РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (2000) 11
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ
ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ

          

О борьбе с торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации

     

Принята
Комитетом Министров
Совета Европы
19 мая 2000 года
на 710-м заседании
Представителей Министров



Комитет Министров на основании статьи 15.b Устава Совета Европы,

принимая во внимание недавний рост в Европе деятельности, связанной с торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации и часто имеющей отношение к организованной преступности, в той мере, в которой эта доходная практика позволяет преступным организациям финансировать и расширять деятельность другого типа, а именно, торговлю оружием, наркотиками и отмывание денег;

учитывая, что торговля людьми в целях сексуальной эксплуатации распространяется далеко за пределы государств и что, следовательно, необходимо выработать единый общеевропейский план действий для ведения борьбы с этим явлением и обеспечения защиты пострадавших от него лиц, в то же время обеспечивая согласование, единообразное и эффективное применение относящихся к данному вопросу законодательств государств - членов Совета Европы;

напоминая Декларацию, принятую в ходе 2-го Саммита Совета Европы (октябрь 1997 года), в которой главы государств и правительств государств - членов Совета Европы постановляют "о необходимости поиска общих ответов на проблемы, связанные с развитием организованной преступности в масштабах континента," и заявляют о их решимости "бороться с насилием в отношении женщин и с любой формой сексуальной эксплуатации женщин";

учитывая Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 год) и Протоколы к ней;

принимая во внимание Европейскую социальную хартию (1961 год), Пересмотренную социальную хартию (1996), а также Дополнительный протокол к Европейской социальной хартии, предусматривающий систему коллективных жалоб;

принимая во внимание следующие Рекомендации Комитета Министров государствам - членам Совета Европы: Рекомендацию N R (91) 11 о сексуальной эксплуатации, порнографии и проституции, а также о торговле детьми и молодыми людьми; Рекомендацию N R (96) 8 о криминальной политике в Европе в период преобразований и Рекомендацию N R (97) 13 о запугивании свидетелей и о праве на защиту;

принимая во внимание следующие тексты Парламентской ассамблеи Совета Европы: Рекомендацию 1065 (1987) о торговле детьми и других формах детской эксплуатации, Рекомендацию 1211 (1993) о подпольной миграции: о "перевозчиках" подпольных мигрантов и их работодателях, Резолюцию 1099 (1996) о сексуальной эксплуатации детей и Рекомендацию 1325 (1997) о торговле женщинами и о принудительной проституции в государствах - членах Совета Европы;

учитывая также Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1997 год*) и другие международные конвенции, а именно, Конвенцию Организации Объединенных Наций о запрещении торговли людьми и эксплуатации проституции (1949 год);

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "1979 год". - Примечание "КОДЕКС".


принимая во внимание тот факт, что торговля людьми в целях сексуальной эксплуатации, затрагивающая в большинстве случаев женщин и несовершеннолетних, может обернуться для жертв рабством;

осуждает торговлю людьми в целях сексуальной эксплуатации, которая является нарушением прав человека и посягательством на человеческое достоинство и неприкосновенность,

Рекомендует Правительствам государств - членов Совета Европы:

1. Пересмотреть их законодательство и практику с целью введения и, при необходимости, применения мер, изложенных в приложении к данной Рекомендации.

2. Направить данную Рекомендацию в адрес всех государственных и частных организаций, затронутых данной проблемой, а именно: полицейским и судебным органам, сотрудникам дипломатических и иммиграционных служб, работникам, компетентным в социальной сфере, в области медицины и образования, а также неправительственным организациям.

Приложение
к рекомендации N R (2000) 11

     

I. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ПОНЯТИЯ

1. Основополагающие принципы будут заключаться в следующем: торговля людьми в целях сексуальной эксплуатации подразумевает вербовку одним или несколькими физическими или моральными лицами и (или) эксплуатационной, транспортной или миграционной организацией - легальной или нелегальной - лиц (также давших на это свое согласие) с целью их сексуальной эксплуатации, при необходимости, в принудительном виде, в частности, посредством насилия и угроз, обмана, превышения власти или злоупотребления их уязвимым положением.

На основании вышесказанного Правительства государств-членов призваны предусмотреть принятие следующих мер:

II. ОБЩИЕ МЕРЫ  

2. Принять надлежащие конкретные и законодательные меры с тем, чтобы обеспечить защиту прав и интересов жертв торговли людьми, в частности, наиболее уязвимых и затронутых социальных групп: женщин, подростков и детей.

3. Придать первостепенное значение оказанию помощи жертвам торговли (если возможно, посредством разработки программ реадаптации), а также их защите от подпольных торговцев.

4. Принять необходимые меры для задержания, привлечения к судебной ответственности и наказания лиц, виновных в осуществлении торговли людьми, а также для противодействия сексуальному туризму и другой деятельности, способной привести к различным формам торговли людьми.

5. Рассматривать торговлю людьми в целях сексуальной эксплуатации как одну из форм международной организованной преступности и, следовательно, требовать осуществления согласованных действий в соответствии с существующей ситуацией как на национальном, так и на международном уровнях.

III. РАМКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕТОДОЛОГИЯ

6. Обеспечить осуществление многоцелевых согласованных действий с привлечением органов власти, правомочных в социальной, судебной, административной сферах, в вопросах, связанных с деятельностью полиции и таможни, миграционных служб, а также неправительственных организаций.

7. Содействовать сотрудничеству на уровне органов государственной власти и неправительственных организаций между странами происхождения, транзита и конечного назначения жертв торговли людьми посредством принятия двусторонних и многосторонних договоров.

8. С целью создания конкретной и прочной основы для этих действий способствовать проведению исследований на национальном и международном уровнях, в частности, по вопросам о:

влиянии средств массовой информации, особенно новых технологий информации и связи, на проблему торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации;

о клиентуре торговли сексом: развитие спроса и его последствия для торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации;

о причинах возникновения торговли людьми и о методах, используемых торговцами.

9. Предусмотреть создание исследовательских групп, специализирующихся по вопросам торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации.

10. Принять меры для сбора на национальном и международном уровнях информации и статистических данных, позволяющих лучше определить феномен торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации, и, если это представляется возможным, провести сравнительный анализ о развитии этого феномена в различных странах - членах Совета Европы.

IV. ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

i. Привлечение внимания общественности к изучаемой проблеме и информирование

11. Организовать информационные кампании, затрагивающие вопросы равенства полов, с целью привлечения внимания общественности к ситуациям, способным привести к торговле людьми, а также к негативным последствиям торговли людьми и, особенно, с целью борьбы против идеи легкого обогащения, связанной с проституцией. Эти кампании должны быть направлены на всех затронутых данной проблемой лиц и, в особенности, женщин - "кандидаток" на миграцию, а также женщин-беженок.

12. Организовывать информационные кампании с целью дискредитировать сексуальный вид туризма, а также разубедить потенциальных участников в намерении прибегать к подобного рода деятельности.

13. Предоставить в распоряжение дипломатических представительств, органов государственной власти, средств массовой информации, гуманитарных неправительственных организаций, государственных и частных организаций, осуществляющих свою деятельность в странах проживания потенциальных жертв торговли людьми, адекватную информацию (документация, видеокассеты, брошюры) о торговле людьми и сексуальной эксплуатации, жертвами которой являются женщины, дети и молодые люди.

14. Обеспечить во всех странах распространение обширной информации санитарных служб о риске, связанном с сексуальной эксплуатацией.

15. Поощрять организацию и проведение мероприятий, направленных на привлечение внимания представителей средств массовой информации к вопросам, связанным с торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации и с влиянием, которое средства массовой информации способны оказывать в данной области.

ii. Воспитательная работа

16. Ввести или улучшить программы полового воспитания в школах, особенно программы, уделяющие особое внимание вопросам равенства между женщинами и мужчинами, а также соблюдению прав человека и уважению человеческого достоинства, в соответствии с правами ребенка и обязанностями его родителей, опекунов и любых других лиц, несущих ответственность за него перед законом.

17. Включить в программы школьного воспитания информацию об опасностях, которым могут подвергаться дети и молодые люди, связанных с эксплуатацией, сексуальным злоупотреблением, торговлей людьми, а также о мерах предосторожности; обеспечить распространение подобной информации среди молодых людей, покинувших систему школьного образования, и среди родителей.

18. Избегать использования сексуальных стереотипов в процессе воспитания как мальчиков, так и девочек; проследить за тем, чтобы все преподаватели и другие работники образования были подготовлены к включению в их программы обучения вопросов равенства между полами.

iii. Образовательная работа

19. Организовать проведение специфических обучающих семинаров, предназначенных для работников просвещения, социальной и медицинской сфер, представителей дипломатических, консульских, таможенных служб, судебных органов и полиции и направленных на формирование навыков, необходимых для распознавания случаев торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации и принятия надлежащих мер.

20. Осуществлять и (или) развивать программы обучения, предназначенные для сотрудников полиции, с целью приобретения ими необходимых знаний в данной области.

21. В частности, разработать специфические программы обучения и обмена опытом с целью укрепления сотрудничества между службами полиции и неправительственными организациями, занимающимися вопросами защиты жертв.

22. Обеспечить также осуществление программ обучения для сотрудников иммиграционных и пограничных служб с целью привлечь их к участию в работе превентивного характера, посредством наблюдения за тем, чтобы лица, путешествующие за границей, особенно несовершеннолетние без сопровождения родителей или опекуна, не были вовлечены в торговлю людьми.

iv. Долгосрочная деятельность

23. Бороться с причинами структурного характера существования торговли людьми, часто связанными с неравными условиями жизни в экономически развитых и слаборазвитых странах, в частности, улучшая в последнем случае социальный статус и экономическое положение женщин.

24. В ходе осуществления экономической, социальной, миграционной и другой политики обращать внимание на необходимость улучшения положения женщин и предотвращения торговли людьми или сексуального туризма.

25. Способствовать распространению информации о возможностях легальной миграции, таким образом предоставляя женщинам сведения об условиях и процедуре получения визы и вида на жительство.

V. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКИ ЖЕРТВАМ И ИХ ЗАЩИТА

i. Оказание поддержки жертвам

26. Поощрять создание или развитие центров приема или других структур с целью предоставления жертвам торговли людьми информации об их правах, а также оказания административной, социальной, медицинской и психологической помощи и поддержки в перспективе их реадаптации в родной стране или в стране, предоставившей им вид на жительство.

27. Проследить особенно за тем, чтобы жертвам была оказана юридическая помощь на их родном языке, в частности, в центрах приема или других организациях.

ii. Правосудная деятельность

28. Создать, когда это представляется возможным, для жертв торговли людьми (в особенности, если ими являются дети) и лиц, выступающих в качестве свидетелей, особые условия приема и слушания (в форме видео- или аудиокассет) жалоб с целью защиты их личной жизни и достоинства, а также с целью уменьшения числа процедур и их травмирующего действия.

29. Предусмотреть, в случае необходимости, особенно, если речь идет о преступной организации, меры по защите жертв, свидетелей и их семей с целью избежания актов запугивания и репрессий в их отношении.

30. Обеспечить создание системы защиты жертв, позволяющей эффективно бороться против запугивания и реальных угроз в отношении физической безопасности жертв и их семей, как у них на родине, так и в стране их конечного пребывания.

31. Предусмотреть при необходимости на родине жертв меры по защите их семей, в том случае, если они (жертвы) начинают судебную процедуру в стране их конечного пребывания.

32. Распространить, если это необходимо, меры по защите на членов ассоциаций и организаций, оказывающих поддержку жертвам в ходе гражданского или уголовного судопроизводства.

33. Предусмотреть, чтобы суды, правомочные в данной области, могли приговорить нарушителя к возмещению убытков жертве.

34. Предоставить жертвам, если это необходимо, и в соответствии с национальным законодательством, временный вид на жительство в стране их конечного пребывания с тем, чтобы позволить им выступить в качестве свидетелей против нарушителей в ходе судебной процедуры; проследить за тем, чтобы в течение этого периода жертвам была оказана социальная и медицинская помощь.

35. Рассмотреть при необходимости возможность предоставления жертвам статуса иностранца, временно проживающего в стране, из гуманных соображений.

iii. Принятие мер социального характера в отношении жертв торговли людьми у них на родине

36. Поощрять и поддерживать создание системы неправительственных организаций, деятельность которых направлена на оказание помощи и поддержки жертвам торговли людьми.

37. Способствовать сотрудничеству между структурами поддержки и неправительственными организациями на родине жертв с целью содействия их возвращению и реадаптации.

iv. Право на возвращение и реадаптацию

38. Обеспечить жертвам возможность вернуться на родину, принимая для этого все необходимые меры, в том числе посредством заключения договоров между страной происхождения и страной конечного пребывания жертв.

39. Предусмотреть создание системы финансирования, в частности, посредством заключения двусторонних соглашений, позволяющей покрыть расходы, связанные с возвращением жертв на родину, а также с выплатой им пособия по реадаптации.

40. Предусмотреть создание системы социальной помощи с целью оказания поддержки жертвам по их возвращению на родину социальными и медицинскими службами и (или) их семьями.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»