УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель министра
путей сообщения
Г.М.Фадеев
09.11.89 N ЦМ-4729
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке и технологии взвешивания грузов, содержании и техническом обслуживании весовых приборов на железных дорогах Союза ССР
____________________________________________________________________
Не действует на территории РФ с 15 ноября 2002 года на основании
распоряжения МПС России от 13 ноября 2002 года N 703р
____________________________________________________________________
1. Настоящая Инструкция определяет порядок и технологию взвешивания грузов, организационную структуру весового хозяйства, а также организацию ведомственного контроля за весовыми приборами и меры безопасности при их монтаже и техническом обслуживании на железных дорогах СССР.
Соблюдение требований настоящей Инструкции является обязательным для всех предприятий и организаций, имеющих весовые приборы, приписанные на техническое обслуживание к железной дороге.
2. Для взвешивания грузов, перевозимых по железным дорогам, применяются весы следующих типов:
Тип весов | Наибольшие пределы взвешивания, т | |
Вагонные ...... | 100; 150; 200 | |
Товарные врезные .... | 2; 3; 5 | |
" | передвижные .….. | 0,1; 0,2; 0,5; 0,6; 1; 2; 3 |
Элеваторные бункерные (ковшовые) ...... | 5; 10; 20 | |
Элеваторные автоматические порционные ..... | 0,5; 1; 2 |
На местах общего пользования при организации централизованного завоза и вывоза грузов Советами Министров союзных республик могут устанавливаться автомобильные весы с наибольшими пределами взвешивания 10; 15; 30; 40 и 60 т.
3. Весовые приборы, применяемые для взвешивания грузов, перевозимых по железным дорогам, должны иметь действующие государственные поверительные клейма и соответствовать требованиям государственных стандартов и других нормативных документов Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам (Госстандарт СССР).
4. Отделения железных дорог по соглашениям и договорам могут принимать на техническое обслуживание весовые приборы предприятий и организаций других министерств.
5. Все весовые приборы, применяемые для взвешивания грузов, перевозимых по железным дорогам, подлежат государственной или ведомственной поверке. Государственная поверка осуществляется территориальными органами Госстандарта СССР. Ведомственная поверка проводится только дорогами, имеющими единые регистрационные удостоверения на право ведомственной поверки, выданные органами Госстандарта СССР.
Железные дороги, не имеющие единых регистрационных удостоверений, ведомственный контроль осуществляют в форме периодических проверок состояния и применения весовых приборов. Основные положения государственного надзора и ведомственного контроля за состоянием, применением и ремонтом средств измерения устанавливает ГОСТ 8.002-86 "Государственный надзор и ведомственный контроль за средствами измерений. Основные положения".
6. Мероприятия по надзору и контролю за весовыми приборами проводятся в сроки, приведенные в табл. 1.
Таблица 1
Назначение весов и гирь | Периодичность мероприятий по метрологическому надзору и контролю | |
| Государственная поверка | Ведомственный метрологический контроль |
Для хлебных и продовольственных грузов | 1 раз в 6 мес | 1 раз в 2 мес |
Для всех остальных грузов | 1 раз в год | 1 раз в 3 мес |
7. Первичная государственная поверка для всех весовых приборов осуществляется на заводах-изготовителях. Кроме того, стационарные весы (вагонные, автомобильные, товарные врезные, элеваторные и автоматические) после установки, а также все стационарные и передвижные весы после ремонта подлежат государственной поверке и клеймению независимо от времени предыдущего клеймения.
Ревизор весового хозяйства отделения дороги представляет на государственную поверку железнодорожные и приписные вагонные весы всех типов. Для остальных железнодорожных и приписных весов эту обязанность может выполнять слесарь-бригадир весовой бригады.
8. Государственные поверительные клейма наносятся на коромысло промежуточного механизма циферблатных весов, на коромысло шкальных и гирных весов, на гири, а также на дополнительные шкалы и закрепительные пробки, препятствующие смещению ответственных деталей весов.
На коромыслах промежуточного механизма циферблатных весов и коромыслах шкальных и гирных весов наносятся круглые клейма. На гирях, дополнительных шкалах и закрепительных пробках наносятся клейма различной для каждого года формы, устанавливаемой Госстандартом СССР. Места нанесения клейм показаны на рисунке.
Места наложения государственных поверительных клейм (*):
а - на коромысле;
1 - гирное; 2 - шкальное;
б - на циферблатном указателе;
в - на каретке выходного рычага вагонных весов;
г - на рычаге промежуточного механизма вагонных весов
9. При обнаружении неисправности весов или по окончании срока действия клейм оттиски последних гасятся знаком "X" представителем территориального органа Госстандарта СССР. Действие клейма ограничивается сроком следующей поверки.
Взвешивание грузов на неисправных весах, а также на весах с просроченными сроками поверки не допускается.
10. Правильность определения массы груза зависит от исправности весов, а также правильного пользования ими.
Уход за весами, гирями, содержание их в надлежащей чистоте и порядке, а также систематическая их проверка в процессе работы возлагается:
на местах общего пользования - на приемосдатчиков груза и багажа*;
____________
* далее по тексту приемосдатчик.
на местах необщего пользования - на работников предприятий-весовладельцев, осуществляющих взвешивание грузов.
11. Ответственность за соблюдение технологии и порядка взвешивания возлагается:
на местах общего пользования - на заместителя начальника станции по грузовой и коммерческой работе, а где его нет - на начальника станции;
на местах необщего пользования - на руководителя подразделения, в ведении которого находятся вопросы эксплуатации весов, или его заместителя.
12. В случае установления фактов несвоевременного представления неприписных весовых приборов, на которых осуществляется взвешивание перевозимых грузов, на обязательную государственную поверку, а также пользования весовыми приборами с просроченными клеймами ревизор весового хозяйства сообщает об этом начальнику станции или его заместителю.
При выявлении фактов дальнейшей эксплуатации таких весовых приборов материал на виновных лиц начальник станции направляет в вышестоящую организацию предприятия-весовладельца и территориальный орган Госстандарта СССР.
13. Весовые приборы, не удовлетворяющие требованиям нормативных документов Госстандарта СССР, не допускаются к эксплуатации до приведения их в надлежащее состояние.
14. Все работники весового хозяйства железных дорог обязаны знать и строго соблюдать требования настоящей Инструкции, касающиеся техники и мер безопасности при выполнении работ по монтажу и техническому обслуживанию весовых приборов.
15. Старшие ревизоры весового хозяйства дорог не реже одного раза в год, а ревизоры весового хозяйства отделений дорог не реже одного раза в квартал обязаны проводить инструктаж по технике безопасности с каждым работником весовой бригады, в том числе машинистами весоповерочных вагонов.
16. Руководство монтажными и ремонтно-поверочными работами на весовом участке и обеспечение безопасных условий труда членов бригады осуществляется слесарем-бригадиром весовой бригады, непосредственно участвующим в выполнении указанных работ.
При выполнении монтажных и ремонтно-поверочных работ члены весовой бригады должны пользоваться установленной спецодеждой и индивидуальными защитными средствами. При работе на вагонных весах члены весовой бригады обязаны носить сигнальные жилеты, а при работе в котловане весов пользоваться защитными шлемами (касками).
1.1. Руководство весовым хозяйством и ведомственный метрологический контроль на железных дорогах СССР осуществляются:
в Министерстве путей сообщения - Главным управлением контейнерных перевозок и коммерческой работы. Базовой организацией по метрологическому обеспечению средств измерения массы является Бюро экспертизы стандартов Главного управления контейнерных перевозок и коммерческой работы;
в управлениях железных дорог - службами контейнерных перевозок и коммерческой работы;
в отделениях железных дорог - отделами контейнерных перевозок и коммерческой работы.
1.2. На Главное управление контейнерных перевозок и коммерческой работы возлагается:
контроль за осуществлением мероприятий, обеспечивающих выполнение годовых и перспективных планов капитального строительства, реконструкции, модернизации и ремонтно-поверочных работ по весовому хозяйству;
разработка нормативно-технической документации, а также проведение организационно-технических мероприятий по вопросам весового хозяйства, ведомственного метрологического контроля за весовыми приборами и контроль за выполнением этих мероприятий;
участие в разработке технических условий и заданий на проектирование и изготовление весовых приборов и средств их поверки, участие в испытаниях опытных образцов и внедрение новых средств измерения массы и поверки;
разработка и проведение на дорогах мероприятий по реконструкции, модернизации и автоматизации весовых приборов, средств их поверки и ремонта, улучшению ведомственного метрологического контроля за ними;
обеспечение дорог весовыми приборами и средствами их поверки и ремонта;
разработка и проведение мероприятий по рациональному размещению и правильному использованию на дорогах весовых приборов и средств для их поверки;
взаимодействие с Госстандартом СССР по всем вопросам весового хозяйства;
организация и проведение сетевых и междорожных технических конференций по вопросам совершенствования весового хозяйства и школ по обмену опытом, внедрение передовых методов труда;
разработка и выполнение годовых и перспективных планов подготовки и повышения квалификации работников весового хозяйства;
рассмотрение рационализаторских и изобретательских предложений по весовому хозяйству и реализация принятых предложений;
обобщение и анализ отчетности по наличию весовых приборов, средств их поверки и ремонта;
организация производства капитального ремонта специализированных вагонов весового хозяйства железных дорог.
1.3. Главному управлению контейнерных перевозок и коммерческой работы предоставляется право:
проводить ревизии и проверки технического состояния, использования и ведомственного контроля за весовыми приборами на железных дорогах и подъездных путях предприятий, приписанных к железной дороге;
запрещать эксплуатацию весовых приборов, не отвечающих требованиям действующих нормативно-технических документов Госстандарта СССР и МПС СССР.
1.4. На службу контейнерных перевозок и коммерческой работы дороги возлагается:
разработка годовых и перспективных планов развития весового хозяйства дороги; контроль за осуществлением мероприятий, обеспечивающих своевременное выполнение этих планов;
контроль за деятельностью работников весового хозяйства и выполнением действующих нормативно-технических документов Госстандарта СССР и МПС СССР по вопросам метрологии и весового хозяйства;
разработка и выполнение мероприятий по рациональному размещению, эффективному и правильному использованию весовых приборов как на железной дороге, так и на подъездных путях предприятий и организаций других министерств и ведомств, приписанных к дороге;
ведение учета и отчетности, анализ отчетов отделений дороги о выполнении производственных планов и разработка мероприятий по развитию весового хозяйства;
разработка и осуществление мероприятий по совершенствованию техники и технологии в весовом хозяйстве; организация и проведение дорожных совещаний, семинаров и школ по обмену опытом работников весового хозяйства, внедрению передовых методов труда и совершенствованию организации ведомственного метрологического контроля за весовыми приборами;