Недействующий

     

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2006 года N 65


Об утверждении Методологических положений по проведению выборочных обследований населения по проблемам занятости (рабочей силы)

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2011 года на основании
приказа Росстата от 21 декабря 2010 года N 452
____________________________________________________________________


Федеральная служба государственной статистики

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Методологические положения по проведению выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследований рабочей силы).

2. С введением указанных в п.1 настоящего постановления Методологических положений отменить ранее действовавшее постановление Госкомстата России от 27.06.2003 N 64 "Об утверждении Методологических положений по проведению выборочных обследований населения".

Руководитель
В.Л.Соколин

     

     

УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Федеральной службы
государственной статистики
от 13 ноября 2006 года N 65

     
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
по проведению выборочных обследований населения по проблемам занятости

     

1. Общие положения

Цель обследований

1. Выборочные обследования населения по проблемам занятости проводятся в частных домашних хозяйствах во всех республиках, краях, областях, автономной области и округах Российской Федерации с целью получения данных о численности и составе экономически активного населения, занятых и безработных, экономически неактивного населения, уровне экономической активности, уровне занятости и уровне безработицы, продолжительности занятости и незанятости, способах поиска работы.

Отчетный период

2. Обследования проводятся по состоянию на критическую (обследуемую) неделю.

Критическая (обследуемая) неделя длится с понедельника по воскресенье. С 1999 года обследование проводится один раз в квартал по состоянию на последнюю неделю второго месяца квартала, т.е. февраля, мая, августа, ноября.

Единицы наблюдения

3. Единицами наблюдения являются частные домашние хозяйства и лица в возрасте от 15 до 72 лет - члены этих домашних хозяйств.

Минимальная и максимальная границы возраста обследуемого населения определены при проведении первого обследования в 1992 году с учетом наличия экономически активного населения в этих возрастах.

Домохозяйством считается:

один человек, проживающий в отдельном жилом помещении или части жилого помещения и обеспечивающий себя всем необходимым для жизни и не объединяющий средства для ведения общего хозяйства с кем-либо из других лиц, проживающих в данном жилом помещении;

два человека или более, проживающие совместно в отдельном жилом помещении, части его или нескольких жилых помещениях и обеспечивающие себя всем необходимым для жизни посредством ведения общего хозяйства, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Эти лица могут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, либо быть не родственниками, либо и теми, и другими.

Лица, снимающие жилое помещение у отдельных граждан, в состав домохозяйства владельца жилого помещения не входят и считаются отдельными домохозяйствами.

Лица, нанятые для работы по дому (домашняя прислуга) и проживающие в помещении своего работодателя, в составе домохозяйства своего работодателя не учитываются (независимо от того, что они за свой труд получают питание и проживание), а рассматриваются как отдельные домохозяйства.

В составе домашнего хозяйства могут быть учтены лица, не имеющие родственных связей с членами домашнего хозяйства, но проживающие в данном помещении и ведущие одно хозяйство (пожилые или другие лица, находящиеся на попечении хозяйства).

4. При проведении обследования в каждом домашнем хозяйстве учитываются лица, постоянно (обычно) проживающие по данному адресу, включая и тех лиц, которые в отчетный период и период обследования временно отсутствовали, а также постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (т.е. лица, имеющие гражданство только зарубежного государства).

Постоянным местом жительства, как правило, считается тот населенный пункт, дом, квартира, где опрашиваемый проводит постоянно (обычно) большую часть своего времени. Это место может совпадать или не совпадать с адресом, по которому человек зарегистрирован (прописан).

Если лицо имеет более одного адреса проживания, его следует учитывать по тому адресу, который оно рассматривает как свой основной адрес.

При определении лиц, постоянно (обычно) проживающих по данному адресу, необходимо применять следующие правила.

Взрослых детей в семье, т.е. в возрасте от 16 лет и старше, которые в связи с работой или учебой проживают вне дома и прибывают домой только во время каникул или отпуска, не следует учитывать по адресу родителей.

Дети, проживающие в школах-интернатах, а также дети моложе 16 лет, проживающие вне дома в связи с временной учебой, учитываются по адресу родителей. Также по адресу родителей следует учитывать детей, проживающих по другому адресу у бабушек и дедушек (кроме тех случаев, когда бабушка или дедушка являются опекунами внука(чки).

Лица, постоянно проживающие в данном помещении и выехавшие в командировку, на работу по контрактам с российскими или зарубежными организациями, или на учебу на срок до 1 года, а также выехавшие, независимо от срока на отдых, в гости к родственникам, знакомым и т.п., учитываются по месту их постоянного жительства в Российской Федерации.

Лица, выехавшие в командировку, на работу по контрактам с российскими или зарубежными организациями или на учебу на срок 1 год и более (независимо от того, сколько времени они там пробыли, и сколько осталось до их возвращения), в данном помещении не учитываются.

Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (т.е. лица, имеющие гражданство только зарубежного государства) и лица без гражданства учитываются по месту их жительства в общем порядке.

Лица (независимо от их гражданства), прибывшие в Российскую Федерацию на работу по контрактам российских и иностранных организаций (кроме иностранных граждан, работающих в находящихся в Российской Федерации иностранных дипломатических и иных официальных представительствах, а также международных организациях, их филиалах и представительствах) или на учебу на срок 1 год и более, учитываются как постоянные жители России по тому адресу, где они обычно проживают в Российской Федерации.

Лица (независимо от их гражданства), прибывшие из зарубежных стран (включая государства - участники СНГ) на постоянное жительство в Российскую Федерацию, но еще не получившие разрешения на жительство, учитываются как постоянные жители Российской Федерации по тому адресу, где они проживали в период обследования.

Лица (независимо от их гражданства), прибывшие из зарубежных стран (включая государства - участники СНГ) или из другой территории Российской Федерации в поисках убежища, но еще не получившие разрешения на жительство, учитываются как постоянные жители по тому адресу, где они проживали в период обследования.

В составе домашнего хозяйства по месту своего постоянного (обычного) жительства должны быть учтены:

лица, уехавшие временно на заработки в другие населенные пункты на территории Российской Федерации;

члены экипажей российских торговых и пассажирских судов, находящихся в дальнем плавании;

находящиеся в местах предварительного заключения лица, арестованные в административном порядке, задержанные по подозрению в совершении преступления, находящиеся под следствием, а также лица, в отношении которых приговор не вступил в силу;

лица, проходящие военную службу по призыву, а также заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, лица, призванные на военно-учебный сбор;

лица, проходящие военную службу по контракту и проживающие на открытой территории.

Не включаются в число лиц, постоянно (обычно) проживающих по данному адресу, лица находящиеся в местах предварительного заключения, в отношении которых приговор вступил в силу, а также лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Не обследуются лица, проживающие в коллективных домашних хозяйствах: общежитиях, школах-интернатах, интернатах для престарелых и инвалидов и других институциональных заведениях, монастырях и прочих коллективных жилых помещениях.

5. При формировании региональных итогов население учитывается по месту проживания.

     

2. Формирование выборки домашних хозяйств

Основа (база) выборки

6. Основой выборки является совокупность счетных участков, сформированных на базе информационного массива микропереписи населения 1994 года. Совокупность счетных участков (папок) составляется для каждого региона отдельно по городскому и сельскому населению.

В основу построения территориальной выборки домашних хозяйств для проведения обследований населения по проблемам занятости положена модель многомерной выборки. Ее основное назначение - сформировать представительную выборочную совокупность домашних хозяйств, адекватно отражающую социально-экономическую и демографическую структуру изучаемой совокупности, как в рамках выделенной системы показателей, так и в системе взаимосвязанных с ней других показателей.

Информационной основой для построения годовой выборки домашних хозяйств на второй ступени является выборочная совокупность счетных участков, отобранная на первой ступени (отдельно по городскому и сельскому населению).

Единицей отбора на первой ступени является счетный участок, на второй ступени - домашнее хозяйство (бланк микропереписи - БМ).

Организация выборки домашних хозяйств

7. Отбор единиц наблюдения для опросов населения по проблемам занятости производится по схеме случайного включения единиц в выборку из типизированной основы выборки.

Применяется двухступенчатая организация выборки.

На первой ступени из основы выборки систематически отбираются счетные участки переписи (или микропереписи). Сформированная на этой ступени выборка представляет основу выборки по структурным соотношениям определенных показателей (пол, возраст, размер семьи, источник средств существования, образование, национальность, принадлежность жилого помещения) и наибольшему числу их сочетаний.

На второй ступени в отобранных счетных участках случайно отбираются домашние хозяйства.

Домашние хозяйства, отобранные на второй ступени процедуры выборки, подлежат опросу и включаются в список, выдаваемый интервьюеру. В целях сохранения представительности выборки эти домашние хозяйства не могут быть произвольно заменены другими.

Выборка единиц наблюдения для квартальных обследований строится таким образом, что в каждом квартале все единицы наблюдения отобранной совокупности предыдущего квартала заменяются новыми. Домашние хозяйства, участвующие в обследовании, могут повторно включаться в выборку по истечении двух лет.

Объем выборки

8. Для проведения квартальных обследований населения по проблемам занятости годовой объем выборочного массива по России в целом устанавливается в размере свыше 270 тыс.лиц в возрасте 15-72 года (приблизительно 120 тыс.домашних хозяйств), что соответствует 0,25% численности населения данного возраста. Ежеквартально в целом по России обследуются более 69 тыс.лиц в возрасте 15-72 года (около 30 тыс.домашних хозяйств), или 0,06% от численности населения данного возраста.

По субъектам Российской Федерации применяется разная доля отбора с учетом относительной вариации по показателю "уровень безработицы", заданной степени относительной точности по этому показателю:

не более 1,5% стандартная относительная ошибка выборки - в целом по России.

5% стандартная относительная ошибка выборки - по ряду крупных и средних регионов и 8%-10% - для небольших по численности населения регионов.

Размер квартальной выборки гарантирует получение представительных итогов в пределах заданной степени точности в целом по Российской Федерации и по разрезам разработки. По субъектам Российской Федерации представительные итоги обеспечивает совокупность четырех квартальных выборок.

3. Инструментарий обследования

Бланки форм обследования и инструктивные материалы

15*. При проведении обследования используется следующий инструментарий:

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание "Кодекс".


Анкета выборочного обследования населения по проблемам занятости;

Порядок заполнения Анкеты выборочного обследования населения по проблемам занятости;

Карточка на помещение, в котором проживает население, обследуемое по проблемам занятости;

Карточка 1 (примеры видов деятельности для заполнения ответа на вопрос 72 Анкеты);

Методическое пособие для интервьюеров (счетчиков) по проведению опроса населения по проблемам занятости;

Листовка - обращение к населению;

Удостоверение интервьюера;

Пособие по кодированию материалов выборочного обследования населения по проблемам занятости.

16. Анкета выборочного обследования населения по проблемам занятости содержит вопросы по учетным признакам, которые задаются в логической последовательности. Анкета обследования и Порядок ее заполнения утверждаются постановлением Росстата.

17. Карточка на помещение ведется в территориальных органах Росстата и представляет собой список домохозяйств в пределах помещения с указанием количества членов домохозяйств (независимо от возраста, включая лиц моложе 15 и старше 72 лет), постоянно (обычно) проживающих в помещении, отобранном для проведения обследования.

Согласно приказу Госкомстата России от 20 февраля 2002 года N 18 дсп "О введении в действие Перечня служебной информации ограниченного распространения", сведения, содержащиеся в "Карточке на помещение, в котором проживает население, обследуемое по проблемам занятости", являются конфиденциальной информацией и не подлежат разглашению (распространению). Эти сведения используются только для проведения опроса граждан по отобранным для обследования адресам и формирования соответствующих агрегированных данных.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»