозяйственной операции;
измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
личные подписи указанных лиц.
Разработанные в учреждении здравоохранения формы первичных учетных документов с краткими указаниями по их заполнению подлежат утверждению руководителем учреждения.
Представление первичных учетных документов в бухгалтерию регламентируется графиком документооборота, составленным главным бухгалтером и утвержденным руководителем учреждения здравоохранения. Выписки из графика документооборота вручаются материально ответственным и другим должностным лицам учреждения здравоохранения.
Все первичные документы по операциям с активами и обязательствами, включая расчетные документы, подписываются руководителем и главным бухгалтером учреждения здравоохранения, другими лицами, имеющими право подписи.
Документы, не оформленные подписями в порядке, указанном выше, считаются недействительными и не принимаются к исполнению.
Для ведения бюджетного учета в учреждениях здравоохранения применяются регистры, содержащие обязательные реквизиты и показатели, приведенные в приложении N 3 к Инструкции по бюджетному учету.
Основанием для отражения записи в регистрах бюджетного учета служат надлежаще оформленные первичные документы.
Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в следующих регистрах бюджетного учета:
Журнал операций по счету "Касса" - N 1;
Журнал операций с безналичными денежными средствами - N 2;
Журнал операций расчетов с подотчетными лицами - N 3;
Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками - N 4;
Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам - N 5;
Журнал операций расчетов по оплате труда - N 6;
Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов - N 7;
Журнал по прочим операциям - N 8;
Главная книга.
Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.
Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.
По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.
Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного учета, производится в следующем порядке:
ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и не требующая изменения данных в журналах операций, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бюджетного учета, в котором производится исправление ошибки, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись "Исправлено";
ошибочная запись, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и требующая изменений в журнале операций, в зависимости от ее характера, оформляется по способу "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью последним днем отчетного периода;
ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью датойбнаружения ошибки.
Исправление ошибок, допущенных при отражении в учете операций по санкционированию расходов бюджета (лимитов бюджетных ассигнований и т.п.), отражается последними записями отчетного года.
По истечении каждого отчетного месяца первичные учетные документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы.