РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 ноября 2002 года N 703р
О введении в действие Инструкции по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и метрологическому обеспечению средств измерений массы грузов, перевозимых железнодорожным транспортом Российской Федерации
____________________________________________________________________
Не применяется на основании
приказа Минтранса России от 15 декабря 2016 года N 380
____________________________________________________________________
В целях приведения сложившейся практики эксплуатации применяемых на железнодорожном транспорте средств измерений массы грузов в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, а также упорядочения требований к их содержанию, техническому обслуживанию, ремонту и метрологическому обеспечению:
1. Ввести в действие с 15 ноября 2002 года прилагаемую Инструкцию по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и метрологическому обеспечению средств измерений массы грузов, перевозимых железнодорожным транспортом Российской Федерации, утвержденную МПС России 28 октября 2002 года N ЦМ-921.
2. Начальникам железных дорог довести настоящее распоряжение до причастных работников.
3. Руководителю Департамента грузовой и коммерческой работы Ю.М.Косову обеспечить:
издание и рассылку в установленном порядке железным дорогам, другим предприятиям и организациям Инструкции по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и метрологическому обеспечению средств измерений массы грузов, перевозимых железнодорожным транспортом Российской Федерации;
контроль за выполнением настоящего распоряжения.
4. Признать недействующей на территории Российской Федерации Инструкцию о порядке и технологии взвешивания грузов, содержании и техническом обслуживании весовых приборов на железных дорогах Союза ССР от 9 ноября 1989 года N ЦМ-4729.
Заместитель Министра
Х.Ш.Зябиров
ИНСТРУКЦИЯ
по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и метрологическому обеспечению средств измерений массы грузов, перевозимых железнодорожным транспортом Российской Федерации
1.1 Инструкция по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и метрологическому обеспечению средств измерений массы грузов, перевозимых железнодорожным транспортом Российской Федерации (далее - Инструкция) определяет структуру управления, организацию метрологического контроля и надзора, монтажа, технического содержания и ремонта средств измерений массы, используемых в хозяйстве грузовой и коммерческой работы железных дорог.
Наряду с эксплуатацией, техническим обслуживанием, ремонтом и метрологическим обеспечением собственных средств измерений массы грузов хозяйства грузовой и коммерческой работы железных дорог осуществляют техническое обслуживание, ремонт и метрологическое обеспечение приписных средств измерений массы грузов, принадлежащих юридическим лицам, на договорной основе.
1.2. Для взвешивания грузов в хозяйстве грузовой и коммерческой работы железных дорог применяются средства измерений массы следующих типов: весы вагонные, автомобильные и товарные, а также гири.
1.3. Все применяемые и обслуживаемые средства измерений массы, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и правил по метрологии ПР 50.2.009-94 "ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений", должны быть утвержденного типа (удостоверены сертификатом об утверждении типа средств измерений массы).
В соответствии с правилами по метрологии ПР 32.82-2000 "Метрологическое обеспечение. Система автоматизированного ведения отраслевого Реестра средств измерений, допущенных к применению в отрасли. Порядок ведения Реестра", утвержденными и введенными в действие указанием МПС России от 18 января 2001 года N М-63у, начиная с 1 июля 2001 года все приобретенные средства измерений массы должны пройти регистрацию в Реестре средств измерений, допущенных к применению на федеральном железнодорожном транспорте.
Согласно правилам по метрологии ПР 50.2.006-94 "ГСИ. Порядок проведения поверки средств измерений" средства измерений массы должны иметь действующие поверительные клейма и свидетельства о поверке, подлежать государственному метрологическому контролю и надзору.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений", Положением о метрологической службе федерального железнодорожного транспорта (ПР 32.06-2001), утвержденным МПС России N Цтех-865 от 11 декабря 2001 года и согласованным Госстандартом России, метрологический контроль и надзор за средствами измерений массы осуществляется путем:
калибровки средств измерений массы;
надзора за состоянием и применением средств измерений массы, аттестованными методиками выполнения измерений массы, эталонами единиц величин, применяемых для калибровки средств измерений массы, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;
выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;
проверки своевременности представления средств измерений массы на испытания в целях утверждения типа средств измерений массы, а также на поверку и калибровку.
У владельцев средств измерений массы должна быть эксплуатационная документация, утвержденная методика поверки (калибровки), в которой указывается межповерочный интервал и условия ее проведения при помощи гирь.
В методику поверки, при необходимости, включается порядок проведения поверки (калибровки) весов (для взвешивания вагонов в статике и в движении) методом замещения, регламентированным ГОСТ 8.453 "Весы для статического действия. Методы и средства поверки".
1.4. Работа по осуществлению контроля за средствами измерений массы в хозяйстве грузовой и коммерческой работы железных дорог организуется не позднее 15 календарных дней до дня истечения срока действия их предыдущей поверки.
1.5. В порядке государственного метрологического контроля и надзора средства измерений массы подвергаются первичной, периодической, внеочередной, инспекционной и экспертной поверкам.
Согласно Р32-110-98 "Руководство по установлению номенклатуры контролируемых параметров и средств измерений на железнодорожном транспорте, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору", периодичность межповерочных интервалов для всех используемых весов, в зависимости от взвешиваемых групп грузов, приведена в таблице 1.
Таблица 1
Назначение весов | Периодичность мероприятий по метрологическому надзору и контролю | |
Поверка (проводится органами Государственного метрологического контроля и надзора или аккредитованными в установленном порядке метрологическими службами по этому виду деятельности) | Калибровка (проводится ответственными за метрологическое обеспечение в хозяйстве грузовой и коммерческой работы железных дорог) | |
Для хлебопродуктовых грузов | 1 раз в 6 месяцев | 1 раз в 2 месяца |
Для остальных грузов | В соответствии с установленным межповерочным интервалом | 1 раз в 3 месяца |
1.6. Для участия в поверке средств измерений массы, проведения их калибровки, монтажа и технического обслуживания в хозяйствах грузовой и коммерческой работы железных дорог организуются весовые бригады, работники которых должны соответствовать квалификационным требованиям, определенным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 19 декабря 1996 года N 18 "Изменения и дополнения в единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих". Раздел "Железнодорожный транспорт".
Обучение машинистов весоповерочных вагонов и слесарей КИПиА проводится в соответствии с учебными планами и программами, утвержденными Департаментом кадров МПС России соответственно от 19 сентября 2000 года и 30 декабря 2001 года.
Кроме того они, в соответствии с правилами по метрологии ПР 50.2.016-94 "Требования к выполнению калибровочных работ", зарегистрированный Минюстом России 24.01.95 под N 7782, должны иметь профессиональную подготовку и опыт калибровки средств измерений массы.
Работы по ремонту средств измерений массы осуществляются в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 года N 349.
1.7. Деятельность весовых бригад организуется в пределах границ весовых участков. Границы весовых участков устанавливаются руководством железных дорог, исходя из наличия весов и объема грузов, подлежащих взвешиванию. В числе обслуживаемых весовыми бригадами находятся как собственные, так и приписные средства измерений массы.
1.8. За весовыми бригадами закрепляются весоповерочные вагоны с набором гирь класса точности М по 2000 кг (ГОСТ 7328 "Гири. Общие технические условия") и весовыми тележками массой по 2000 кг, вагоны-весовые мастерские с необходимым оборудованием, вагоны-весоизмерительные лаборатории с набором весов и гирь, стационарные весовые мастерские.
1.9. В процессе работы весы и гири должны содержаться в надлежащей чистоте и порядке.
1.10. Контроль за состоянием электрооборудования на месте нахождения весов (рубильников, освещения, электрощитов, заземления и другого электрооборудования), стационарных весовых мастерских, весоповерочных вагонов, вагонов-весовых мастерских и вагонов-весоизмерительных лабораторий должен осуществляться в соответствии с межотраслевыми Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок ПОТ РМ-016-2001.
2.1. Управление весовым хозяйством осуществляется:
в Министерстве путей сообщения Российской Федерации - Департаментом грузовой и коммерческой работы, на железных дорогах - службами грузовой и коммерческой работы, в отделениях железных дорог - отделами грузовой и коммерческой работы. Весовые бригады находятся в непосредственном подчинении механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ (далее - МЧ) или механических дорожных мастерских (далее - МДМ), являющихся подразделениями хозяйства грузовой и коммерческой работы железных дорог.
Эксплуатация весов в хозяйстве грузовой и коммерческой работы железных дорог возлагается на приемосдатчиков, находящихся в штате грузовых станций.
Штатным расписанием МЧ и МДМ, отделов грузовой и коммерческой работы отделений железных дорог предусматриваются должности ревизоров весового хозяйства, а службы грузовой и коммерческой работы - старшего ревизора весового хозяйства железной дороги. Согласно Положению о метрологической службе федерального железнодорожного транспорта от 11 декабря 2001 года N Цтех-865 старший ревизор весового хозяйства и ревизоры весового хозяйства являются ответственными за метрологическое обеспечение в хозяйстве грузовой и коммерческой работы МПС России. Права и обязанности ревизоров весового хозяйства регламентируются пунктом 7 Положения о метрологической службе федерального железнодорожного транспорта.
По вопросам, изложенным в пункте 1.3 настоящей Инструкции, ревизоры весового хозяйства взаимодействуют с аккредитованной метрологической службой отделения железной дороги, старший ревизор весового хозяйства - с дорожным центром стандартизации и метрологии (далее - ДЦСМ).
2.2. На Департамент грузовой и коммерческой работы МПС России возлагается:
взаимодействие с Госстандартом России по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации технических средств весового хозяйства;
взаимодействие с Департаментом технической политики МПС России по вопросам, изложенным в пунктах 6, 7 Положения о метрологической службе федерального железнодорожного транспорта;
контроль за осуществлением мероприятий, обеспечивающих выполнение годовых и перспективных планов капитального строительства, реконструкции, модернизации, ремонтных и поверочных работ по весовому хозяйству;
разработка нормативной и технической документации по вопросам весового хозяйства, метрологического контроля и надзора за средствами измерений массы;
участие в разработке технических условий и заданий на проектирование и изготовление весов и средств их поверки и калибровки, в испытаниях опытных образцов и внедрении новых средств измерений массы;
разработка и проведение на железных дорогах мероприятий по реконструкции и модернизации весов, средств их поверки и ремонта, улучшению качества метрологического контроля и надзора;
разработка и проведение мероприятий по рациональному размещению и эффективному использованию на железных дорогах средств измерений массы;
организация и проведение конференций по вопросам совершенствования работы весового хозяйства и школ по обмену опытом;
разработка годовых и перспективных планов подготовки и повышения квалификации работников весового хозяйства;
рассмотрение рационализаторских и изобретательских предложений по весовому хозяйству и реализация принятых предложений;
обобщение и анализ отчетности по средствам измерений массы грузового хозяйства железных дорог;
организация капитального ремонта специализированных вагонов весового хозяйства железных дорог.
2.3. Департаменту грузовой и коммерческой работы МПС России предоставляется право проводить ревизии и проверки технического состояния, использования средств измерений массы в хозяйстве.
2.4. На службы грузовой и коммерческой работы железных дорог возлагается:
взаимодействие с ДЦСМ по вопросам, изложенным в пункте 10 Положения о метрологической службе федерального железнодорожного транспорта;
разработка годовых и перспективных планов развития весового хозяйства железной дороги;
контроль за деятельностью работников весового хозяйства и выполнением требований нормативных актов МПС России и Госстандарта России;
разработка и выполнение мероприятий по рациональному размещению и эффективному использованию средств измерений массы на железной дороге;
ведение учета и отчетности, анализ отчетов отделений железной дороги о выполнении производственных планов и разработка мероприятий по развитию весового хозяйства;
разработка и осуществление мероприятий по совершенствованию технологии работ в весовом хозяйстве;
организация и проведение дорожных совещаний, семинаров и школ по обмену опытом работников весового хозяйства;
внедрение передовых методов труда и совершенствование организации метрологического контроля и надзора за средствами измерений массы;
организация своевременной и качественной подготовки средств измерений массы к началу перевозок сельскохозяйственной продукции, а также к работе в зимних условиях;
подготовка и повышение квалификации ревизоров весового хозяйства, работников весовых бригад.