Недействующий

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"


Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (далее - Законопроект) направлен на дальнейшее совершенствование федерального законодательства в части разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по следующим основным направлениям:

- совершенствование механизма и расширение практики передачи федеральными законами осуществления отдельных полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения органам государственной власти субъектов Российской Федерации в целях повышения эффективности государственного управления и развития федеративных отношений;

- уточнение отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по итогам анализа и обобщения правоприменительной практики.

Расширение практики передачи отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации во многом предопределено изменениями, произошедшими в сфере федеративных отношений в ходе федеративной реформы 2003-2005 годов, в частности повышением ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации за реализацию единой государственной политики в регионах. В результате, в послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 года Президент Российской Федерации отметил высокий уровень децентрализации полномочий в сфере государственного управления и то, что увеличение объема полномочий региональных и местных властей является одним из главных критериев политической культуры и развития общества.

Анализ правоприменительной практики, а также поступивших от федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации предложений по совершенствованию федерального законодательства в части разграничения полномочий, позволил выявить положения законодательных актов Российской Федерации, нуждающиеся в уточнении и доработке. Внесение соответствующих изменений направлено на повышение эффективности осуществления органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В Законопроекте предусматривается внесение изменений в федеральные законы в части разграничения полномочий и совершенствования государственного управления в таких приоритетных сферах общественных отношений как образование, здравоохранение, жилищные отношения, а также социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации.

Законопроект состоит из 22 статей и вносит изменения в 21 законодательный акт Российской Федерации.

В статьях 1, 2, 11, 14, 16 Законопроекта вносятся изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации о социальной защите отдельных категорий граждан.

В соответствии с положениями Законопроекта органам государственной власти субъектов Российской Федерации передаются для осуществления отдельные полномочия Российской Федерации по выплате денежных компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационной катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также действий в составе подразделений особого риска.

В целях обеспечения реализации соответствующих прав и эффективного расходования средств, направляемых на исполнение переданных полномочий, Законопроектом предусматриваются полномочия федерального органа исполнительной власти по ведению федерального реестра граждан, имеющих право на получение соответствующих денежных компенсаций и выплат.

Передача органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществления отдельных полномочий по выплате денежных компенсаций гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, связана, в частности, с проведенным в 2007 году преобразованием территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, осуществлявших выплату указанных компенсаций, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями Законопроекта передача указанных полномочий вступает в силу с 1 января 2010 года.

В статье 3 Законопроекта предусматривается внесение изменений в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", направленных на приведение полномочий органов местного самоуправления по организации предоставления дополнительного образования детям в соответствие с федеральными законами от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В статье 4 Законопроекта предусматривается внесение изменений в Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-I "О закрытом административно-территориальном образовании", в соответствии с которыми закрепляется полномочие Российской Федерации по обеспечению медицинской помощью населения закрытых административно-территориальных образований, обслуживаемых медицинскими учреждениями Федерального медико-биологического агентства (фактически данное полномочие уже осуществляется на федеральном уровне). В статье 12 аналогичным образом закрепляется полномочие Российской Федерации по обеспечению медицинской помощью населения наукоградов, обслуживаемых медицинскими учреждениями Федерального медико-биологического агентства (изменения вносятся в Федеральный закон от 7 апреля 1999 года N 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации"). Корреспондирующие изменения, направленные на разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти и полномочий органов местного самоуправления в области организации оказания медицинской помощи населению отдельных территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими условиями предлагается внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) (статья 17 Законопроекта) и Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I (статья 6 Законопроекта).

Внесение указанных изменений продиктовано тем, что в настоящее время медицинская помощь населению 15 закрытых административно-территориальных образований, 10 наукоградов, 10 городов и 4 поселков, оказывается в медицинских учреждениях Федерального медико-биологического агентства. В подавляющем большинстве указанных муниципальных образований и населенных пунктов отсутствуют иные организации здравоохранения.


     В
статье 5 Законопроекта вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Указанные изменения направлены на закрепление за органами местного самоуправления поселений права на осуществление регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства и по месту пребывания (в случае отсутствия на территории поселения территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции).

В статье 6 Законопроекта предусматривается внесение изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I, направленных на конкретизацию полномочий органов публичной власти в области формирования и исполнения программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В статье 7 Законопроекта предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в соответствии с которыми определяются полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.

Законопроектом предлагается закрепить полномочия органов местного самоуправления поселения и городского округа по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, осуществляемые в городских и сельских населенных пунктах.

В соответствии с предлагаемыми изменениями в границах сельских населенных пунктов органы местного самоуправления поселения и городского округа создают условия для организации добровольной пожарной охраны и участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности; оснащают территории общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организуют и принимают меры по оповещению населения о пожаре, а также принимают меры по локализации пожара, спасению людей и имущества до прибытия сил Государственной противопожарной службы.

Кроме того, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов, осуществляемых как в сельских, так и городских населенных пунктах, отнесено установление особого противопожарного режима и дополнительных требований пожарной безопасности, а также разработка планов развития территорий поселения и городского округа с учетом мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Законопроект также закрепляет отдельные полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в отношении объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности.

В статье 8 Законопроекта предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле", направленных на приведение отдельных его положений в соответствие с Федеральным законом N 131-ФЗ и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В частности, указанными изменениями предусматривается систематизация полномочий, осуществляемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В статье 9 Законопроекта предусматривается внесение изменений в Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", направленных на определение полномочий органов местного самоуправления по вопросам предупреждения распространения ВИЧ-инфекции.

В статье 10 Законопроекта предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 8 января 1998 года N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации", направленных на закрепление особенностей передачи субъектам Российской Федерации в собственность аэропортов (аэродромов) гражданской авиации.

В соответствии с Законопроектом аэродромы, не включенные в утверждаемый Правительством Российской Федерации Перечень федеральных аэродромов гражданской авиации, необходимых для осуществления полномочий Российской Федерации, и аэропорты могут быть переданы в собственность субъектов Российской Федерации по их предложениям. Объекты Единой системы организации воздушного движения в соответствии с Законопроектом не подлежат передаче из федеральной собственности.

При наделении субъектов Российской Федерации правом собственности на имущество аэропортов (аэродромов) предлагается установить, что без согласования с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, не допускается перепрофилирование и (или) прекращение эксплуатации аэродромов.