Неактуальный

Комментарий к порядку заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденную приказом Минфина России N 163н / Ю.М.Лермонтов, 2006

1. Общие положения представления налоговой декларации

     

Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность могут быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган по месту его учета:

- на бумажных носителях (лично или через его уполномоченного представителя, либо путем направлены в виде почтового отправления с описью вложения;


- в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи либо на электронных носителях записи).


Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность представляются по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам их представления в электронном виде.

Заметим, что в настоящее время налоговый орган не может отказать в приеме отчетности на бумажных носителях (см., Письмо МНС России от 22.06.2004 N 06-5-03/866), так как сдача налоговой отчетности в электронном виде - право, а не обязанность налогоплательщика (см., Письмо Управления МНС России по года Москве от 25.12.2003 N 11-11н/71480).

Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность в электронном виде представляются согласно положениям статьи 80 НК РФ, а также статьям 13 и 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Регламента принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76, Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденному Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, а также Методическим рекомендациям об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705.

“Актуальная проблема”

В случае, если налогоплательщик представляет отчетность посредством почтовых отправлений, одной из наиболее частых ошибок налогоплательщиков является направление налоговых деклараций письмом без описи вложения, а обычным заказным письмом. В таком случае налогоплательщик рискует попасть в ситуацию, если письмо не получит налоговый орган, то он будет наложен штраф. Квитанция отделения постовой связи в данном случае не освободит от ответственности, так как из неё не следует, что содержимом отправления является именно необходимая форма отчетности.

“Официальная позиция”

Указанная позиция нашла своё отражение, например, в пункте 4 Обзора результатов рассмотрения жалоб на решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц за второе полугодие 2003 года - первое полугодие 2004 года, доведенных Письмом Управления МНС России по года Москве от 12 октября 2004 года N 11-15/65542.

Сотрудник налогового органа, принимающий у налогоплательщика декларацию, должен, по его требованию, на остающихся у него копиях налоговых деклараций налоговый орган по просьбе налогоплательщика проставляет отметку о принятии и дату ее представления.

Автор советует, ни в коем случае не пренебрегать этим правилом - при текущем уровне документооборота в налоговых инспекциях декларации зачастую теряются, что может в последствии обернуться для налогоплательщика штрафными санкциями.

Сотрудники налогового органа, осуществляющие прием деклараций, на стадии принятия налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности все представленные документы подвергаются визуальному контролю на наличие ряда обязательных реквизитов, а именно:

- полного наименования (Ф.И.О. физического лица, даты его рождения) налогоплательщика;

     

- идентификационного номера налогоплательщика;


- кода причины постановки на учет (для юридических лиц);


- периода, за который представляются налоговые декларации и бухгалтерская отчетность;


- подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика) или его представителя.


В случае отсутствия в представленных налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности какого-либо из вышеуказанных реквизитов сотрудник отдела работы с налогоплательщиками должен в устной форме предупредить налогоплательщика или его представителя об этом и предложить внести необходимые изменения.

     “Внимание!”

Сотрудник налогового органа не вправе отказать в принятии налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, за исключением случая представления вышеуказанных документов не по установленной форме.