О положении потерпевшего в рамках уголовного права и
процесса
Принята
Комитетом Министров
28 июня 1985 года
на 387-м заседании
Представителей Министров
Комитет Министров в соответствии со статьей 15 b. Устава Совета Европы,
учитывая, что цели системы уголовного правосудия традиционно выражались в терминах, которые касаются, главным образом, отношения между государством и правонарушителем;
учитывая, что впоследствии работа этой системы иногда имела тенденцию к увеличению, а не к сокращению проблем потерпевшего;
учитывая, что основной функцией уголовного правосудия должны быть удовлетворение запросов и охрана интересов потерпевшего;
учитывая, что также важно повысить доверие потерпевшего к уголовному правосудию и поощрять его сотрудничество, особенно в качестве свидетеля;
учитывая, что в этих целях важно уделять больше внимания в системе уголовного правосудия физическому, психологическому, материальному и социальному ущербу, нанесенному потерпевшему, и рассмотреть, какие шаги желательны для удовлетворения его потребностей в этой связи;
учитывая, что меры в этой связи не противоречат другим целям уголовного права и процесса, таким, как усиление общественных норм и реабилитация правонарушителей, но могут в действительности помочь их достижению и конечному примирению потерпевшего и преступника;
учитывая, что следует в большей степени учитывать запросы пострадавшего на всех стадиях уголовного процесса;
ссылаясь на Европейскую Конвенцию по возмещению ущерба жертвам от насильственных преступлений,
I. Рекомендует Правительствам государств-членов пересмотреть свое законодательство и практику в соответствии со следующими принципами:
1. Полицейские должны быть подготовлены к работе с потерпевшими конструктивно, ободряюще и с сочувствием.
2. Полиция должна информировать потерпевшего о возможности получения помощи практических и юридических консультаций, компенсации от преступника и государства.
3. Потерпевший должен получать информацию о результате полицейского расследования.
4. В любом докладе обвинительным органам полиция должна дать ясное и полное, по возможности, сообщение о повреждениях и ущербе, причиненных потерпевшему.
5. Дискреционное решение о преследовании правонарушителя не следует принимать без рассмотрения вопроса о компенсации потерпевшему, включая любое существенное действие, предпринятое в этой связи правонарушителем.
6. Потерпевшего следует проинформировать об окончательном решении, касающемся преследования, пока он не сообщит, что ему не нужна эта информация.
7. У потерпевшего должно быть право просить о пересмотре компетентным органом решения об отказе в возбуждении уголовного дела или право возбуждать частное разбирательство.
8. На всех стадиях процесса потерпевшего следует опрашивать таким образом, чтобы учитывались должным образом его личное состояние, права и достоинство. Когда это возможно, то детей и психически больных и увечных людей следует опрашивать в присутствии их родителей или опекунов, или других лиц, помогающих им.
9. Потерпевшего следует проинформировать о:
дате и месте слушания по преступлению, которое доставило ему страдания;
его возможностях получения реституции и компенсации в рамках уголовного процесса, правовой помощи и консультации;
о том, как он может узнать о результате дела.
10. У уголовного суда должна быть возможность вынести решение о компенсации потерпевшему преступником. С этой целью следует отменить существующие ограничения или технические препятствия, которые блокируют осуществление такой возможности.
11. Законодательство должно предусматривать, что компенсация может быть или уголовным наказанием, или заменой его, или назначена в дополнение к нему.
12. Всю соответствующую информацию о повреждениях и ущербе, понесенном потерпевшим, следует представить в суд, чтобы он смог принять во внимание при вынесении решения о форме и объеме наказания:
запрос потерпевшего о компенсации;
любую компенсацию или реституцию со стороны преступника или любое искреннее действие в этой связи.
13. В случаях, когда суд имеет возможность учесть финансовые условия преступника при решении вопроса об отсроченном или условном наказании, принятии приказа суда о назначении преступнику системы испытания или любой другой меры, большое внимание, среди прочих мер, следует уделять компенсации потерпевшему со стороны преступника.
14. Если компенсация является уголовным наказанием, то ее следует взимать так же, как и штрафы, и дать приоритет над любой другой финансовой санкцией, налагаемой на преступника. Во всех других случаях потерпевшему следует помогать как можно больше в получении денег.
15. Средства информации в связи с расследованием и разбирательством преступлений должны уделить особое внимание необходимости защиты потерпевшего от любой гласности, которая чрезмерно затрагивает его частную жизнь или достоинство. Если тип преступления или особый статус, личное состояние и безопасность потерпевшего делают необходимой особую защиту, то или разбирательство должно быть проведено в кабинете судьи, или раскрытие или публикация личной информации должны быть ограничены, в максимальной степени.
16. Всякий раз, когда это необходимо, особенно в случаях с организованной преступностью, потерпевший и его семья должны получить эффективную защиту от запугивания и возмездия преступника.
II. Рекомендует Правительствам государств-членов:
1) изучить возможные преимущества схем примирения и посредничества;
2) содействовать исследованиям эффективности законодательства пострадавших и поощрять такие исследования.
Текст документа сверен по:
Совет Европы и Россия.
Сборник документов - М.: Издательство
"Юридическая литература",
2004 год