ПРИКАЗ
от 22 июня 2006 года N 222
____________________________________________________________________
Утратил силу с 11 мая 2009 года на основании
приказа Минюста России от 31 марта 2009 года N 90
____________________________________________________________________
В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.145; 1998, N 48, ст.5849; 1999, N 28, ст.3473; 2002, N 12, ст.1093; N 52 (ч.II), ст.5141; 2003, N 52 (ч.I), ст.5031; 2006, N 3, ст.282; N 6, ст.636), пунктом 3 части второй статьи 38 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст.1930; 1997, N 20, ст.2231; 1998, N 30, ст.3608; 2002, N 11, ст.1018; 2002, N 12, ст.1093; N 30, ст.3029; 2003, N 50, ст.4855; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 3, ст.282; N 6, ст.636), Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст.4108; 2005, N 44, ст.4535; N 52 (ч.III), ст.5690; 2006, N 12, ст.1284; N 19, ст.2070; N 23, ст.2452), Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст.4110; 2005, N 52 (ч.III), ст.5689; 2006, N 19, ст.2069)
приказываю:
Министр
Ю.Я.Чайка
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
11 июля 2006 года,
регистрационный N 8028
ПОРЯДОК
проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации,
в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества,
целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям)
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с федеральными законами от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в целях установления единого порядка проведения Федеральной регистрационной службой (далее - Росрегистрация) и территориальными органами Росрегистрации (далее - территориальные органы) проверок соответствия деятельности некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами (уставным целям) (далее - проверки).
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.145, 1998, N 48, ст.5849; 1999, N 28, ст.3473; 2002, N 12, ст.1093; N 52 (ч.II), ст.5141; 2003, N 52 (ч.I), ст.5031; 2006, N 3, ст.282; N 6, ст.636.
Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст.1930; 1997, N 20, ст.2231; 1998, N 30, ст.3608; 2002, N 11, ст.1018; N 12, ст.1093; N 30, ст.3029; 2003, N 50, ст.4855; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 3, ст.282; N 6, ст.636.
2. При реализации полномочий по проведению проверок Росрегистрация и территориальные органы руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, а также настоящим Порядком.
3. Организация и проведение проверок осуществляются в соответствии с принципами законности, невмешательства в деятельность некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, презумпции их добросовестности.
4. Проверки проводятся уполномоченными в соответствии с настоящим Порядком федеральными государственными гражданскими служащими Росрегистрации и территориальных органов (далее - проверяющие). Проверки могут проводиться одним проверяющим или комиссией в составе двух и более проверяющих, один из которых является председателем комиссии.
5. Проверки проводятся не чаще одного раза в год.
6. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
7. Плановые и внеплановые проверки могут проводиться:
1) по месту нахождения и (или) ведения деятельности некоммерческой организации, в том числе общественного объединения (далее - выездные проверки);
2) без выезда по месту нахождения и (или) ведения деятельности некоммерческой организации, в том числе общественного объединения, путем изучения:
представленных по запросам распорядительных документов органов управления некоммерческой организации (руководящих органов общественного объединения);
полученной по запросам информации о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
полученного от федерального органа государственного финансового контроля, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, сообщения о результатах установления соответствия расходования денежных средств и использования иного имущества некоммерческими организациями целям, предусмотренным их учредительными документами;
иных документов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации располагает Росрегистрация (территориальные органы), в том числе отчетов о деятельности некоммерческой организации, документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства; сведений об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании.
8. Плановой проверкой является проверка, включенная в план проверок, формируемый на соответствующий календарный период (квартал, полугодие или год) и утверждаемый распоряжением Росрегистрации (территориального органа).
Проверка, не включенная в названный план, является внеплановой. Внеплановая проверка назначается при наличии достаточных данных (например, жалоб граждан, запросов организаций), указывающих на нарушение законодательства Российской Федерации некоммерческой организацией, в том числе общественным объединением, а также с целью проверки устранения выявленных ранее нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
9. В случае выявления при проведении проверки нарушений некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, контроль за соблюдением которых не входит в компетенцию Росрегистрации (территориальных органов), материалы, полученные при проведении проверки, в срок не позднее 10 рабочих дней с даты выявления таких нарушений направляются в соответствующий контрольный или надзорный орган.
10. В случае возникновения при проведении проверки необходимости получения информации о деятельности некоммерческой организации, связанной с иными некоммерческими организациями, принятие решения о государственной регистрации которых возложено на Росрегистрацию (территориальные органы), Росрегистрацией (территориальным органом) могут быть запрошены у этих некоммерческих организаций документы, относящиеся к деятельности проверяемой некоммерческой организации.
11. Выездная проверка проводится по решению директора Росрегистрации (руководителя территориального органа) либо лица, исполняющего его обязанности, оформляемому в виде распоряжения Росрегистрации (территориального органа).
12. Проверка, проводимая без выезда по месту нахождения и (или) ведения деятельности некоммерческой организации, осуществляется по решению директора Росрегистрации (руководителя территориального органа) либо лица, исполняющего его обязанности, или заместителя директора Росрегистрации, к компетенции которого отнесены вопросы в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, оформляемому в виде поручения указанного должностного лица.
13. В распоряжении и поручении (пункты 11 и 12 настоящего Порядка) в том числе указываются:
фамилия, имя, отчество и полное наименование должности проверяющего (проверяющих);
наименование некоммерческой организации, в отношении которой проводится проверка;
место проверки (для выездной проверки);
предмет проверки;
срок (дата начала и окончания) проведения проверки.
При проведении проверки несколькими проверяющими в распоряжении (поручении) также указывается, кто из них является председателем комиссии.
Проверка может проводиться только тем проверяющим (проверяющими), который указан в распоряжении или поручении.
14. Срок проведения проверки не может превышать 30 дней. С учетом сложности проверки, количества и объема проверяемой информации распоряжением (поручением) срок проверки может быть продлен, но не более чем на 30 дней.
Проверка может быть завершена раньше срока, установленного в распоряжении (поручении) о проведении проверки.
15. Проверка проводится за период деятельности некоммерческой организации, не подлежавший проверке при проведении предыдущих проверок, но не превышающий 3 лет деятельности некоммерческой организации, непосредственно предшествовавших году проведения проверки (проверяемый период).
Проверка может проводиться за период деятельности некоммерческой организации, не подлежавший проверке при проведении предыдущих проверок, превышающий указанные 3 года, при наличии информации о том, что при создании данной организации были допущены неустранимые нарушения.
Запрещается проведение повторных проверок за тот же проверяемый период по одним и тем же обстоятельствам, за исключением случаев поступления оформленной в письменном виде информации, подтверждающей наличие нарушений в деятельности некоммерческой организации (по вновь открывшимся обстоятельствам).
16. Проверка проводится с предварительным письменным уведомлением некоммерческой организации, в котором в том числе указываются:
реквизиты распоряжения (дата поручения, фамилия, инициалы и должность лица, давшего поручение) о проведении проверки;
фамилия, инициалы и полное наименование должности проверяющего (должностей проверяющих);
место проверки (для выездной проверки) или указание на то, что проверка проводится без выезда по месту нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации;
срок проведения проверки;
предмет проверки.
Письменное уведомление некоммерческой организации о проведении проверки должно быть направлено заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении не позднее чем за 5 рабочих дней до даты начала проверки. Письменное уведомление может быть направлено по факсимильной или электронной связи (с подтверждением его получения некоммерческой организацией).
В уведомлении или в приложении к нему может быть указан список документов, которые некоммерческая организация обязана представить в определенный в уведомлении срок.
17. Полномочия проверяющих на проведение выездной проверки подтверждаются служебными удостоверениями и соответствующим распоряжением Росрегистрации (территориального органа). Копия распоряжения, заверенная в установленном порядке Росрегистрацией (территориальным органом), вручается руководителю или иному уполномоченному лицу некоммерческой организации.
18. Проверяющий обязан:
сообщить директору (заместителю директора) Росрегистрации (руководителю, заместителю руководителя территориального органа) о личной заинтересованности при исполнении обязанностей по проведению проверки, которая может привести к конфликту интересов;
ознакомить уполномоченное лицо некоммерческой организации с его правами и обязанностями при проведении проверки;
при подготовке к проверке и в ходе ее проведения выяснить все существенные обстоятельства, касающиеся предмета проверки;
обеспечить сохранность и возврат полученных оригиналов документов, а также их рассмотрение на территории некоммерческой организации (при выездной проверке);
обеспечить соблюдение установленного режима работы и условий функционирования некоммерческой организации (при выездной проверке);
обеспечить сохранение конфиденциальности ставших известными ему сведений, связанных с деятельностью некоммерческой организации, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайны связи.
19. Проверяющий вправе:
запрашивать и получать необходимые для достижения целей проверки документы;
запрашивать и получать копии документов как на бумажном, так и на магнитном носителе и после надлежащего их оформления приобщать к материалам проверки (копии документов на бумажных носителях должны быть сшиты, пронумерованы, подписаны уполномоченным лицом и скреплены печатью некоммерческой организации);
получать устные разъяснения по существу проверяемых вопросов;
посещать проводимые некоммерческой организацией мероприятия, в том числе съезды, конференции, собрания и заседания руководящих органов;
при предъявлении служебного удостоверения находиться на территории, в административных зданиях и служебных помещениях некоммерческой организации;
вносить, выносить и пользоваться собственными организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами, телефонами.
20. При проведении проверки руководитель, иные лица проверяемой некоммерческой организации, ответственные за взаимодействие с проверяющим (проверяющими) (далее - уполномоченные лица некоммерческой организации), обязаны содействовать проведению проверки, в том числе: