Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 июля 2006 года N 1019-р

[Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года"]

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года".

2. Определить Росатом государственным заказчиком федеральной целевой программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года" (далее Программа).

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 674,8 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Росатому разработать проект Программы и Минэкономразвития России в установленном порядке представить его в Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 15 июля 2006 года
N 1019-р

КОНЦЕПЦИЯ
федеральной целевой программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года"

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

Ключевым условием устойчивого экономического роста и повышения качества жизни населения является стабильное и гарантированное обеспечение экономики страны энергоресурсами. Развитие атомной энергетики играет в этом отношении принципиальную роль, решая широкий круг следующих взаимосвязанных задач:

стабильное производство электроэнергии на условиях, не связанных с динамикой мировых цен на топливо, и, таким образом, способствующее сохранению макроэкономической стабильности и энергетической безопасности;

замещение углеводородов как ценного химического сырья и стратегического экспортного товара в топливном балансе страны;

снижение техногенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения выбросов парниковых газов, что способствует реализации положений Киотского протокола;

ввод новых энергоблоков атомных электростанций, обеспечивающий выпуск серийной продукции организаций атомного энергопромышленного комплекса России;

укрепление позиций атомного энергопромышленного комплекса России на мировых рынках;

обеспечение развития научной и производственной базы для текущего функционирования и создания потенциала для развития в области ядерной, радиационной и экологической безопасности.

Для целей настоящей Концепции под атомным энергопромышленным комплексом понимается совокупность организаций, осуществляющих свою деятельность в горнодобывающей области, в области аффинажного, разделительного, сублиматного производства, производства ядерного топлива для атомных электростанций, переработки отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов, атомного энергетического машиностроения, строительства атомных электростанций, производства электрической и тепловой энергии на атомных электростанциях, а также научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии.

Перспективы развития атомной энергетики Российской Федерации определены:

Программой развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998-2005 годы и на период до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 815;

стратегией развития атомной энергетики России на первую половину XXI века, одобренной Правительством Российской Федерации 25 мая 2000 г.;

Энергетической стратегией России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года N 1234-р;

подпрограммой "Безопасность и развитие атомной энергетики" федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 796.

По предварительным расчетам, планируемое производство электроэнергии в целом по стране составит в 2008 году 999-1014 млрд. кВт/ч, в 2015 году - 1111-1158 млрд. кВт/ч. При сохранении таких темпов роста производства электроэнергии выработка электроэнергии к 2020 году может составить около 1260 млрд. кВт/ч, что ниже уровня, определенного в Энергетической стратегии России на период до 2020 года. В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2020 года объем производства электроэнергии на атомных электростанциях должен составить около 300 млрд. кВт/ч, в результате производство электроэнергии на атомных станциях возрастет до 23 процентов общего объема производства электроэнергии в стране (в европейской части России - до 32 процентов).

В настоящее время на 10 действующих атомных электростанциях России эксплуатируется 31 энергоблок общей установленной мощностью 23,2 ГВт. В 2005 году атомные электростанции выработали 152,9 млрд. кВт/ч электроэнергии, что составляет 16 процентов общего объема производства электроэнергии, введен в промышленную эксплуатацию энергоблок N 3 с реактором ВВЭР-1000 на Калининской атомной электростанции, продолжены строительные и пусконаладочные работы по сооружению энергоблоков атомных электростанций за пределами территории Российской Федерации.

Из-за недостаточного финансирования (на уровне 70,6 процента предусмотренного объема) реализация подпрограммы "Безопасность и развитие атомной энергетики" федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года идет со значительным отставанием, в частности, к 2005 году вместо предусмотренных 3 энергоблоков атомных электростанций общей установленной электрической мощностью 3 ГВт были введены в эксплуатацию только 2 энергоблока атомных электростанций общей установленной электрической мощностью 2 ГВт.

В то же время развитие мировой энергетики на современном этапе выходит на качественно новый этап своего развития, который характеризуется углубляющимся разрывом между энергопотреблением и известной ресурсной базой органического топлива.

Рост цен на нефть на мировом рынке связан не только с различными конъюнктурными факторами, но и с риском возникновения масштабного энергетического кризиса, который будет носить системный характер. В случае возникновения дефицита нефти в 2008-2015 годах по всему энергетическому комплексу могут начаться кризисные явления.

Значительное повышение цены на нефть в условиях ее дефицита окажет прямое воздействие на стоимость природного газа (существует объективная корреляция цены между углеводородами), что не позволит реализовать планы замещения и ввода мощностей электростанций, работающих на природном газе. При этом необходимо учитывать, что ресурсы природного газа в случае большого спроса будут исчерпаны еще более быстрыми темпами, чем нефтяные ресурсы.

Для нормализации ситуации и снижения зависимости энергетики от роста цен на нефть и природный газ необходимо масштабное развитие атомной энергетики, которая обладает еще одним преимуществом - удовлетворяет требованиям Киотского протокола.

Необходимо отметить, что темпы роста электропотребления, которые были предусмотрены Энергетической стратегией России на период до 2020 года, в настоящее время в среднем по стране выше на 50 процентов, а в отдельных наиболее динамично развивающихся районах в несколько раз превышают запланированные. Именно эти крупные городские агломерации, районы добычи углеводородов и размещения организаций тяжелой промышленности сталкиваются сегодня с реальной перспективой того, что недостаток мощностей электроэнергетики может стать сдерживающим фактором экономического развития субъектов Российской Федерации.

Масштаб производства электроэнергии на атомных электростанциях сегодня не в состоянии обеспечить достаточную базу ни для своего воспроизводства (простое замещение мощностей), ни для экономической рентабельности смежных отраслей.

В ближайшей перспективе на первый план выходит задача опережающего развития энергетики, ее коренного перевооружения, модернизации и интеграции в мировую экономику. Необходимо укрепить позиции России на мировых рынках энергетического машиностроения, максимально используя новейшие технологии и международную кооперацию.

Реализация мероприятий федеральной целевой программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года" (далее - Программа) призвана обеспечить существенное возрастание вклада атомного энергопромышленного комплекса во внутренний валовой продукт страны и способствовать достижению следующих национальных стратегических целей:

повышение уровня и качества жизни населения;

укрепление национальной безопасности;

обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста;

формирование условий для социально-экономического развития.

Развитие атомного энергопромышленного комплекса относится к наиболее приоритетным задачам, что отражено в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

В атомном энергопромышленном комплексе существует мощный потенциал конкурентоспособного развития, однако его реализация возможна только при создании интегрированной структуры управления, позволяющей обеспечить восстановление единой технологической цепочки, объединяющей организации по добыче и переработке природного урана, изготовлению топлива, производству электроэнергии и организации атомного энергетического машиностроения, а также научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации.

Одной из ключевых задач развития атомного энергопромышленного комплекса является масштабный ввод новых энергоблоков атомных электростанций, что приведет к повышению эффективности организаций ядерного топливного цикла на внутреннем рынке. Решение этой задачи связано с крупными и долгосрочными инвестициями и возможно только при поддержке государства. При этом должна быть обеспечена синхронизация программ развития всех составляющих атомного энергопромышленного комплекса, согласование их целевых показателей и консолидация ресурсов.

Учитывая масштабность проблемы ускоренного развития атомного энергопромышленного комплекса и обеспечения заданных Президентом Российской Федерации темпов развития атомной энергетики, ее решение без применения программно-целевого метода невозможно.

Применение программно-целевых методов при максимальной публичности и контроле со стороны Правительства Российской Федерации и общественных институтов позволит обеспечить согласованную работу органов государственного управления и реструктуризацию организаций атомной отрасли, необходимую для консолидации финансовых ресурсов.

Сжатые сроки, в которые необходимо провести преобразования (не позднее 2008 года), комплексность и многоаспектность стоящих задач определяют использование индикативного планирования, когда достижение поставленных целей отражается в виде целевых индикаторов, которые являются неотъемлемой частью программно-целевого метода.

Таким образом, программно-целевой метод в качестве основы государственного управления в области обеспечения конкурентоспособности продукции (работ, услуг) организаций атомного энергопромышленного комплекса России является наиболее предпочтительным инструментом управления, поскольку позволит существенно повысить эффективность его деятельности.

III. Характеристика и прогноз развития проблемной ситуации без использования программно-целевого метода

Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (далее - концерн "Росэнергоатом") является основным производителем электрической и тепловой энергии и потребителем продукции и услуг организаций атомной отрасли. В связи с тем что выручка от реализации продукции концерна "Росэнергоатом" формируется исходя из тарифов (цен), подлежащих государственному регулированию, и направляется на возмещение расходов на производство и реализацию продукции, в том числе на формирование резервов, предназначенных для финансирования затрат по обеспечению ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при эксплуатации атомных станций, физической защиты, учета и контроля ядерных материалов, развития атомных станций, вывода из эксплуатации атомных станций и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности выводимых из эксплуатации объектов, остается возможность направить за счет средств резерва на развитие атомных электростанций не более 6-7 процентов выручки концерна "Росэнергоатом" на достройку и строительство новых энергоблоков атомных электростанций.

Как следствие, недостаточная, зачастую отрицательная рентабельность организаций ядерного топливного цикла и малая загрузка их производственных мощностей ставит эти организации на грань выживания, в то время как имеющиеся у них производственные мощности способны удовлетворить потребности развивающейся атомной энергетики России.

Принимая во внимание, что организации атомного энергопромышленного комплекса в основном являются градообразующими, сокращение их производственной деятельности вплоть до ликвидации неизбежно ведет к необходимости решения проблем занятости населения, реабилитации территорий, что связано со значительными финансовыми затратами и серьезными социальными последствиями.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

В атомной энергетике инвестиционные проекты требуют значительных капитальных вложений (55-57 млрд. рублей за 1 ГВт установленной мощности) и имеют длительные сроки реализации и окупаемости (срок строительства энергоблоков атомных электростанций составляет 5-7 лет, а срок их эксплуатации - 50-60 лет). При этом необходимо учитывать наличие 2 составляющих планирования развития атомного энергопромышленного комплекса производственно-технологической и финансовой.

При подготовке данной Концепции были проанализированы 3 варианта решения проблемы.

Инерционный вариант развития атомного энергопромышленного комплекса

При реализации инерционного варианта развития атомной энергетики на атомных электростанциях осуществляются только достройка и ввод в эксплуатацию находящихся в высокой степени готовности энергоблоков. Строительство новых энергоблоков атомных электростанций не предусматривается. Не обеспечивается даже простое воспроизводство действующих мощностей атомных электростанций.

На фоне роста эксплуатационных расходов организаций атомного энергопромышленного комплекса происходит сокращение инвестиционного ресурса, остаются нерешенными отложенные на будущее вопросы финансирования мероприятий по обращению с отработавшим ядерным топливом, радиоактивными отходами и выводу из эксплуатации энергоблоков атомных электростанций.

Этот вариант не требует дополнительных расходов из федерального бюджета на ближайшую перспективу. Значительные дополнительные расходы, связанные с решением отложенных на будущее проблем (обращение с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, вывод энергоблоков атомных электростанций из эксплуатации), а также с сокращением производственной деятельности градообразующих организаций атомного энергопромышленного комплекса, в этом случае прогнозируются с 2020 года.

Инерционный вариант развития атомного энергопромышленного комплекса представляется неприемлемым для решения задач социально-экономического развития страны.

Базовый вариант развития атомного энергопромышленного комплекса

При реализации базового варианта предполагается осуществлять ежегодно, начиная с 2013 года, на атомных электростанциях ввод в эксплуатацию оптимизированных серийных энергоблоков с реакторными установками типа ВВЭР (общей установленной электрической мощностью не менее 2 ГВт).

В рамках базового варианта осуществляется достройка находящихся в высокой степени готовности энергоблоков атомных электростанций, проводятся мероприятия по модернизации энергоблоков атомных электростанций и продлению сроков эксплуатации на 15 лет.

Возможны 3 сценария реализации базового варианта.

Сценарий 1 характеризуется тем, что преобразования в атомном энергопромышленном комплексе не осуществляются, эксплуатационные расходы организаций атомного энергопромышленного комплекса увеличиваются, добыча природного урана падает и, как следствие, рост цен на ядерное топливо составляет 20 процентов в год, тариф на электроэнергию, выработанную на атомных электростанциях, остается ниже тарифа на электроэнергию, выработанную на тепловых электростанциях, стоимость строительства энергоблока атомной электростанции установленной электрической мощностью 1 ГВт сохраняется на уровне 2006 года, так как не в полной мере реализуется переход к серийной технологии строительства новых энергоблоков атомных электростанций.

По этому сценарию ввод в эксплуатацию новых энергоблоков атомных электростанций должен осуществляться в основном за счет средств федерального бюджета. Расчеты показывают, что затраты из федерального бюджета составят в 2007-2015 годах около 892,9 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет).

Сценарий 2 базового варианта включает:

сокращение удельных капитальных вложений на строительство энергоблоков атомных электростанций из расчета на 1 кВт с 55,7 тыс. рублей в 2007 году до 50,1 тыс. рублей в 2009 году (в ценах 2007 года);

снижение эксплуатационных расходов концерна "Росэнергоатом" (работы и услуги производственного характера, сырье и материалы, ремонт основных фондов) из расчета на 1 кВт/ч на 2,5 процента в год и доведение их до 80 процентов от уровня 2006 года (в ценах 2006 года);

уменьшение зависимости атомной энергетики России от роста мировых цен на ядерное топливо за счет инвестиций в добычу природного урана;

проведение мероприятий по оптимизации состава и организационно-правовой структуры организаций атомного энергопромышленного комплекса;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»