ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 14 марта 2007 года N 154

Об утверждении и введении в действие Методических указаний по осуществлению надзора за соблюдением требований норм и правил и условий действия лицензий при изготовлении оборудования для объектов использования атомной энергии

Приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 15 марта 2007 года прилагаемые Методические указания по осуществлению надзора за соблюдением требований норм и правил и условий действия лицензий при изготовлении оборудования для объектов использования атомной энергии (РД-05-01-2007).

2. Считать не подлежащим применению с 15 марта 2007 года приказ Госатомнадзора России от 5 апреля 1999 года N 40 в части утверждения и введения в действие Инструкции по осуществлению надзора за изготовлением оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов (РД-03-47-99).



Руководитель
К.Б.Пуликовский

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 14 марта 2007 года N 154



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по осуществлению надзора за соблюдением требований норм и правил и условий действия лицензий при изготовлении оборудования для объектов использования атомной энергии

РД-05-01-2007



Введены в действие
с 15 марта 2007 года

     

     

I. Общие положения

1. Методические указания по осуществлению надзора за соблюдением требований норм и правил и условий действия лицензий при изготовлении оборудования для объектов использования атомной энергии (далее - Методические указания) определяют совокупность, последовательность и содержание действий работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба) при осуществлении надзора за соблюдением требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии (далее - нормы и правила) и условий действия лицензий при изготовлении оборудования (далее - надзор за изготовлением оборудования) для объектов использования атомной энергии (далее - ОИАЭ).

_______________

Под оборудованием для объектов использования атомной энергии (далее - оборудование) понимаются реакторы и их составные части, теплообменное оборудование, сосуды, работающие под давлением, арматура, насосы, трубопроводы, электротехнические и электронные устройства, аппаратура, приборы и блоки, дозиметрическое оборудование и оборудование физической защиты, перегрузочные машины, стационарно установленные грузоподъемные краны, используемые в технологическом цикле ОИАЭ, средства контроля, измерения и диагностики, оборудование для хранения и переработки радиоактивных отходов, оборудование тепловой и биологической защиты, а также комплектующие изделия.

2. Методические указания разработаны с учетом Федерального закона "Об использовании атомной энергии", Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401, Требований к программам обеспечения качества для ОИАЭ и рекомендаций документов МАГАТЭ "Серия изданий по безопасности, N 50-C/SG-Q. Обеспечение качества для безопасности атомных электростанций и других ядерных установок Q1-Q14".

_______________

Требования к программе обеспечения качества для атомных станций (НП-011-99), Требования к программе обеспечения качества для объектов ядерного топливного цикла (НП-041-02), Требования к программе обеспечения качества для исследовательских ядерных установок (НП-042-02), Требования к программе обеспечения качества ядерных энергетических установок судов (НП-056-04), Требования к программе обеспечения качества при обращении с радиоактивными отходами (РБ-003-98).

3. Требования Методических указаний обязательны для работников Службы, осуществляющих надзор за изготовлением оборудования для ОИАЭ, кроме тепловыделяющих элементов, тепловыделяющих сборок и транспортно-упаковочных комплектов для хранения и транспортирования ядерных материалов и ядерного топлива.

II. Общие вопросы организации и ведения надзора за изготовлением оборудования

4. В основу организации надзора за изготовлением оборудования положены следующие принципы:

- независимость Службы при выполнении функций по надзору за изготовлением оборудования от других государственных органов, а также от организаций, деятельность которых связана с использованием атомной энергии;

- разграничение ответственности сторон, осуществляющих изготовление оборудования и надзор за его изготовлением;

- предотвращение при осуществлении надзора необоснованного ограничения деятельности организаций по изготовлению оборудования и препятствования реализации их ответственности за результаты своей деятельности;

- осуществление дифференцированного подхода к выбору объема и формы надзора за изготовлением оборудования в зависимости от степени его влияния на безопасность ОИАЭ (потенциальной опасности использования оборудования ненадлежащего качества и надежности);

- открытость надзора (обеспечение доступности информации о результатах надзора, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну).

5. Основной задачей надзора за изготовлением оборудования является предотвращение применения на ОИАЭ оборудования, не отвечающего требованиям норм и правил.

6. Надзор за изготовлением оборудования осуществляется межрегиональными территориальными округами по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (далее - МТО). При осуществлении надзора проверяется:

- выполнение условий действия лицензии на изготовление оборудования;

- соблюдение при изготовлении оборудования требований норм и правил.

7. Деятельность по осуществлению надзора за изготовлением оборудования включает:

- получение от организации информации о выполнении условий действия лицензии на изготовление оборудования и соблюдении изготовителями требований норм и правил, включая информацию о выполнении процедур, установленных программами обеспечения качества при изготовлении оборудования, и анализ этой информации;

- проведение инспекций, анализ их результатов и принятие решений по ним;

- применение установленных мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) пресечение нарушений организациями и их персоналом (работниками) требований норм и правил, а также условий действия лицензии.

8. Надзор осуществляется за изготовлением оборудования, относящегося к элементам 1, 2 и 3 классов безопасности, устанавливаемых в соответствии с нормами и правилами, а также комплектующих, материалов и полуфабрикатов, предназначенных для применения в элементах ОИАЭ этих классов, и может осуществляться на всех этапах изготовления, включая:

_______________

Общие положения обеспечения безопасности атомных станций (НП-001-97), Общие положения обеспечения безопасности исследовательских ядерных установок (НП-033-01), Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (НП-016-2000), Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников (НП-038-02), Общие положения обеспечения безопасности ядерных энергетических установок судов (НП-022-2000).


- разработку технологической документации;

- подготовку производства;

- входной контроль комплектующих, материалов, полуфабрикатов;

- процесс изготовления;

- приемосдаточные и приемочные испытания оборудования.

III. Организация надзора за изготовлением оборудования

9. Все организации, надзор за изготовлением оборудования на которых поручен МТО (далее - организации), приказом руководителя МТО должны быть закреплены за конкретным подразделением МТО. Закрепление организаций (цехов в крупных организациях) за инспекторским составом (перераспределение на период отпусков, командировок, болезни и т.п.) должно осуществляться распоряжением начальника подразделения МТО.

10. В МТО должен вестись и постоянно актуализироваться перечень организаций с указанием номера и срока действия лицензии, фамилии, должности, номеров телефонов, факсов, электронных адресов руководителей организации и лиц, назначенных в организациях ответственными за контроль выполнения условий действия лицензии.

11. Инспекции, проводимые при осуществлении надзора за изготовлением оборудования, могут быть плановыми и внеплановыми. Организация уведомляется о проведении плановых инспекций не позднее, чем за 15 дней до их начала, о внеплановых - непосредственно перед их началом.

Внеплановые инспекции проводятся в связи с выявленными нарушениями требований норм и правил или условий действия лицензий при изготовлении оборудования, наличием претензий и рекламаций от эксплуатирующих организаций или потребителей оборудования.

По объему проверяемых вопросов инспекции могут быть комплексными, целевыми и оперативными.

12. Комплексные инспекции организуются центральным аппаратом в соответствии с годовым планом работы Службы и проводятся преимущественно в организациях, на регулярной основе изготавливающих оборудование, относящееся к элементам 1 и/или 2 классов безопасности и осуществляющих несколько видов лицензируемой деятельности (например, изготовление оборудования, конструирование оборудования, обращение с радиоактивными веществами и др.), и предусматривают проверки по всему комплексу вопросов, относящихся к выполнению лицензируемых видов деятельности (или по их большей части). Комплексные инспекции рекомендуется проводить в период комплексных инспекций по федеральным округам.

Комплексные инспекции проводятся комиссиями, состоящими из инспекторов и специалистов центрального аппарата и (или) МТО. К проведению комплексных инспекций могут привлекаться (по согласованию) специалисты других органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и независимые эксперты.

13. Целевые инспекции организуются МТО и проводятся по следующим направлениям:

- проверка выполнения условий действия лицензии;

- проверка достоверности сведений, представленных в комплекте обосновывающих документов для изменения условий действия лицензии;

- проверка соблюдения требований норм и правил при изготовлении оборудования.

Такие инспекции проводятся комиссией, группой инспекторов или отдельными инспекторами МТО. Тематика проведения целевых инспекций определяется отделами инспекций, осуществляющими надзор за изготовлением оборудования, на основе анализа информации о деятельности изготовителя оборудования и результатов предыдущей инспекционной деятельности. При проверке достоверности сведений, представленных в комплекте обосновывающих документов для изменения условий действия лицензий, рассматриваемых центральным аппаратом, тематика проведения целевых инспекций определяется подразделением центрального аппарата, рассматривающим соответствующее заявление. Периодичность целевых инспекций по проверке выполнения условий действия лицензии и соблюдения требований норм и правил при изготовлении оборудования назначается дифференцированно, исходя класса безопасности изготавливаемого оборудования, результатов предыдущих инспекций и должна быть не реже одного раза в год (при условии наличия оборудования в производстве).

14. Оперативные инспекции предусматривают проверку выполнения, в том числе на рабочих местах и в подразделениях организации, мероприятий по устранению организацией нарушений условий действия лицензии и (или) требований норм и правил, соблюдения отдельных требований норм и правил, условий действия лицензий. Оперативные инспекции организуются и проводятся инспекторами и специалистами отделов инспекций МТО. Тематика проведения оперативных инспекций определяется начальником отдела инспекций. Сроки и необходимость проведения таких инспекций определяются исходя из графиков изготовления оборудования, класса безопасности изготавливаемого оборудования, результатов предыдущих инспекций. Оперативные инспекции могут также проводиться по поручению центрального аппарата Службы или руководства МТО.

15. Инспекции рекомендуется проводить в период изготовления оборудования (кроме инспекций по проверке достоверности сведений, представленных в комплекте обосновывающих документов для изменения условий действия лицензии). Для этого МТО должны получать от организаций информацию о планах производства оборудования и изменениях к ним, а также уведомления о запуске оборудования в производство и сроках выполнения основных этапов работ по изготовлению оборудования. Требования к порядку представления соответствующей информации следует включать в условия действия лицензий на изготовление.

16. Перед проведением комплексной или целевой инспекции организующие их подразделения Службы обеспечивают:

- подготовку состава комиссии и ее председателя;

- подготовку программы проведения инспекции.

Комиссии для проведения комплексной инспекции назначаются приказом руководителя Службы или МТО, программы проведения инспекции утверждаются заместителем руководителя Службы или начальником управления центрального аппарата, либо руководством МТО.

Комиссии для проведения целевой инспекции назначаются приказом руководителя Службы или МТО, программы проведения инспекции утверждаются начальником управления центрального аппарата либо начальником подразделения МТО.

17. В процессе подготовки к инспекции руководство проверяемой организации должно предоставить комиссии следующие материалы и документы:

- структуру и устав (положение) инспектируемой организации;

- условия действия выданной инспектируемой организации лицензии на изготовление оборудования, а также нормы и правила, иные нормативные документы, касающиеся тематики проведения инспекции;

- программу обеспечения качества работ при изготовлении оборудования;

- акты и предписания, составленные по результатам ранее проведенных инспекций в этой организации;

- информацию об устранении отмеченных ранее нарушений;

- информацию о расследовании нарушений в работе ОИАЭ, связанных с отказами и нарушениями в работе оборудования, изготовленного в инспектируемой организации.

18. Программы плановых комплексных или целевых инспекций должны направляться в инспектируемые организации не позднее, чем за 15 дней до их начала с уведомлением о необходимости создании условий для проведения инспекций и подготовке требуемой информации.

Программы проведения внеплановых инспекций должны передаваться инспектируемым организациям перед началом инспекций.

19. Перед началом проведения комплексной или целевой инспекции ее руководителю следует провести совещание с руководящим составом инспектируемой организации, определить рабочее место комиссии и состав ответственных работников инспектируемой организации, обеспечивающих работу комиссии, обсудить организационные вопросы проведения проверок, испытаний, измерений и т.п., а также предоставления необходимой информации.

Перед началом инспекции всем членам комиссии в установленном в организации порядке следует пройти (если это необходимо) инструктажи по технике безопасности и охране труда.

20. Все проверки и иные связанные с проведением инспекции действия членов комиссии, которые выполняются с посещением производственных помещений, цехов и рабочих мест, должны проводиться в присутствии ответственных работников инспектируемой организации.

Рекомендуется устанавливать рабочие контакты с различными категориями работников инспектируемой организации, интересоваться их мнением о качестве изготовления оборудования, отступлениях от требований нормативной, конструкторской документации и мерах по их устранению. Рекомендуется в соответствии с программами обеспечения качества и планами качества оценивать деятельность эксплуатирующей организации по контролю соблюдения требований к качеству изготовления оборудования в инспектируемой организации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»