РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (85) 11
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ
ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ

О положении потерпевшего в рамках уголовного права и
процесса

     

Принята
Комитетом Министров
28 июня 1985 года
на 387-м заседании
Представителей Министров



Комитет Министров в соответствии со статьей 15 b. Устава Совета Европы,

учитывая, что цели системы уголовного правосудия традиционно выражались в терминах, которые касаются, главным образом, отношения между государством и правонарушителем;

учитывая, что впоследствии работа этой системы иногда имела тенденцию к увеличению, а не к сокращению проблем потерпевшего;

учитывая, что основной функцией уголовного правосудия должны быть удовлетворение запросов и охрана интересов потерпевшего;

учитывая, что также важно повысить доверие потерпевшего к уголовному правосудию и поощрять его сотрудничество, особенно в качестве свидетеля;

учитывая, что в этих целях важно уделять больше внимания в системе уголовного правосудия физическому, психологическому, материальному и социальному ущербу, нанесенному потерпевшему, и рассмотреть, какие шаги желательны для удовлетворения его потребностей в этой связи;

учитывая, что меры в этой связи не противоречат другим целям уголовного права и процесса, таким, как усиление общественных норм и реабилитация правонарушителей, но могут в действительности помочь их достижению и конечному примирению потерпевшего и преступника;

учитывая, что следует в большей степени учитывать запросы пострадавшего на всех стадиях уголовного процесса;

ссылаясь на Европейскую Конвенцию по возмещению ущерба жертвам от насильственных преступлений,

I. Рекомендует Правительствам государств-членов пересмотреть свое законодательство и практику в соответствии со следующими принципами:

А. На уровне полиции

1. Полицейские должны быть подготовлены к работе с потерпевшими конструктивно, ободряюще и с сочувствием.

2. Полиция должна информировать потерпевшего о возможности получения помощи практических и юридических консультаций, компенсации от преступника и государства.

3. Потерпевший должен получать информацию о результате полицейского расследования.

4. В любом докладе обвинительным органам полиция должна дать ясное и полное, по возможности, сообщение о повреждениях и ущербе, причиненных потерпевшему.

В. В отношении преследования

5. Дискреционное решение о преследовании правонарушителя не следует принимать без рассмотрения вопроса о компенсации потерпевшему, включая любое существенное действие, предпринятое в этой связи правонарушителем.

6. Потерпевшего следует проинформировать об окончательном решении, касающемся преследования, пока он не сообщит, что ему не нужна эта информация.

7. У потерпевшего должно быть право просить о пересмотре компетентным органом решения об отказе в возбуждении уголовного дела или право возбуждать частное разбирательство.

С. Опрос потерпевшего

8. На всех стадиях процесса потерпевшего следует опрашивать таким образом, чтобы учитывались должным образом его личное состояние, права и достоинство. Когда это возможно, то детей и психически больных и увечных людей следует опрашивать в присутствии их родителей или опекунов, или других лиц, помогающих им.

D. Судопроизводство

9. Потерпевшего следует проинформировать о:

дате и месте слушания по преступлению, которое доставило ему страдания;

его возможностях получения реституции и компенсации в рамках уголовного процесса, правовой помощи и консультации;

о том, как он может узнать о результате дела.

10. У уголовного суда должна быть возможность вынести решение о компенсации потерпевшему преступником. С этой целью следует отменить существующие ограничения или технические препятствия, которые блокируют осуществление такой возможности.

11. Законодательство должно предусматривать, что компенсация может быть или уголовным наказанием, или заменой его, или назначена в дополнение к нему.

12. Всю соответствующую информацию о повреждениях и ущербе, понесенном потерпевшим, следует представить в суд, чтобы он смог принять во внимание при вынесении решения о форме и объеме наказания:

запрос потерпевшего о компенсации;

любую компенсацию или реституцию со стороны преступника или любое искреннее действие в этой связи.

13. В случаях, когда суд имеет возможность учесть финансовые условия преступника при решении вопроса об отсроченном или условном наказании, принятии приказа суда о назначении преступнику системы испытания или любой другой меры, большое внимание, среди прочих мер, следует уделять компенсации потерпевшему со стороны преступника.

Е. На стадии принуждения к исполнению

14. Если компенсация является уголовным наказанием, то ее следует взимать так же, как и штрафы, и дать приоритет над любой другой финансовой санкцией, налагаемой на преступника. Во всех других случаях потерпевшему следует помогать как можно больше в получении денег.

F. Защита тайны

15. Средства информации в связи с расследованием и разбирательством преступлений должны уделить особое внимание необходимости защиты потерпевшего от любой гласности, которая чрезмерно затрагивает его частную жизнь или достоинство. Если тип преступления или особый статус, личное состояние и безопасность потерпевшего делают необходимой особую защиту, то или разбирательство должно быть проведено в кабинете судьи, или раскрытие или публикация личной информации должны быть ограничены, в максимальной степени.

G. Особая защита потерпевшего

16. Всякий раз, когда это необходимо, особенно в случаях с организованной преступностью, потерпевший и его семья должны получить эффективную защиту от запугивания и возмездия преступника.

II. Рекомендует Правительствам государств-членов:

1) изучить возможные преимущества схем примирения и посредничества;

2) содействовать исследованиям эффективности законодательства пострадавших и поощрять такие исследования.



Текст документа сверен по:

Совет Европы и Россия.
Сборник документов - М.: Издательство
"Юридическая литература",
2004 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»