ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2007 года N 672
О внесении изменений в постановление Правительства Российской
Федерации от 7 декабря 2001 года N 866
В целях совершенствования управления реализацией Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2010 года и уточнения перечня мероприятий и объемов их финансирования Правительство Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года N 866 "О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст.4974; 2002, N 23, ст.2187; 2004, N 50, ст.5076; 2005, N 13, ст.1174).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Зубков
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 октября 2007 года N 672
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации
от 7 декабря 2001 года N 866 "О Федеральной целевой программе развития
Калининградской области на период до 2010 года"
1. В пункте 2:
слова "Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации - государственному заказчику" заменить словами "Министерству регионального развития Российской Федерации - государственному заказчику - координатору";
слова "администрации Калининградской области" заменить словами "правительству Калининградской области".
2. В пункте 3 слова "и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации" исключить.
3. Федеральную целевую программу развития Калининградской области на период до 2010 года, утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД
ДО 2010 ГОДА
Наименование Программы | - | Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 года | |||
Дата принятия решения о разработке Программы | - | разработана на основании раздела II протокола заседания Правительства Российской Федерации от 22 марта 2001 года N 11 | |||
Дата утверждения Программы | - | утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года N 866 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 года N 388, от 7 декабря 2004 года N 743, от 21 марта 2005 года N 147) | |||
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство регионального развития Российской Федерации | |||
Государственные заказчики Программы | - | Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство по энергетике, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию | |||
Основные разработчики Программы | - | Министерство регионального развития Российской Федерации, правительство Калининградской области, закрытое акционерное общество "Международный центр развития регионов" | |||
Цель Программы | - | создание условий для устойчивого социально-экономического развития Калининградской области, сопоставимого с уровнем развития сопредельных государств, благоприятного инвестиционного климата в регионе для сближения Российской Федерации и государств - членов Европейского союза | |||
Основные задачи Программы | - | основные задачи Программы включают в себя: улучшение экологической обстановки, выход на нормативный уровень состояния компонентов окружающей среды; | |||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | - | целевые индикаторы определены с учетом мероприятий, реализацию которых предполагается осуществить за счет внебюджетных средств. В результате реализации Программы в 2010 году будут достигнуты следующие показатели: коммунальными услугами: | |||
Сроки и этапы реализации Программы | - | Программа реализуется в 2002-2010 годах в два этапа: | |||
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования Программы составляет (в ценах соответствующих лет) 31083,22 млн.рублей, в том числе: | |||
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | создание в Калининградской области благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, способствующего привлечению инвестиций, развитию экспортно-ориентированного производства, повышению конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей; коммунальными услугами (удельный вес населения, обеспеченного водопроводом, достигнет 98,6 процента, удельный вес населения, обеспеченного канализацией, - 96,8 процента, удельный вес населения, обеспеченного газом, - 95,1 процента, в том числе централизованным газоснабжением - 57 процентов); |
Калининградская область - самый западный субъект Российской Федерации. Территория области составляет 15,1 тыс.кв. километров, население - 939,9 тыс.человек (на начало 2006 года), из них около 78 процентов - горожане.
Область отделена от остальной территории страны сухопутными границами с Польшей и Литвой и международными водами. Калининградская область занимает выгодное экономико-географическое положение, определяющееся:
близостью к рынкам Западной и Восточной Европы;
близостью к трансъевропейским транспортным коридорам и другим европейским коммуникациям;
климатическими условиями, благоприятными для развития туризма;
наличием на территории области незамерзающего портового комплекса.
Калининградская область располагает существенными природными ресурсами. На ее территории находится единственное в мире промышленное месторождение янтаря, где сосредоточено более 90 процентов его мировых запасов, имеются перспективные запасы высококачественной низкосернистой нефти, бурого угля, торфа, каменной соли, строительных материалов и минеральных вод с минерализацией до 50 граммов солей на литр.
В силу своего специфического геополитического положения Калининградская область играет особую роль в обеспечении национальных интересов России в Балтийском регионе и в Европе в целом.
В ходе реализации первого этапа Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2010 года (далее - Программа) был достигнут значительный рост по большинству показателей социально-экономического развития региона.
Основу экономики области составляет промышленность, формирующая 30,1 процента валового регионального продукта (данные 2004 года). Торговля и коммерческая деятельность в части предоставления услуг составляют 14,5 процента валового регионального продукта, нерыночные услуги - 11,2 процента, строительство - 10 процентов, транспорт - 8,5 процента, сельское хозяйство - 5,6 процента, другие отрасли, включая чистые налоги на продукты, составляют 14,9 процента валового регионального продукта. Темпы роста валового регионального продукта Калининградской области значительно превосходят темпы роста валового регионального продукта соседних стран. Средний темп прироста валового регионального продукта Калининградской области в 2001-2004 годах составил 8,75 процента в год. Динамика объема валового регионального продукта, а также сопоставление темпов роста валового внутреннего продукта с темпами роста валового внутреннего продукта государств Балтийского региона представлены в приложениях N 1 и 2.
В 2000-2005 годах доля промышленной продукции Калининградской области в экономике Российской Федерации возросла с 0,3 процента до 0,56 процента, доля сельскохозяйственной продукции - с 0,47 процента до 0,54 процента (приложение N 3).
Промышленность Калининградской области развивается более высокими темпами, чем в среднем по России, объем выпуска промышленной продукции в 2005 году составил 81,2 процента от уровня 1990 года, тогда как в среднем по России - 73,2 процента.
В структуре промышленности по данным за 2004 год доминирующее положение занимают машиностроение и металлообработка - 36,5 процента, пищевая промышленность (в основном представленная рыбной промышленностью) - 30,2 процента, топливная промышленность - 11,1 процента, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность - 9,5 процента, электроэнергетика - 6,2 процента.
Традиционно одной из ведущих отраслей промышленности области является рыбная. Калининградская область располагает уникальным рыбохозяйственным комплексом, обеспечивающим производство более 13 процентов общероссийской товарной пищевой рыбной продукции и 34 процентов рыбных консервов страны.
Общий улов рыбы в 2005 году составил 290 тыс.тонн. Основным районом промысла является Северо-Восточная Атлантика (более 75,8 процента общего объема вылова). Производство рыбных консервов и пресервов на рыбоперерабатывающих предприятиях области за 2005 год увеличилось на 5,1 процента и составило 284 млн. условных банок.
По многим позициям Калининградская область занимает ведущее место в производстве промышленной продукции в Российской Федерации. В 2005 году доля произведенных здесь телевизоров составила 63,1 процента общего объема телевизоров, произведенных в России. Удельная доля улова и добычи морепродуктов составила 9,1 процента общероссийского улова (приложение N 4).
Валовая продукция сельского хозяйства в 2005 году составила 8,1 млрд.рублей, или 0,54 процента общего объема по Российской Федерации. Ведущие направления сельского хозяйства - молочное и мясное животноводство, выращивание картофеля и овощей, птицеводство и пушное звероводство.
Сельскохозяйственное производство ведется в условиях повышенного увлажнения на низменных землях, часть которых расположена ниже уровня моря и защищена дамбами. Как показывает опыт предшествующих лет, имеющийся агропотенциал обеспечивает более высокую экономическую эффективность производства по сравнению с большинством нечерноземных регионов страны. Развивающееся в аналогичных условиях польское и литовское сельское хозяйство, опыт которых следует учитывать и развивать, сейчас значительно эффективнее.
Развитие транспортного комплекса является одним из безусловных приоритетов развития Калининградской области. В рамках Программы оно ведется по следующим основным направлениям:
рациональная специализация в рамках участия Калининградской области в процессе транспортных перевозок по территории Российской Федерации, государств - участников СНГ и государств - членов Европейского союза;
устойчивое регулярное внутриобластное сообщение между населенными пунктами.
До 2001 года проектные мощности портов использовались менее чем на 30 процентов, в особенности это касалось специализированных терминалов по перевалке минеральных удобрений, нефтепродуктов, рефрижераторных грузов, металла и угля. В 2001 году грузооборот портов возрос на одну треть по сравнению с предыдущим годом, в 2002 году он увеличился еще в 1,7 раза и составил по итогам года 9,9 млн.тонн, то есть превысил уровень начала 1990-х годов. В 2003 году было обработано 12,7 млн.тонн грузов, что на 28,4 процента больше, чем в предыдущем году, и почти в 2,2 раза больше, чем в 2001 году. По итогам года превышен рекордный показатель грузооборота 1985 года (10,3 млн.тонн). В 2004 году было обработано 13,9 млн.тонн грузов, что на 9,4 процента больше, чем в предыдущем году, и почти в 2,4 раза больше, чем в 2001 году.
В структуре грузооборота портов в настоящее время преобладают экспортные грузы (91 процент общего грузооборота в 2003 году) - нефть и нефтепродукты, черные металлы, химические удобрения, уголь и кокс, зерно, ферросплавы и др.
С учетом сложившейся политической и экономической ситуации повысилась роль внешней торговли в экономике области. В 2005 году внешнеторговый оборот вырос по сравнению с 2000 годом в 2,3 раза и составил 3223,7 млн.долларов США, в том числе экспорт - 606,9 млн.долларов США (рост в 1,17 раза), импорт - 2616,8 млн.долларов США (рост в 3 раза).
Такой существенный рост оборота внешней торговли и грузооборота обусловлен заключением межгосударственных соглашений, определяющих рациональную специализацию ряда портов бассейна Балтийского моря.
Среднегодовая численность занятых в экономике Калининградской области увеличилась с 414,1 тыс.человек в 2000 году до 418,2 тыс.человек в 2004 году.
Общая численность незанятых лиц, классифицируемых как безработные, в соответствии с методикой Международной организации труда составила в 2004 году 27,8 тыс.человек, официально зарегистрированных в службе занятости - 9,1 тыс.человек. Уровень регистрируемой безработицы составил 2 процента и по сравнению с 2003 годом вырос на 6 процентов.
По уровню развития малого предпринимательства Калининградская область находится в числе лидеров среди российских регионов, уступая по числу малых предприятий в расчете на 1000 жителей только гг.Москве и Санкт-Петербургу. В 2004 году 6621 малое предприятие области произвело продукции почти на 39,9 млрд.рублей. Численность работающих на этих предприятиях составила 73,8 тыс.человек (из них 31,1 процента было занято в промышленности, в 2003 году - 23,4 процента).
Демографическая ситуация в области за последние годы характеризуется повышением уровня рождаемости, уровня смертности и при этом ростом естественной убыли населения, которая в 2005 году достигла 9,1 человек на 1 тыс. населения. Остаются очень высокими показатели смертности населения трудоспособного возраста.
Для Калининградской области характерен высокий миграционный прирост, коэффициент которого в 2000 году составил 5,3 человека на 1 тыс. населения, в 2005 году - 3,6 человека на 1 тыс. населения. Пик миграционного прироста пришелся на 1994 год (20 человек на 1 тыс. населения).
В системе образования, сохраняющей в целом относительно высокий уровень, нарастает тенденция развития платных форм обучения, особенно в учреждениях высшего и несколько меньше среднего специального образования, за счет чего обеспечивается все большая доля финансирования учреждений.
Охват детей дошкольными учреждениями в последние годы увеличивался и в 2005 году составил более 67 процентов, однако в сельской местности охват детей в возрасте от 1 до 6 лет дошкольными учреждениями составил только 33 процента по сравнению с 60 процентами в 1990 году.
Инфраструктура здравоохранения по количественным показателям уступает среднему по Российской Федерации уровню. На начало 2005 года в области было 102 врачебных учреждения, оказывающих амбулаторно-врачебную помощь населению, обеспеченность ими составила 197 посещений в смену на 10 тыс. человек, по России - 251. В 72 больничных учреждениях области на 10 тыс. человек приходится 109 коек, по России - 113 коек. Обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом на 10 тыс. человек составила соответственно 32 и 83, по России - 49 и 111.
По целому ряду показателей заболеваемость населения Калининградской области все еще превосходит среднероссийский уровень и уровень сопредельных государств (Литвы и Польши). В последние годы замедлились темпы роста числа ВИЧ-инфицированных. В 2002 году впервые выявленная заболеваемость ВИЧ-инфекцией составила в области 43 человека на 100 тыс. населения, в 2003 году этот показатель снизился до 36,2 человека, что приближается к среднероссийскому уровню. Удалось снизить заболеваемость туберкулезом детей (61,3 случая на 100 тыс. детского населения в 2002 году, в 2003 году - 47,2 случая).
Бюджетные расходы на душу населения (с учетом прожиточного минимума) остаются ниже среднероссийского уровня. Ниже среднего и удельные расходы на образование, культуру и искусство, здравоохранение и физическую культуру, средства массовой информации, социальную политику, а также на жилищно-коммунальное хозяйство.
Жилищный фонд в области составляет 18 млн.кв.метров, из них значительная часть жилых зданий и инженерных коммуникаций построена до 1971 года.
Обеспеченность населенных пунктов области системами биологической очистки сточных вод составляет 5-8 процентов их необходимого количества.
Растет износ основных фондов организаций коммунального хозяйства, снижается надежность и устойчивость инженерных систем жизнеобеспечения населения.
Несмотря на осуществление в последнее время ряда природоохранных мероприятий, а также снижение выбросов загрязняющих веществ, экологическая ситуация на территории Калининградской области остается неблагополучной. В рамках Программы планируется решить вопрос по утилизации твердых бытовых и промышленных отходов.
В течение первого этапа Программы накоплен существенный опыт реализации мероприятий, привлечения внебюджетных средств, отработан в целом механизм реализации Программы, достигнут приемлемый уровень координации действий различных субъектов социально-экономической политики, что позволяет существенно снизить риски реализации Программы.