РЕКОМЕНДАЦИЯ 612 (1970 год)
О проекте рамочного закона об активной охране
недвижимого культурного наследия в Европе
________________
Дебаты Ассамблеи 23 сентября 1970 года (16-е Заседание) (см. Док. 2819, доклад Комитета по культуре и образованию).
Текст, принятый Ассамблеей 23 сентября 1970 года (16-е Заседание).
Ассамблея,
1. Отмечая собственную Рекомендацию 365 (1963), резолюции, принятые Комитетом Министров на основе "Симпозиумов", организованных Советом по культурному сотрудничеству (СКС), Европейскую конвенцию по сохранению и восстановлению памятников и исторических мест культурного наследия, и резолюции, принятые Конференцией Европейских Министров, отвечающих за сохранение и восстановление памятников и мест культурного наследия, проведенную в Брюсселе в ноябре 1969 года;
2. Учитывая, что слушания недавних Генеральных Ассамблей "Наша Европа" ("Europa Nostra") выявили различия и несоответствия в законодательствах, действующих в настоящее время во многих государствах-членах в отношении сохранения такого наследия;
3. Учитывая, кроме того, что рассматриваемое наследие - неотъемлемая часть общего культурного наследия, и учитывая то, что в статье 1 Европейской конвенции по культуре договаривающиеся стороны согласились на принятие соответствующих мер по охране их национального вклада в общее культурное наследие Европы;
4. Веря, что выработка законов, предназначенных обеспечить наивысшую гарантию сохранения вышеупомянутых памятников и мест культурного наследия соответствует интересам всех государств, вступивших в Европейскую конвенцию по культуре;
5. Учитывая, таким образом, что должна быть предложена общая схема проекта закона о действенной охране недвижимого культурного наследия европейских государств, основанная на сравнительном анализе основных систем национальных законодательств;
6. Учитывая, помимо всего прочего, что исторические и художественные памятники и места являются центрами досуга и отдыха, а, посему, средством снижения физиологической и психологической неустойчивости, вызываемой быстрой урбанизацией общества;
7. Ссылаясь на отчет своего Комитета по культуре и образованию (Док.2819);
8. Рекомендует Комитету Министров:
(a) обратиться к правительствам государств-членов с призывом привести их законодательство там, где требуется, в соответствие с общими принципами, определенными в приобщенном проекте закона;
(b) поручить Комитету европейского сотрудничества по сохранению и восстановлению памятников и мест культурного наследия изучить проект закона в аспектах вопросов надзора за действиями правительств и консультаций с основными заинтересованными международными правительственными и неправительственными организациями.
Проект закона об активной охране недвижимого культурного наследия в Европе
Для целей настоящего акта недвижимое культурное наследие государства включает в себя памятники, комплексы памятников и территории строений, представляющих историческую или художественную ценность, и его достопримечательные места (именуемые в дальнейшем "памятники и места").
"Памятник" есть архитектурное или монументальное скульптурное сооружение, представляющее археологический, исторический или художественный интерес.
"Комплекс" или "территория строений", представляющих исторический или художественный интерес, есть собрание изолированных строений или их групп, чье архитектурное единство и характер, как особенность пейзажа, оправдывают его защиту и возрождение как категории прекрасного.
"Место" является топографической особенностью, которая представляет собой творение природы (ландшафта) или же совместное творение природы и человека (смешанные места), чей гармоничный характер и художественный, эстетический, исторический, этнографический, литературный или легендарный интерес оправдывают его охрану и возрождение как категории прекрасного.
Переходя к специфике, археологическими местами являются такие места, где были или еще могут быть обнаружены остатки древних цивилизаций; научными местами являются такие места, которые представляют интерес с точки зрения различных наук.
Основные принципы действий государства
Законы и нормативные акты о недвижимом культурном наследии, подготавливаемые государствами, должны основываться на принципах, излагаемых ниже.
Государства должны быть полностью ответственны за недвижимое культурное наследие, находящееся на их территории, и предпринимать меры, необходимые для предотвращения исчезновения невосполнимых духовных, культурных и экономических ценностей, которые являются наследием каждого государства.
Для каждого государства недвижимое культурное наследие составляет единое целое, включающее в дополнение к отдельным архитектурным особенностям, представляющим общественный интерес с точки зрения археологии, истории или художественной ценности, и менее выдающиеся объекты, которые приобрели культурное значение с течением времени. По основному правилу, некое строение имеет значение исключительно относительно группы таких строений или места, частью которого оно является.
Где необходимо, государства должны усиливать действие своих законов и нормативных актов для охраны отдельных памятников и мест, а также вводить меры по охране комплексов строений, представляющих историческую или художественную ценность, а также мест, не упоминавшихся выше.
В случае, когда это представляется необходимым, государства должны усиливать существующие запреты и предпринимать дополнительные меры с целью способствовать активной интеграции своего недвижимого культурного наследия в схемы развития и планирования территорий.
Активная интеграция недвижимого культурного наследия государств должна быть разработана в целях дальнейшего физического и духовного совершенствования человека и в каждом государстве должна возлагаться на власти, ответственные за охрану культурных ценностей и действующие в постоянном сотрудничестве с властями, занимающимися планированием территорий.
Активное сохранение памятников и комплексов строений, представляющих историческую или художественную ценность, должно состоять, прежде всего, в восстановлении таковых с приданием им функций, совместимых с существующими и будущими потребностями, без приуменьшения культурного значения таких объектов.
Действия государств по охране своего недвижимого культурного наследия должны осуществляться путем принятия административных, юридических и финансовых мер, базирующихся на принципах, изложенных в разделах III, IV и V ниже.
Административные меры, принимаемые соответствующими властями, должны гарантировать, чтобы недвижимому культурному наследию государства отводилась активная роль в национальной жизни в настоящем и будущем; способ его использования должен варьироваться в соответствии с положениями конституций и административной практикой каждого государства.
Особенности подлежащего охране и восстановлению недвижимого культурного наследия каждого государства должны определяться посредством составления списка, включающего все детали, необходимые для такой идентификации, в частности, имея в виду определение применения, которое может быть отведено данным объектам, и подготовку способов включения таковых в проекты государственного планирования.
В этой связи каждое государство должно составить охранный инвентарный список своего недвижимого культурного наследия, содержащего перечень памятников и мест, включая описание территорий, их окружающих.
Особое внимание при составлении такого списка должно быть уделено:
(a) строениям, которые, хотя и не представляют выдающегося значения, являются, тем не менее, составной частью окружающей их территории,
(b) археологическим местам, подвергающимся угрозе со стороны демографических и экономических факторов.
Чтобы гарантировать серьезный учет недвижимого культурного наследия при государственном планировании, ответственные государственные органы должны произвести топографические исследования и составить карты, на которых отображены памятники и исторические места в том виде, в каком они присутствуют до составления таких планов.
Государственные органы, ответственные за охрану культурного наследия, должны работать в тесном сотрудничестве с органами, занимающимися планированием территорий, начиная с самых ранних этапов такого планирования.
При исследованиях и планировании должен быть проведен полный учет памятников и мест, начиная с различных уровней - национального, регионального, областного или местного, при котором технические сотрудники служб охраны культурных ценностей должны сотрудничать со специалистами из заинтересованных гуманитарных организаций.
Обычно следует консультировать местные власти при разработке схем планирования и развития, которые могут нарушить памятники, группы строений или места, представляющие культурную ценность.
В частности, в соответствии с организационной структурой правительства в каждом государстве, может потребоваться подготовить такие планы на региональном, областном или местном уровне в расчете на привлечение к участию всех заинтересованных сторон и, в особенности, владельцев земельных участков или памятников, которым может быть нанесен ущерб.
Чтобы облегчить составление планов строительства и развития территорий, которые влияют на состояние памятников и исторических мест, государства должны картографировать свое монументальное и природное культурное наследие на основе подробных сведений, представленных в охранном инвентаризационном списке, упомянутом выше в статье 14.
Административные механизмы, направленные на охрану недвижимого культурного наследия государства, могут принимать различные формы. Это может быть:
(а) централизованная система мер;
(b) децентрализованная система мер;
(c) смешанная система мер с ответственностью, разделенной между центральным правительством, его региональными или местными структурами и органами местного управления.
Полномочия местных властей могут осуществляться на различных уровнях, и такие власти либо могу быть уполномочены принимать соответствующие решения, либо просто выдвигать собственные предложения.
Конституционные и административные нормы и правила, действующие в каждом государстве, определяют, какая система является более предпочтительной в каждом конкретном случае. С этой оговоркой, учитывая, что проблемы сохранения рассматриваемых объектов требуют специальных знаний, и то, что существует дефицит специалистов в данной области, государства должны следить за тем, чтобы соответствующие функции обоснованно распределялись между центральными или федеральными властями с одной стороны, и региональными или местными властями, с другой стороны, с целью достижения максимальной эффективности. Центральные или федеральные власти должны поощрять власти местного уровня к соответствующим действиям путем публикации охранных инвентаризационных списков и выпуска директивных документов, или, по крайней мере, делая рекомендации.
Независимо от тех административных мер, которые данное государство принимает, подобные вопросы должны прорабатываться с максимальной тщательностью, потому что от этого зависит составление и применение нормативных актов по охране недвижимых культурных ценностей.
В пределах административной структуры, специфичной для каждой страны, органами власти, ответственными за защиту недвижимых культурных ценностей, должны являться:
(a) специализированные отделы, подчиняющиеся Министру, отвечающему за культурные ценности;
(b) плановые органы, в задачи планирования которых входит учет памятников и исторических мест.
Исполнительные органы самого высокого уровня должны возложить на Министра, ответственного за недвижимые культурные ценности, полномочия, равные таковым других Министров, особенно тех, чьи исполнительные функции могут затрагивать состояние памятников и исторических мест.
С целью гарантировать, чтобы памятники и исторические места не приносились в жертву иным интересам, Министр, ответственный за недвижимые культурные ценности, должен быть уполномочен противодействовать принятию любого плана, который мог бы серьезно нанести ущерб таковым ценностям, с обжалованием принятых решений в более высокой инстанции.