Действующий

О защите женщин от насилия

РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (2002) 5
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ
ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ

     

О защите женщин от насилия

_______________

В соответствии с подпунктом (с) пункта 2 статьи 10 Регламента Представителей Министров Швеция оставила за собой право согласиться или не согласиться с параграфом 54 настоящей Рекомендации.

Принята
Комитетом Министров
30 апреля 2002 года
на 794-м заседании
Представителей Министров



Комитет Министров в соответствии с положениями подпункта (b) статьи 15 Устава Совета Европы,

вновь подтверждая, что насилие по отношению к женщинам является результатом неравного соотношения силы между мужчинами и женщинами и приводит к серьезной дискриминации представительниц женского пола как в обществе, так и в семье;

подтверждая, что насилие против женщин как нарушает, так и вредит или делает бесполезным их пользование правами человека и основными свободами;

отмечая, что насилие против женщин представляет собой нарушение их физической, психологической и (или) сексуальной неприкосновенности;

отмечая с озабоченностью, что женщины часто становятся объектом различного рода дискриминаций по признаку пола, а также происхождения, в том числе как жертвы традиционной или обычной практики, несовместимой с их правами человека и основными свободами;

считая, что насилие против женщин противодействует установлению равенства и мира и представляет собой значительное препятствие безопасности граждан и демократии в Европе;

отмечая с озабоченностью увеличение насилия против женщин в семье, какие бы семьи мы ни брали, и на всех уровнях общества;

считая неотложной борьбу с этим явлением, которое оказывает влияние на все европейские общества и имеет отношение ко всем их членам;

напоминая об Окончательной декларации, принятой на Втором саммите Совета Европы (Страсбург, 1997 год), на котором главы государств и правительств государств - членов Совета Европы подтвердили их приверженность борьбе с насилием против женщин и всеми формами сексуальной эксплуатации женщин;

принимая во внимание положение Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) и прецедентную практику органов, созданных в соответствии с указанной Конвенцией, которые гарантируют, inter alia, право на жизнь и запрет пыток или бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, право на свободу и личную неприкосновенность и право на справедливое судебное разбирательство;

учитывая положения Европейской социальной хартии (1961) и новую редакцию Европейской социальной хартии (1996), в частности содержащиеся в них положения о равенстве между женщинами и мужчинами в том, что касается занятости, равно как и Дополнительный протокол к Европейской социальной хартии, предусматривающий систему коллективных жалоб;

напоминая о следующих Рекомендациях Комитета Министров государствам - участникам Совета Европы: Рекомендации N R (79) 17 о защите детей от плохого обращения; Рекомендации N R (85) 4 о насилии в семье; Рекомендации N R (85) 11 о положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса; Рекомендации N R (87) 21 о помощи потерпевшим и предупреждении виктимизации; Рекомендации N R (90) 2 об общественных мерах в связи с насилием в семье; Рекомендации N R (91) 11 о сексуальной эксплуатации, порнографии и проституции, торговле детьми и подростками; Рекомендации N R (93) 2 о медико-социальных аспектах злоупотреблений в отношении детей; Рекомендации N R (2000) 11 о действиях по борьбе с торговлей людьми для целей сексуальной эксплуатации и Рекомендации N R (2001) 16 о защите детей от сексуальной эксплуатации;

напоминая также о декларациях и резолюциях, принятых на Третьей министерской конференции о равенстве между женщинами и мужчинами, проведенной Советом Европы (Рим, 1993);

принимая во внимание Декларацию Организации Объединенных Наций о ликвидации насилия против женщин (1993), Конвенцию Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации против женщин (1979), Конвенцию Организации Объединенных Наций о транснациональной организованной преступности и Протоколе к ней о предупреждении, подавлении и наказании за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми (Пекин, 1995), и Резолюцию о дополнительных мерах и инициативах по осуществлению на практике Пекинской декларации и Платформы действий, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (23-е внеочередное заседание, Нью-Йорк, 5-9 июня 2000 года);

принимая во внимание Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах ребенка (1989), равно как и Дополнительный протокол к ней о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (2000);

также принимая во внимание Конвенцию Международной организации труда N 182 о запрете и неотложных мерах по ликвидации наихудших форм детского труда (1999) и Рекомендацию Международной организации труда (R 190) о наихудших формах детского труда (1999);

напоминая об основных принципах международного гуманитарного права и в особенности о Четвертой Женевской Конвенции, касающейся защиты гражданских лиц во время войны (1949), и Первом и Втором дополнительных протоколах к ней;

напоминая также о дополнении списка преступлений против половой неприкосновенности и сексуального насилия в Статуте Международного уголовного суда (Рим, 17 июля 1998 года),

рекомендует властям государств-членов:

I. Пересмотреть их законодательство и политические установки с учетом:

1) обеспечения женщинам гарантий признания, пользования, осуществления и защиты их прав человека и основных свобод;

2) принятия необходимых мер, где это уместно, для обеспечения женщинам свободного и эффективного осуществления их экономических и социальных прав;

3) обеспечения того, чтобы все меры были скоординированными в национальном масштабе и концентрировались на потребностях жертв и чтобы соответствующие государственные учреждения, равно как и неправительственные организации, объединяли свои усилия по разработке и осуществлению необходимых мер, в частности тех, что указаны в настоящей Рекомендации;

4) содействия на всех уровнях деятельности неправительственных организаций, участвующих в борьбе с насилием против женщин, и установления активного сотрудничества с такими неправительственными организациями, включая соответствующее материально-техническое и финансовое обеспечение.