ПРИКАЗ
от 23 января 2007 года N 21
Об утверждении Концепции информатизации Федеральной
службы по экологическому технологическому и атомному надзору
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Ростехнадзора от 15 сентября 2010 года N 902
____________________________________________________________________
С целью обеспечения единого комплексного подхода при проведении работ по информатизации деятельности Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию информатизации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
2. Структурным подразделениям центрального аппарата и территориальным органам при планировании и проведении работ в области информатизации руководствоваться положениями Концепции.
Руководитель
К.Б.Пуликовский
КОНЦЕПЦИЯ
информатизации Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
Настоящая Концепция информатизации (далее - Концепция) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор, Служба) разработана в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 N 1244-р, Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 09.09.2000 N Пр-1895, Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401, федеральной целевой программой (ФЦП) "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 N 65, распоряжением Ростехнадзора "О разработке Концепции информатизации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" от 23.08.2005 N 54-рп. В Концепции учтены требования федеральных законов и иных нормативных правовых актов, перечисленных в приложении 1 к настоящему документу (1-34).
В Концепции отражена совокупность взглядов на текущее состояние информатизации Ростехнадзора, определены цели, задачи, принципы, приоритеты и основные направления развития информатизации деятельности Службы.
Базовым положением Концепции является создание единой Комплексной системы информатизации (КСИ) Ростехнадзора и ее внедрение во всех подразделениях Ростехнадзора на федеральном, межрегиональном, территориальном и местном уровнях, обеспечение информационного взаимодействия КСИ Ростехнадзора с информационными системами других федеральных и региональных органов исполнительной власти и информационной открытости Ростехнадзора, в том числе в рамках ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)", обеспечение интеграции указанной системы в единое информационное пространство Российской Федерации.
Концепция является методической основой при планировании и проведении работ в области информатизации деятельности службы.
В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 (13) и от 20.05.2004 N 649 (14) Ростехнадзору полностью или частично переданы функции Госатомнадзора России, Госгортехнадзора России, МПР России (в части государственного экологического надзора и государственной экологической экспертизы), Минпромэнерго России (в части энергетического надзора), госстройнадзора.
В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (15) Ростехнадзор является:
а) органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
________________
Здесь и далее по тексту - кроме объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации.
б) специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;
в) органом государственного горного надзора;
г) специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;
д) органом государственного энергетического надзора;
е) специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха;
ж) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора.
Таким образом, к компетенции Ростехнадзора отнесены вопросы, определяющие государственную политику в области радиационной, промышленной, экологической, энергетической и строительной безопасности.
К полномочиям в установленной сфере деятельности Ростехнадзора, определенным упомянутым постановлением Правительства Российской Федерации и касающимся всех или нескольких видов надзора относятся:
внесение в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к сфере его ведения, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности;
самостоятельное принятие нормативных правовых актов и нормативных документов;
осуществление контроля и надзора;
лицензирование отдельных видов деятельности;
выдача разрешений на определенные виды деятельности;
проведение проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства, нормативных правовых актов, норм и правил;
руководство в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций деятельностью функциональных подсистем контроля за опасными объектами;
обобщение практики применения законодательства, в том числе анализ эффективности санкций за нарушения установленных требований безопасности;
организация приема граждан, рассмотрение письменных и устных обращений граждан;
организация профессиональной подготовки работников Ростехнадзора, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка;
взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями;
осуществление функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств;
ведение архива документов.
Кроме перечисленных выше общих функций Ростехнадзор выполняет специфичные функции в качестве соответствующего уполномоченного органа федеральной исполнительной власти.
Так, в качестве органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии Ростехнадзор:
осуществляет контроль и надзор за соблюдением выполнения федеральных законов, федеральных правил и норм в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии;
осуществляет контроль и надзор за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов;
согласовывает перечни радиоизотопной продукции, ввоз и вывоз которой не требует лицензий;
организует и обеспечивает функционирование системы контроля за объектами использования атомной энергии при возникновении ЧС (аварийное реагирование).
В качестве специально уполномоченного органа в области промышленной безопасности Ростехнадзор:
регистрирует опасные производственные объекты и ведет государственный учет таких объектов;
утверждает заключения экспертизы промышленной безопасности;
обеспечивает учет разработанных деклараций промышленной безопасности;
определяет порядок расследования аварий на опасных производственных объектах.
В качестве органа государственного горного надзора Ростехнадзор:
согласовывает условия действия лицензий, технические проекты на пользование недрами, на разработку месторождений полезных ископаемых, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и первичной переработке.
В качестве специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы Ростехнадзор:
устанавливает лимиты на размещение отходов;
ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух;
ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, включая федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов, а также проводит работы по паспортизации опасных отходов;
организует и проводит государственную экологическую экспертизу правовых документов, материалов, технико-экономических обоснований, проектов и иных видов документации в установленной сфере деятельности;
выдает заключения о соответствии экологическим нормам и требованиям производственных и (или) складских помещений организаций, намечающих осуществление лицензируемой деятельности, связанной с производством и (или) оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В качестве органа государственного энергетического надзора Ростехнадзор осуществляет технический контроль и надзор в электроэнергетике.
В качестве федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, Ростехнадзор осуществляет надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов в установленной сфере деятельности.
Перечень нормативных правовых актов, касающихся учета органами Ростехнадзора перечисленных выше и иных информационных ресурсов, приведен в приложении 1.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 1024-р Ростехнадзору были подчинены управления округов, управления и инспекции Госгортехнадзора России и межрегиональные территориальные округа Госатомнадзора России. В настоящее время структура Ростехнадзора включает центральный аппарат, 8 межрегиональных территориальных управлений технологического и экологического надзора (МТУ - выполняют сводно-аналитические, информационные и контрольные функции в соответствующих федеральных округах), 69 территориальных управлений по технологическому и экологическому надзору (УТЭН), 7 межрегиональных территориальных округов по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (МТО ЯРБ) и 1 межрегиональный территориальный округ по информатизации и защите информации (МТОИЗИ). На местном уровне инспекционную деятельность осуществляют отделы (в том числе территориально-обособленные) УТЭН и инспекции МТО ЯРБ Ростехнадзора.
Кроме того, в ведении Ростехнадзора в настоящее время находится 17 подведомственных организаций, в том числе центры лабораторного анализа и технических измерений (ЦЛАТИ), имеющие более 100 филиалов в субъектах Российской Федерации.
Под эгидой Ростехнадзора, Торгово-промышленной палаты и Российской академии наук функционирует Единая система оценки соответствия (ЕС ОС) на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, которая включает более 3000 аккредитованных организаций - участниц Единой системы оценки соответствия.
Реформирование системы государственных надзорных органов в ходе проведения административной реформы существенным образом затронуло и вопросы информатизации деятельности вновь образованной интегрированной федеральной службы - Ростехнадзора.
На момент разработки настоящей Концепции (2-е полугодие 2006 года) в структурных подразделениях Ростехнадзора и в подведомственных ему организациях имеется несколько независимых информационных систем, программ и банков данных, разработанных или разрабатываемых в течение многих лет для нужд некогда самостоятельных государственных надзорных органов: госатомнадзора, госгортехнадзора, госстройнадзора, энергонадзора, некоторых подразделений МПР России.
Оснащенность подразделений центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора компьютерной техникой, сетевым и телекоммуникационным оборудованием неодинакова и в целом неудовлетворительна.
В двух зданиях центрального аппарата функционируют локальные вычислительные сети, объединенные посредством выделенного канала с выходом в Интернет. Большая часть территориальных органов для телекоммуникационного обмена использует модемное соединение по телефонным каналам общего доступа.
Уровень информатизации основных направлений деятельности Ростехнадзора обусловлен наличием или отсутствием унаследованных информационных систем, а также их качеством. Часть этих информационных систем носит статус государственных, часть - является наработками ведомственных информационных подразделений либо коммерческими разработками.
Так, государственная автоматизированная информационно-управляющая система регулирования промышленной безопасности (АИС ПБ), предназначенная для автоматизации деятельности бывшего Госгортехнадзора России как органа федеральной исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.98 N 1371 (16) (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 N 49). В упомянутой редакции постановления Ростехнадзор определен заказчиком работ, связанных с созданием и обеспечением функционирования АИС ПБ.
Информационно-аналитическую систему (ИАС) "Энергоэффективность" и информационную систему надзора за учетом, контролем и физической защитой ядерных материалов (АИС ЯРБ) можно отнести к ведомственным наработкам бывших Минтопэнерго России и Госатомнадзора России соответственно, а, например, программные средства в области экологического контроля, используемые в ряде территориальных органов, являются собственными разработками ряда коммерческих организаций.
Ниже кратко представлено описание текущего состояния уровня информатизации по направлениям деятельности Ростехнадзора, упомянутым в предыдущем разделе.