УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и
благополучия человека,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.Онищенко
9 октября 2006 года

Дата введения: с момента утверждения

     

5.1. Организация государственной санитарно-эпидемиологической службы

     

Бюджетирование, ориентированное на конечный результат в рамках
 среднесрочного финансового планирования в Федеральной службе
 по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

          
Методические рекомендации
МР 5.1.2133-06



1. Разработаны: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Н.В.Шестопалов, Л.М.Симкалова, О.В.Митрохин); Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю (А.С.Сбоев, Л.Н.Акимова, В.А.Хорошавин); ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" (И.А.Муц); Пермским научно-клиническим институтом детской экопатологии (Н.В.Зайцева).

2. Одобрены на заседании постоянно действующего совещания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 26 сентября 2006 года.

3. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко 9 октября 2006 года.

4. Введены в действие с 9 октября 2006 года.

1. Область применения

1.1. Настоящие методические рекомендации применяются для повышения результативности бюджетных расходов и оптимизации управления органами и организациями Роспотребнадзора при помощи бюджетирования, ориентированного на результаты, с целью создания условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

1.2. Методические рекомендации предназначены для органов и организаций Роспотребнадзора.

2. Нормативные ссылки


Бюджетирование, ориентированное на результат, является современным методом повышения эффективности бюджетных расходов. Нормативно-правовые основания бюджетирования, ориентированного на результат:

1) Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249;

2) Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 26 мая 2004 года и от 25 апреля 2005 года;

3) Послание Президента Федеральному собранию "О бюджетной политике в 2005 году";

4) Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы).

3. Общие положения

3.1. Основные термины и определения.

Субъекты бюджетного планирования - федеральные министерства, а также федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации. Субъектом бюджетного планирования является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Бюджет субъекта бюджетного планирования - используемая для целей бюджетного планирования сумма расходов, представляемая субъектом бюджетного планирования при формировании бюджетных проектировок в Министерство финансов Российской Федерации (включая оценки расходов, финансируемых за счет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и распределяемая по подведомственным ему главным распорядителям средств федерального бюджета.

Отчетный период - период, составляющий 3 года (включая текущий), предшествующие году, на который разрабатывается проект федерального бюджета (в ред. постановления Правительства РФ от 23.12.2004 N 838).

Плановый период - период, составляющий 3 года, в том числе год, на который разрабатывается проект федерального бюджета, и последующие 2 года.

Стратегическая цель - краткое описание ожидаемого конечного общественно значимого результата реализации одной или нескольких основных функций государства в сфере деятельности субъекта бюджетного планирования.

Тактическая задача - краткое описание ожидаемых конечных количественно измеримых, общественно значимых результатов деятельности субъекта бюджетного планирования по конкретным направлениям достижения одной из стратегических целей.

Исполняемые расходные обязательства субъекта бюджетного планирования - включенные в бюджет субъекта бюджетного планирования расходы на исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, договоров и соглашений Российской Федерации, предусматривающих предоставление средств федерального бюджета юридическим и физическим лицам (включая государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений), органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иностранным государствам, межгосударственным союзам и международным финансовым организациям.

Ведомственная целевая программа - утвержденный (планируемый к утверждению) субъектом бюджетного планирования либо выделяемый им в аналитических целях комплекс мероприятий (направлений расходования бюджетных средств), направленных на решение конкретной тактической задачи (в том числе на исполнение действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов).

Результативность бюджетных расходов - соотношение между результатами деятельности и расходами на их достижение, а также степень достижения планируемых результатов деятельности.

Конечный результат (социально экономический эффект) - показатель, характеризующий состояние целевых групп (состояние здоровья, степень удовлетворенности).

Непосредственный результат - показатель, характеризующий объем и качество выполнения государственных функций.

3.2. Бюджетирование, ориентированное на результат, является частью модели результативного управления и предполагает, что выделение бюджетных ресурсов должно приводить к достижению конкретных измеримых результатов.

3.3. Основой организации совершенствования бюджетного процесса является модель "бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования", предполагающая распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии с основными направлениями деятельности органов и организаций Роспотребнадзора.

3.4. Основными направлениями бюджетирования органов и организаций Роспотребнадзора являются:

а) реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета;

б) выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;

в) совершенствование среднесрочного финансового планирования;

г) совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;

д) упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

В рамках первого направления предусматривается приближение бюджетной классификации к требованиям международных стандартов с учетом структуры и функций Роспотребнадзора, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.

Второе и третье направления должны обеспечить повышение надежности среднесрочного прогнозирования объема ресурсов, доступных для администраторов бюджетных средств в рамках принятых бюджетных ограничений и приоритетов деятельности органов и организаций Роспотребнадзора.

Четвертое - основное - направление предполагает формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.

Пятое направление предполагает совершенствование процедур составления и рассмотрения бюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результаты.

3.5. Преимуществами бюджетирования, ориентированного на результаты, являются:

- планирование социально-экономических результатов, получаемых в ходе осуществления функций, вместо планирования расходов;

- распределение бюджетных средств с учетом показателей социально-экономической эффективности по стратегическим целям, тактическим задачам и программам, которые формулируются на основе приоритетных направлений деятельности Роспотребнадзора, оформленных в виде ведомственных целевых программ, федеральных целевых программ и других нормативных документов.

Основными различиями между федеральными и ведомственными целевыми программами являются:

- уровень утверждения (федеральная целевая программа утверждается Правительством Российской Федерации, ведомственная целевая программа - Минздравсоцразвития);

- содержание программной деятельности и мероприятий (федеральная целевая программа должна включать крупные по объему и требующие длительных сроков реализации инвестиционные, научно-технические и (или) структурные проекты, ведомственная целевая программа - объединять расходы на приоритетные направления деятельности и выполнение государственных функций органами и организациями Роспотребнадзора);

- принцип планирования расходов (для федеральных целевых программ - в соответствии с планом выделения средств на реализацию программы, утвержденным Правительством Российской Федерации, для ведомственных целевых программ - в соответствии с планом выделения средств на реализацию программы по решению Роспотребнадзора в пределах выделенных ему бюджетных средств).

4. Алгоритм бюджетирования, ориентированного на результаты

1. На основе анализа структуры и объемов деятельности определить необходимый (достаточный) уровень Госсанэпиднадзора на территории. Этот уровень будет являться базой для выравнивания объемов деятельности по направлениям и территориям и создания одинаковых стартовых условий.

2. Определение стратегических целей и тактических задач.

3. Определение конечных и итоговых результатов.

4. Определение необходимых объемов и направлений деятельности.

5. Планирование мероприятий и формирование ведомственных целевых программ. Защита и утверждение программы.

6. Финансирование деятельности по методу БОР.

7. Оценка выполненной работы на соответствие разработанным и утвержденным нормативам и стандартам.

8. Оценка результативности бюджетных расходов.

9. Оценка непосредственных результатов деятельности путем анализа изменения динамики показателей санитарно-эпидемиологического благополучия и факторов среды обитания.

10. Оценка конечных результатов изменения региональных и национальных показателей здоровья и среды обитания.

5. Показатели, используемые дли оценки конечного результата


Региональные и национальные показатели риска неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения и показатели здоровья населения формируют показатели конечного результата (см. табл.).

В качестве региональных показателей здоровья населения и среды обитания могут быть определены следующие:

1) медико-демографические показатели;

2) здоровье населения;

2.1) сведения о заболеваемости детей первого года жизни;

2.2) сведения о профилактических осмотрах детей и подростков-школьников и их результаты;

2.3) сведения о числе заболеваний с диагнозом, установленным впервые в жизни;

2.4) сведения о первичной инвалидности детей и подростков в возрасте 0-17 лет включительно;

2.5) сведения о заболеваемости злокачественными новообразованиями с впервые установленным диагнозом;

2.6) сведения о заболеваемости, связанной с микронутриентной недостаточностью с впервые установленным диагнозом;

2.7) сведения о социальных болезнях населения с впервые установленным диагнозом;

2.8) сведения о временной нетрудоспособности работающих;

3) сведения о социально-экономическом состоянии территории;

4) атмосферный воздух населенных мест;

4.1) перечень постов наблюдения за качеством атмосферного воздуха на территории;

4.2) перечень веществ, контролируемых на постах наблюдения;

4.3) перечень веществ с превышением ПДК;

4.4) ведущие источники загрязнения атмосферного воздуха;

4.5) перечень веществ, которые выделены как приоритетные, но не контролируются;

5) питьевая вода систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения;

5.1) перечень источников водоснабжения;

5.2) перечень водопроводов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»