Действующий

О некоторых итогах работы избирательных комиссий в 2006 году по реализации полномочий, связанных с проверкой сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений

Приложение
к постановлению
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
от 20 декабря 2006 года N 192/1201-4

     

ИНФОРМАЦИЯ
о некоторых итогах работы избирательных комиссий в 2006 году по реализации полномочий, связанных с проверкой
сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, их региональных отделений и иных
зарегистрированных структурных подразделений



Прошел год с момента начала исполнения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, возложенных на них Федеральным законом "О политических партиях" (далее - Федеральный закон) полномочий по контролю за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями, в виде вступительных и членских взносов, а также пожертвований граждан и юридических лиц.

За этот период подготовлен пакет нормативных актов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, регламентирующих деятельность избирательных комиссий и политических партий по выполнению норм Федерального закона, а также ряд совместных документов организационного характера, регулирующих взаимодействие избирательных комиссий с регистрирующими органами - Федеральной регистрационной службой, Федеральной налоговой службой, Федеральной миграционной службой.

Накопленный определенный практический опыт в реализации требований Федерального закона позволяет сделать основной вывод о готовности избирательных комиссий к решению поставленных перед ними задач. Налажено конструктивное взаимодействие непосредственно с политическими партиями (по данным Федеральной регистрационной службы на дату представления финансовой отчетности зарегистрировано 35 политических партий, приложение N 1), их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями. Этому в немалой степени способствовали состоявшиеся в декабре 2005 года, июне и октябре 2006 года совещания в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с участием представителей политических партий. Аналогичные рабочие встречи проводились и проводятся избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации с представителями региональных отделений политических партий.

Практика показала, что принятые нормативные акты Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, регулирующие проведение проверок финансовой отчетности политических партий, представляемой в избирательные комиссии, требуют дальнейшего совершенствования. Так, с целью обеспечения проведения анализа результатов проверки финансовой отчетности политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений требуется установление единой формы заключения по результатам таких проверок.

Налаженное взаимодействие и совместная работа с регистрирующими органами позволили устранить ряд имевших место проблемных вопросов, касающихся сроков и полноты проверки сведений, указанных физическими и юридическими лицами при осуществлении пожертвований политическим партиям и их региональным отделениям. Положительным образом повлияли на работу дополнительное разъяснение Федеральной налоговой службы, направленное региональным налоговым органам, о порядке проведения проверки таких сведений и назначение во всех территориальных налоговых органах сотрудников, ответственных за взаимодействие с избирательными комиссиями.

Избирательными комиссиями накоплен определенный опыт исполнения требований Федерального закона по обеспечению принципов гласности и прозрачности при освещении финансовой деятельности политических партий. И здесь, прежде всего, используются возможности сети Интернет, периодических печатных изданий, а также проведение различного рода публичных мероприятий и встреч с журналистами. Такой опыт открытости в деятельности избирательных комиссий заслуживает пристального внимания и дальнейшего распространения.

С целью оказания практической помощи по организации выполнения новых полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации представителями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации осуществлены выезды в девять регионов (Республика Тыва, Республика Адыгея, Пермский край, Астраханская, Вологодская, Ленинградская, Московская, Омская области, Еврейская автономная область).

Для повышения оперативности проведения проверок сведений, указанных физическими и юридическими лицами, при осуществлении пожертвований политическим партиям и их региональным отделениям активно используются данные Регистра избирателей ГАС "Выборы" и данные Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), доступ к которым предоставлен Федеральной налоговой службой. В целом на настоящее время по сведениям, представленным в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, организована проверка более 1700 жертвователей, из них более 200 - юридических лиц и около 1500 - физических. По итогам проверки регистрирующими органами выявлено 8 юридических и 22 физических лица, которыми нарушены требования Федерального закона в части осуществления пожертвований.

Наряду с разработкой нормативных документов реализуется механизм автоматизации процесса проверки представляемой политическими партиями, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями политических партий финансовой отчетности. В самое ближайшее время будет принята в эксплуатацию подсистема автоматизации контроля финансирования политических партий ГАС "Выборы", которая станет действенным инструментом в выполнении контрольных функций, возложенных на избирательные комиссии.

С целью подготовки кадров избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в апреле этого года проведено дистанционное обучение по использованию указанной подсистемы свыше 130 сотрудников аппаратов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.

Как во всяком новом деле, не обошлось без определенных "погрешностей" в ходе выполнения требований Федерального закона. Политические партии, их региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения допускали различного рода нарушения (несоблюдение сроков представления отчетности, арифметические и технические ошибки и др.).

Статистика по регионам показывает, что наибольшее количество нарушений (около 460) связано с нарушением срока представления отчетности региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделеними. Среди нарушителей региональные отделения таких политических партий, как "Партия развития регионов "Природа и Общество", "Евразийский Союз", "Социалистическая единая партия России", ''Союз людей за образование и науку", "СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ", "Свобода и Народовластие", "Национально-консервативная партия России", "Российская Конституционно-демократическая партия", "Народная партия России", и ряд других.

В целом региональные отделения политических партий реагируют на соответствующие обращения избирательных комиссий по соблюдению требований Федерального закона. Однако есть и единичные отрицательные примеры. Так, Ленинградским областным региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" не было возвращено в первом квартале сего года пожертвование ООО "СеверСтрой", зарегистрированного менее чем за год до дня его внесения. Несмотря на неоднократные напоминания со стороны Избирательной комиссии Ленинградской области о перечислении этих средств в доход Российской Федерации в связи с ликвидацией жертвователя - юридического лица, региональное отделение распорядилось пожертвованием по своему усмотрению - перечислило денежные средства другому юридическому лицу в счет погашения кредиторской задолженности, что противоречит нормам Федерального закона. О таком нарушении областная избирательная комиссия проинформировала территориальный орган Росрегистрации.

Избирательные комиссии своевременно информировали уполномоченные регистрирующие органы и их территориальные подразделения о выявленных фактах нарушений политическими партиями, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями требований Федерального закона.

Так, на основании информации Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Федеральной регистрационной службой были вынесены письменные предупреждения по итогам первого квартала в адрес двух политических партий: "Союз людей за образование и науку" и "Партия развития регионов "Природа и Общество", второго квартала - в адрес четырех политических партий: "Союз людей за образование и науку", "Развитие предпринимательства", "Народно-республиканская партия России", "Российская Конституционно-демократическая партия".

По инициативе избирательных комиссий субъектов Российской Федерации территориальными органами Федеральной регистрационной службы выносились письменные предупреждения, судами приостанавливалась деятельность ряда региональных отделений политических партий ("Союз людей за образование и науку", "Российская объединенная промышленная партия", "Российская Конституционно-демократическая партии", "Развитие предпринимательства", "Российская партия Пенсионеров" и др.).

Наряду с отмеченными мерами ответственности в отдельных субъектах Российской Федерации территориальными органами Федеральной регистрационной службы практиковалось привлечение региональных отделений политических партий к административной ответственности по статье 19.7 "Непредставление сведений (информации)" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Такая правоприменительная практика имела место в отношении региональных отделений политических партий "Демократическая партия России" и "ПАРТИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ" в Брянской области, политических партий "Российская партия Пенсионеров", "Свобода и Народовластие", "ПАРТИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ", "Партия развития регионов "Природа и Общество", "Партия Национального Возрождения "Народная Воля" в Псковской области.

В результате принятых мер в целом во втором квартале общее количество нарушений по сравнению с первым кварталом уменьшилось более чем в полтора раза.

He случайно, что большинство политических партий, допустивших финансовые нарушения, попали в перечень партий, деятельность которых была признана по результатам проверки, проведенной Федеральной регистрационной службой в текущем году, не соответствующей требованиям Федерального законодательства.

Финансовое состояние политических партий с учетом их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений за первое полугодие текущего года характеризуется следующими данными (сведения за третий квартал находятся в проверке).

Согласно представленной ими финансовой отчетности всего получено немногим более 1218 млн.рублей (приложение N 2). Из них около 1148 млн.руб., или 94 процента, поступило в виде денежных средств и более 70 млн.руб., или 6 процентов, в виде иного имущества.

Лидером, имеющим наиболее существенные поступления, является Всероссийская политическая партия "Единая Россия" - всего около 722 млн.рублей.

Заметно меньшие, но все же значительные средства получены пятью политическими партиями:

     "РОДИНА"

82,8 млн.рублей

     "КПРФ"

81,1 млн.рублей

     "ПАТРИОТЫ РОССИИ"

76,0 млн.рублей

     "ЛДПР"

64,6 млн.рублей

     "Российская партия ЖИЗНИ"

58,1 млн.рублей


На сумму от 10 до 24 млн.рублей аккумулировали средства шесть политических партий: "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ", "Российская партия Пенсионеров", "Аграрная партия России", "Российская демократическая партия "ЯБЛОКО", "Социалистическая единая партия России", "Народная партия Российской Федерации".