ПРИКАЗ
от 29 мая 2007 года N 177
Об утверждении Стратегии развития металлургической промышленности
Российской Федерации на период до 2015 года
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минпромторга России от 18 марта 2009 года N 150
____________________________________________________________________
С целью реализации единой государственной политики в решении проблемы динамичного развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2007 года N СИ-П9-1724
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года.
2. Установить, что ответственным в Министерстве за реализацию Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года является Департамент промышленности (А.Д.Дейнеко).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
В.Б.Христенко
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года
Металлургический комплекс, являясь базовой отраслью, вносит существенный вклад в экономику России. Успехи в развитии комплекса обусловлены, с одной стороны, общей политической стабильностью, проведенными структурными и институциональными реформами, с другой - исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Высокие цены на металлопродукцию и возможности наращивания ее экспорта обусловили в последние годы значительный вклад металлургии в прирост ВВП и других макроэкономических показателей.
В составе металлургического комплекса (металлургической промышленности, металлургии) - предприятия по добыче и обогащению руд черных и цветных металлов, нерудных материалов, по производству чугуна, стали, проката, труб стальных, метизов, ферросплавов, огнеупоров, кокса, алюминия, меди, никеля, кобальта, свинца, цинка, олова, сурьмы, ртути, вольфрама, молибдена, ниобия, тантала, редкоземельных металлов, обработке цветных металлов (алюминия, титана, магния, тяжелых цветных металлов), по производству твердосплавной, углеродной, полупроводниковой продукции, по переработке ломов и отходов, производству ряда видов химической продукции, большой комплекс предприятий вспомогательного назначения, а также научно-исследовательские и проектные организации.
В связи с введением с 1 января 2005 года общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), гармонизированного с международными аналогами, отрасль "металлургия" отражена в разделе D "Обрабатывающие производства", а горно-рудный передел отнесен к разделу С "Добыча полезных ископаемых", включающих следующие подразделы:
CB - Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических;
DJ - Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий;
DF - Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (подкласс 23.1 - производство кокса);
DI - Производство прочих неметаллических минеральных продуктов (подкласс 26.8 - производство огнеупорных изделий);
DN - Прочие производства (подкласс 37.1 - обработка металлических отходов и лома);
G - оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (подкласс 51.57 - сбор, сортирование, распределение, упаковывание отходов лома, макулатуры и т.п.).
Доля металлургии в ВВП страны составляет около 5%, промышленном производстве - 17,3%, экспорте - 14,2%. Доля металлургии в налоговых платежах во все уровни бюджетов составляет 9%. Как потребитель продукции и услуг субъектов естественных монополий металлургия использует от общепромышленного уровня 32% электроэнергии, 25% природного газа, 10% нефти и нефтепродуктов, ее доля в грузовых железнодорожных перевозках - 20%.
Металлургическая промышленность является одной из отраслей специализации России в современном международном разделении труда. На сегодняшний день по производству стали Россия занимает 4 место в мире (уступая Китаю, Японии и США), а по экспорту металлопродукции - 3 место в мире (экспорт стального проката в 2006 году составил около 28,3 млн.т; из Китая - 52,1 млн.т, из Японии - 35,6 млн.т). По производству и экспорту алюминия Россия занимает 2 место в мире, уступая только США; по производству никеля - первое место в мире, по производству титана - второе место.
Однако, несмотря на адаптацию металлургического комплекса к рыночным условиям, ее технико-технологический уровень и конкурентоспособность ряда видов металлопродукции нельзя считать удовлетворительным.
Анализ возможных направлений решения имеющихся проблем обуславливает необходимость разработки единой государственной стратегии развития металлургического комплекса, направленной на реализацию приоритетных задач в рамках каждого из стратегических направлений и предусматривающей развитие сотрудничества между государственными структурами всех уровней, бизнес-сообществом и общественными организациями.
Стратегия развития металлургического комплекса Российской Федерации до 2015 года подготовлена Минпромэнерго России во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 N АЖ-П9-188 "О проектах стратегий развития отдельных отраслей промышленности" в соответствии с методическими указаниями и прогнозными макроэкономическими показателями Минэкономразвития России.
Стратегия развития металлургического комплекса Российской Федерации на период до 2015 года (далее - "Стратегия....") представляет собой совокупность взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам отдельных программ, проектов и непрограммных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных социально-экономических проблем, а также создание платформы для дальнейшего качественного роста отрасли и является для металлургического комплекса России следующим программным документом после Комплекса мер по развитию металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2010 года, ФЦП технического перевооружения и развития металлургии России (1993-2000 гг.) и ФЦП "Руда".
"Стратегия…" разработана, исходя из основных макроэкономических показателей экономики страны на перспективу, в том числе основных параметров прогноза до 2008 года, прогноза основных параметров социально-экономического развития Российской Федерации на период 2008-2010 годы, долгосрочного прогноза роста российской экономики, оценки производственного потенциала отрасли и основных тенденций в инвестиционной и инновационной деятельности, перспектив развития российских и мировых рынков металлопродукции с учетом принятых планов развития федеральных и региональных органов исполнительной власти, предприятий, союзов и ассоциаций металлургической промышленности, а также предприятий металлопотребляющих отраслей и других организаций с учетом реализации судостроительной, авиационной стратегий, стратегии развития транспортного машиностроения, энергетической стратегии и другими принятыми и разрабатываемыми стратегиями.
В основу разработки "Стратегии…" положены следующие принципы:
создание экономических условий, стимулирующих ускоренное обновление основных производственных фондов металлургического комплекса для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции;
конкретизация финансирования инфраструктурных проектов;
концентрация ресурсов на решении приоритетных задач;
сбалансированное развитие различных видов производств (подотраслей);
обеспечение баланса интересов государства, бизнеса и общественных институтов, заинтересованных в устойчивой работе комплекса;
максимальное использование имеющихся конкурентных преимуществ России в области производства металлопродукции;
не предоставление государственных субсидий предприятиям отрасли.
Главной целью развития металлургического комплекса России на период до 2015 года является создание условий для развития экономики России на основе инновационного обновления отрасли, обеспечивающего повышение ее экономической эффективности, экологической безопасности, ресурсосбережение и повышение конкурентоспособности продукции в требуемых экономике России номенклатуре, качеству и объемах поставок (с учетом перспектив развития металлопотребляющих отраслей), поставок на рынок стран СНГ и мировой рынок при максимально возможном балансе государственных интересов России, ее регионов и конкретных акционерных обществ в условиях нахождения страны в ВТО.
Эта цель четко корреспондируется с общенациональными задачами в развитии страны, определенными Президентом Российской Федерации в Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, и с приоритетными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации (устранение структурных ограничений экономического роста; рациональная интеграция России в мировую экономику; содействие повышению конкурентоспособности российских компаний, усиление их позиций на внутреннем и внешнем рынках; социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации; повышение уровня жизни работников и, соответственно, населения).
Основные тенденции развития металлургического комплекса России в последние годы соответствуют в определенной степени общемировым. Важнейшие из них:
постоянный рост объемов производства и потребления металлопродукции;
увеличение объемов экспортно-импортных операций в стоимостном выражении;
ресурсосбережение и снижение экологического воздействия на фоне мирового повышения стоимости энергоресурсов и требований к охране окружающей среды;
выход предприятий отрасли на IPO;
приобретение компаниями активов смежных металлопотребляющих отраслей и объектов инфраструктуры (энергетические мощности, порты и т.д.);
повышение качественных характеристик продукции и совершенствование ее сортамента;
укрупнение компаний-производителей и выход их за пределы своих стран в русле глобализации мировой экономики.
Помимо этого, в российской металлургической промышленности сохраняется тенденция диверсификации бизнеса с созданием крупных вертикально- и горизонтально-интегрированных структур с поставщиками сырья и потребителями продукции. Однако при этом развивается и противоположное направление - даже крупные структуры "избавляются" в ряде случаев от недостаточно эффективных производственных звеньев, модернизация которых требует значительных средств. Кроме того, в связи с высокой энергоемкостью производства металлопродукции формируется и укрепляется тенденция приобретения металлургическими компаниями энергетических активов.
В предыдущие годы, начиная с 2002 до 2007 года Правительство Российской Федерации координировало реализацию Комплекса мер по развитию металлургической промышленности в рамках осуществления двухгодичных Планов мероприятий на периоды 2002-2004, 2004-2006 годы.
Действия, предпринятые Правительством РФ по защите внутреннего рынка, отмене импортных пошлин на основные виды высокотехнологичного оборудования, оказанию политической поддержки проектам российских компаний по приобретению активов и участию в приватизации горно-металлургических предприятий за рубежом, уменьшению ограничений, действующих на внешних рынках в отношении российской металлопродукции и другие мероприятия, способствовали тому, что за последние 5 лет (2002-2006 годы) российская металлургия демонстрирует положительные результаты:
- продолжается рост производства (в 2006 году по сравнению с уровнем 2002 года производство основных видов продукции металлургического комплекса возросло в среднем на 10-20 процентов, а по некоторым видам - трубы стальные, лист и жесть с покрытием - на 52% и 70% соответственно);
- превышен по ряду основных цветных металлов (алюминий, медь, цинк, свинец) уровень производства 90-го года, по черным металлам (стальной прокат - 91%) это произойдет в обозримом будущем,
- прибыль увеличилась в 7 раз (в текущих ценах);
- инвестиции - в 2,4 раза (в текущих ценах);
- экспорт (в стоимостном выражении) - в 2,8 раза;
- уровень рентабельности продаж составил в среднем (за период 2002-2006 годы) 23%;
- рост средней заработной платы - около 15-20% в год.
Динамика экономических показателей металлургического комплекса представлена в таблице 1.
ДИНАМИКА
экономических показателей металлургического комплекса
Показатель | Годы | ||||||||
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | |||
Индекс промышленного производства, | |||||||||
черная металлургия | 115,7 | 99,8 | 103,0 | 108,9 | 105,0 | 102,0 | 106,5 | ||
цветная металлургия | 115,2 | 104,9 | 106,0 | 106,2 | 103,6 | 102,8 | 108,0 | ||
Сальдированный финансовый результат, млрд.руб., всего | 205,3 | 98,8 | 86,8 | 204,6 | 446,2 | 420,5 | 604,8 | ||
черная металлургия | 68,4 | 31,6 | 38,4 | 101,6 | 288,9 | 284,2 | 355,6 | ||
цветная металлургия | 136,9 | 67,2 | 48,4 | 103,0 | 157,3 | 136,3 | 249,2 | ||
Рентабельность продаж, % | |||||||||
черная металлургия | 25,6 | 12,5 | 16,5 | 21,8 | 36,2 | 23,8 | 24,0 | ||
цветная металлургия | 51,6 | 34,4 | 29,8 | 33,8 | 36,2 | 26,1 | 27,0 | ||
Экспорт, млрд.долл. США, всего | 16,7 | 14,5 | 15,2 | 18,9 | 31,9 | 34,2 | 43,2 | ||
черная металлургия | 7,7 | 7,1 | 8,1 | 10,8 | 20,0 | 22,3 | 22,5 | ||
цветная металлургия | 9,0 | 7,4 | 7,1 | 8,1 | 11,9 | 13,9 | 20,7 | ||
Импорт, млрд.долл. США, всего | 4,0 | 4,1 | 3,8 | 4,9 | 7,0 | 8,5 | 11,7 | ||
черная металлургия | 2,3 | 2,5 | 2,4 | 3,5 | 5,1 | 6,3 | 8,5 | ||
цветная металлургия | 1,7 | 1,6 | 1,4 | 1,4 | 1,9 | 2,2 | 3,2 | ||
Налоговые поступления, млрд.руб., всего | н.д. | н.д. | 76,0 | 94,8 | 149,8 | 143,6 | 165,0 | ||
черная металлургия | н.д. | н.д. | 33,7 | 48,9 | 89,7 | 106,2 | 115,0 | ||
цветная металлургия | н.д. | н.д. | 42,3 | 45,9 | 60,1 | 37,4 | 50,0 | ||
Среднегодовая численность ППП, | 1271 | 1209 | 1265 | 1217 | 1181 | 1200 | 1190 | ||
черная металлургия | 711 | 727 | 695 | 664 | 656 | 670 | 665 | ||
цветная металлургия | 560 | 582 | 570 | 553 | 525 | 530 | 525 | ||
Среднемесячная заработная плата ППП, руб. | |||||||||
черная металлургия | 3521,0 | 4827,8 | 6055,3 | 7901,6 | 9417,0 | 10830,0 | 12450,0 | ||
цветная металлургия | 6180,5 | 8090,5 | 9526,5 | 11578,1 | 13807,0 | 15870,0 | 17500,0 | ||
| |||||||||
вся промышленность | 51,9 | 49,9 | 52,9 | 51,4 | 50,6 | 49,9 | 49,3 | ||
черная металлургия | 53,5 | 53,6 | 51,0 | 49,3 | 49,0 | 48,5 | 48,0 | ||
цветная металлургия | 44,5 | 44,8 | 45,0 | 43,1 | 43,0 | 42,5 | 42,0 | ||
| |||||||||
вся промышленность | 1,5 | 1,6 | 1,8 | 1,8 | 1,9 | 1,9 | 1,9 | ||
черная металлургия | 0,8 | 1,4 | 1,6 | 1,1 | 2,0 | 2,1 | 2,2 | ||
цветная металлургия | 2,4 | 2,8 | 2,7 | 3,0 | 2,7 | 2,8 | 2,9 | ||
| |||||||||
вся промышленность | 1,2 | 1,1 | 1,2 | 1,2 | 1,0 | 1,0 | 1,1 | ||
черная металлургия | 0,6 | 0,9 | 1,2 | 1,1 | 1,4 | 1,5 | 1,6 | ||
цветная металлургия | 1,0 | 1,2 | 1,3 | 1,2 | 1,3 | 1,3 | 1,4 | ||
| |||||||||
в целом по металлургическому комплексу | 55,4 | 76,7 | 77,0 | 86,4 | 138,4 | 154,6 | 186,2 | ||
черная металлургия | 23,3 | 31,0 | 29,0 | 34,1 | 73,3 | 100,8 | 122,3 | ||
цветная металлургия | 32,1 | 45,7 | 48,0 | 52,3 | 65,1 | 53,8 | 63,9 | ||
| |||||||||
выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационар- | |||||||||
вся промышленность | 15,2 | 15,5 | 15,8 | 15,9 | 16,7 | 16,8 | 16,7 | ||
черная металлургия | 2,4 | 2,3 | 2,2 | 2,2 | 2,2 | 2,2 | 2,1 | ||
цветная металлургия | 3,5 | 3,4 | 3,3 | 3,3 | 3,3 | 3,3 | 3,2 | ||
объем сбросов сточных вод в поверхностные водоемы, млрд.куб.м | |||||||||
вся промышленность | 34,7 | 35,2 | 33,8 | 33,0 | 31,9 | 31,2 | 31,0 | ||
черная металлургия | 0,9 | 0,9 | 0,8 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | ||
цветная металлургия | 0,9 | 0,9 | 1,0 | 0,9 | 0,9 | 0,8 | 0,8 |