Недействующий

     

Председатель
профсоюза работников
строительства и промышленности
строительных материалов
Российской Федерации
Б.А.Сошенко

Президент Российского Союза
строителей
В.Н.Забелин

Руководитель
Федерального агентства
по строительству и жилищно-
коммунальному хозяйству
Российской Федерации
В.А.Аверченко

Соглашение прошло уведомительную
регистрацию в Федеральной службе
по труду и занятости


ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
по строительству и промышленности строительных материалов
 Российской Федерации на 2005-2007 годы

_____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия.
См. Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности
 строительных материалов Российской Федерации на 2008-2010 годы

______________________________________________________________________

     

I. Общие положения

1.1. Настоящее Отраслевое тарифное соглашение (далее - Соглашение) является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в организациях строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации, заключенным на основе Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005-2007 годы, законов Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", а также Конвенций Международной организации труда (МОТ), ратифицированных Российской Федерацией.

1.2. Нормы Отраслевого тарифного, территориального соглашений обязательны к применению и должны учитываться при заключении коллективных договоров на предприятиях.

1.3. Действие Соглашения распространяется:

1.3.1. На всех работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени.

1.3.2. На работодателей, получивших письменное предложение от руководителя федерального органа исполнительной власти по труду. При условии, если работодатели в течение 30 календарных дней со дня его официального опубликования (в "Бюллетене трудового и социального законодательства Российской Федерации" и "Строительной газете") не представили в данный федеральный орган мотивированный отказ присоединения к Соглашению.

1.3.3. На федеральные органы исполнительной власти в пределах взятых ими на себя обязательств.

1.4. В организациях, в которых заключены коллективные договоры или на которые распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения, работодатели обязаны по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечислять на счет профсоюзной организации денежные средства в размере не менее 1% от начисленной заработной платы указанных работников.

1.5. При заключении коллективного договора работодатель с учетом мнения профсоюзной стороны распространяет отдельные положения Соглашения на социально незащищенную категорию - членов профсоюза (пенсионеров, инвалидов, работников, уволенных в связи с сокращением численности (штатов), членов семей погибших на производстве и др.).

1.6. В текст Соглашения по взаимному согласию Сторон могут быть внесены изменения и дополнения в порядке, установленном соответствующими нормами Трудового кодекса Российской Федерации.

1.7. В случае принятия в период действия Соглашения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, улучшающих права работников в сфере трудовых отношений, соответствующие пункты данного Соглашения действуют с учетом вновь принятых правовых норм.

1.8. Территориальные организации профсоюза с участием территориальных Союзов строителей организуют проведение общественной экспертизы проектов коллективных договоров.

1.9. Коллективные договоры и индивидуальные трудовые договоры в организациях отрасли, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, не могут ухудшать социально-экономическое положение работников, гарантированное Соглашением.

1.10. В организациях, не заключивших коллективный договор, настоящее Соглашение имеет прямое действие.

1.11. Для ведения переговоров, подготовки, заключения и контроля за выполнением настоящего Соглашения, а также для внесения в него изменений, дополнений и устранения возникших разногласий стороны сформировали Комиссию из наделенных необходимыми полномочиями представителей.

1.12. Соглашение вступает в силу с 1 января 2005 года и действует до заключения нового, но не более трех лет.

1.13. В случае реорганизации одной из сторон Соглашения ее обязательства по исполнению переходят к правопреемнику.

1.14. Сторонами Соглашения являются:

- работники в лице их представителя - Профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации.

- работодатели в лице их представителя - Российского Союза строителей.

- Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.

1.15. Стороны договорились:

1.15.1. Профсоюз работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации (Профсоюз строителей России):

- объединяет и координирует деятельность территориальных и первичных организаций профсоюза на основе Устава по защите экономических, социально-трудовых, профессиональных прав и интересов членов профсоюза на федеральном уровне;

- является инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению Отраслевого тарифного соглашения с работодателями и их объединениями, а также с представителем Правительства РФ от имени членов профсоюза, организует контроль за его выполнением;

- представляет и защищает интересы членов профсоюза, первичных и территориальных организаций в государственных, судебных и общественных органах;

- формирует и утверждает требования к работодателям и их объединениям, соответствующим органам власти, принимает решения о проведении всеобщих забастовок (стачек) на предприятиях отрасли и других коллективных акций протеста;

- обращается в федеральные органы законодательной и исполнительной власти с предложениями о принятии законодательных и иных нормативных актов по вопросам защиты экономических, социально-трудовых, профессиональных прав и интересов работников строительной отрасли;

- осуществляет контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

- проводит независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организаций;

- принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- для осуществления уставной деятельности получает информацию от работодателей о численности, составе работников, системе оплаты труда, среднемесячной заработной плате по категориям работников, задолженности по выплате заработной платы, показателях по охране труда, проведении мероприятий по массовому сокращению численности (штатов) работников и др.;

- добивается от своих членов профсоюза: добросовестного исполнения своих трудовых обязанностей, возложенных трудовым договором; соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организаций; соблюдения трудовой дисциплины; выполнения установленных норм труда; соблюдения требований по охране труда и технике безопасности и др.

1.15.2. Российский Союз строителей:

- объединяет и координирует деятельность членов Объединения работодателей, направленную на укрепление и развитие материально-технической базы строительной отрасли России, повышение конкурентоспособности российских компаний по сравнению с зарубежными фирмами;

- участвует в разработке и содействует реализации федеральных и региональных государственных программ и проектов социально-экономического развития, участвует в формировании федеральной инвестиционной политики;

- содействует обобщению и распространению отечественного и мирового опыта в области капитального строительства, пропагандирует передовые технологии, прогрессивные методы труда и управления;

- совместно с Профсоюзом строителей России формирует отраслевую политику в области оплаты труда, занятости, условий и охраны труда;

- является инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению Отраслевого тарифного соглашения с Профсоюзом строителей России от имени своих членов Объединения работодателей;

- осуществляет контроль за выполнением настоящего Соглашения.

1.15.3. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству:

- осуществляет функции по реализации государственной политики в сфере строительства и промышленности строительных материалов непосредственно и через подведомственные организации и при взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- содействует укреплению и развитию отраслевой системы социального партнерства путем участия в переговорах по заключению и реализации Отраслевого тарифного соглашения;

- проводит отраслевую социальную политику с участием Профсоюза и Объединения работодателей по обеспечению конституционных прав работников на труд, достойную заработную плату, безопасные условия труда, обеспечение жильем, организацию отдыха, соблюдение льгот и гарантий;

- принимает участие в разработке концепции эффективной отраслевой политики, направленной на повышение конкурентоспособности российских строителей на рынке труда;

- при осуществлении функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ участвует в ценовой политике в части определения затрат на оплату труда рабочих с учетом норм, установленных Отраслевым тарифным соглашением;

- обеспечивает участие представителей профсоюза и работодателей в работе заседаний коллегии, совещаниях, межведомственных комиссий, в проведении конкурсов на лучшую строительную организацию, предприятие строительных материалов и стройиндустрии, организации и проведении профессионального праздника "День строителя", представлении к награждению отраслевыми и государственными наградами и др.

II. Оплата и нормирование труда


Стороны договорились:

2.1. Приоритетным направлением в области оплаты труда на период действия Соглашения должно стать неуклонное повышение заработной платы в целях обеспечения устойчивого платежеспособного спроса и экономического стимула развития производства, а также осуществление мер по ликвидации и недопущению задолженности по заработной плате.

2.2. Работодатель с учетом мнения профсоюзного органа определяет систему заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, премий, стимулирующих доплат и надбавок, а также соотношение их в размерах между категориями персонала предприятия.

2.3. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

Запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда.

2.4. Планирование, расходование средств фонда оплаты труда и оставшейся в распоряжении организации прибыли осуществляется работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа на основе Положения и коллективного договора.

2.5. Минимальный размер оплаты труда работников (месячная тарифная ставка рабочего I разряда), при работе в нормальных условиях труда отработавших полностью месячную норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, устанавливается с 1 января 2005 года в организациях, находящихся на профобслуживании в Профсоюзе строителей России, не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, официально установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, с учетом коэффициентов межотраслевых соотношений (таблица N 1).

Таблица N 1  

Рабочие I разряда, занятые:

Межотраслевой коэффициент по отношению к тарифной ставке на СМР

Размер месячной тарифной  ставки за соответствующий кв. (произведение прожиточного минимума, межотраслевого коэффициента, величины индексации)

на строительно-монтажных и ремонтно-
строительных работах

1,0

обслуживанием агрегатов в основных производственных цехах цементных заводов

1,16

в основных производственных цехах цементных заводов и основных цехах предприятий по производству асбестоцементных изделий

1,05

в организации по добыче и переработке нерудных строительных материалов:

на подземных работах

1,50

на открытых горных работах, работах на поверхности действующих и строящихся шахт, карьеров, рудников, на переработке нерудных материалов

1,16

в организациях по добыче и обогащению асбеста и графита:

на подземных работах

1,75

на открытых горных работах

1,33

на работах на поверхности действующих и строящихся шахт, карьеров, рудников, на обогащении

1,15

в организациях других отраслей промышленности строительных материалов, по производству мягкой кровли, стекольной и фарфоро-
фаянсовой промышленности

1,0


В связи с отсутствием новой нормативной базы по труду, адаптированной к рыночным условиям работы, коэффициенты межотраслевых соотношений в таблице N 1 приняты исходя из соотношения тарифных ставок рабочих различных отраслей в соответствии с постановлением от 17 сентября 1986 года N 1115 "О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства". Наряду с этим указанные соотношения могут быть установлены в соответствующем субъекте РФ на основе статистических данных о достигнутом уровне заработной платы рабочих, занятых на строительно-монтажных работах и предприятиях стройиндустрии.

2.6. В тех субъектах Российской Федерации, где величина прожиточного минимума трудоспособного населения оказалась ниже месячной тарифной ставки рабочего I разряда, занятого на строительно-монтажных (ремонтно-строительных работах), предусмотренного Отраслевым тарифным соглашением на IV кв. 2003 года (2071 руб.), минимальная оплата труда (месячная тарифная ставка) устанавливается не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения по Российской Федерации с учетом коэффициентов межотраслевых соотношений (таблица N 1).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»