Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО г.МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 12 октября 2004 года N 11-15/65542


О разъяснении налогового законодательства



Управление МНС России по г.Москве направляет для сведения и руководства в работе Обзор результатов рассмотрения жалоб на решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц за второе полугодие 2003 года - первое полугодие 2004 года.

И.о.руководителя Управления
Министерства РФ
по налогам и сборам по г.Москве
Н.В.Синикова


Приложение
к письму Управления Министерства РФ
по налогам и сборам по г.Москве
от 12 октября 2004 года N 11-15/65542

     

ОБЗОР
результатов рассмотрения жалоб на решения налоговых органов,
действия (бездействие) их должностных лиц за второе полугодие
2003 года - первое полугодие 2004 года



Управление доводит до сведения налоговых органов г.Москвы результаты рассмотрения отдельных жалоб за второе полугодие 2003 года - первое полугодие 2004 года. Управление рекомендует учитывать положения настоящего обзора при проведении налоговых проверок, оформлении их результатов, вынесении решений о привлечении к ответственности и реализации иных предоставленных налоговым органам полномочий.

I. Юридические лица

1. Налоговое законодательство не предоставляет должностным лицам налоговых органов права на продление сроков, установленных Кодексом для представления возражений на акт выездной налоговой проверки

Как следовало из представленных в Управление материалов, Инспекцией на основании решения проведена выездная налоговая проверка Организации. 14.05.2003 Инспекцией представителю Организации вручен акт выездной налоговой проверки.

26.05.2003 Организацией в Инспекцию направлено письмо о продлении срока представления возражений по акту выездной налоговой проверки от 14.05.2003 в связи с отсутствием генерального директора организации.

09.06.2003 Организацией в Инспекцию направлены разногласия по акту выездной налоговой проверки. Указанные разногласия получены Инспекцией 18.06.2003.

10.06.2003 в соответствии с пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Инспекцией вынесено решение о привлечении Организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Организация не согласна с указанным решением Инспекции и требовала его пересмотра на том основании, что данное решение вынесено без учета разногласий, представленных Организацией.

Согласно положениям статьи 6.1 Кодекса, течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Кодекса по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями.

Согласно пунктам 5 и 6 статьи 100 Кодекса, налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

По истечении вышеуказанного срока в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 101 Кодекса материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно.

Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Поскольку акт выездной налоговой проверки от 14.05.2003 получен Организацией 14.05.2003, то в соответствии с положениями статьи 6 и пункта 5 статьи 100 Кодекса двухнедельный срок представления в Инспекцию возражений на указанный акт истекает 28.05.2003. Возражения на акт выездной налоговой проверки Организацией в Инспекцию направлены 09.06.2003.

Действующие нормы налогового законодательства не предоставляют должностным лицам налоговых органов права на продление сроков, установленных Кодексом для представления возражений на акт выездной налоговой проверки. Следовательно, ссылка Организации на письмо в Инспекцию о продлении срока представления возражений по акту выездной налоговой проверки от 14.05.2003 в связи с отсутствием генерального директора организации не может быть принята во внимание.

Таким образом, Организацией пропущен срок подачи в Инспекцию возражений на акт выездной налоговой проверки от 14.05.2003.

Следовательно, действия Инспекции по вынесению решения о привлечении Организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения правомерны.

2. Нарушение налогоплательщиком правил ведения Книги покупок без наличия других актов, свидетельствующих о несоблюдении установленного порядка для применения налоговых вычетов, не может служить основанием для непринятия к вычету сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком по приобретенным товарно-материальным ценностям

Как следовало из представленной Организацией в Управление жалобы, по результатам камеральной налоговой проверки Организации Инспекцией установлено, что в связи с нарушением пунктов 3 и 8 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Постановление) налогоплательщиком необоснованно применен вычет налога на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям, произведенным на территории иностранных государств. В связи с этим решением Инспекции от 12.08.2003 N 11/665 Организации отказано в возмещении (зачете) из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 780246 рублей.

Организация в порядке главы 19 Кодекса обратилась в Управление с жалобой, в которой просит отменить указанное решение как не соответствующее действующему законодательству и возместить суммы налога, так как все необходимые условия Организацией были выполнены.

Изучив жалобу и дополнительно представленные документы, Управление сообщает следующее. Согласно пункту 1 статьи 171 Кодекса, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

На основании пункта 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:

1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В целях применения пункта 2 статьи 171 Кодекса суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, на территории Российской Федерации, подлежат вычету у налогоплательщика после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов (с учетом особенностей, предусмотренных ст.172 Кодекса), при условии их оплаты и наличия счета-фактуры.

При этом, согласно пункту 2 статьи 169 Кодекса, счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

В счете-фактуре, выставляемом продавцом покупателю, должны быть указаны все обязательные реквизиты, поименованные в пункте 5 и 6 статьи 169 Кодекса, счета-фактуры должны быть подписаны главным бухгалтером, руководителем.

Согласно пункту 5 статьи 169 Кодекса, реквизитами счета-фактуры, обязательными для заполнения, являются страна происхождения товара и номер грузовой таможенной декларации.

Данные сведения указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.

На основании пункта 3 статьи 169 Кодекса налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, если иное не предусмотрено пунктом 4 данной статьи.

Постановлением утверждена форма счета-фактуры и Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.

Как следовало из материалов проверки, Организацией нарушен порядок составления Книги покупок, утвержденный Постановлением, а именно: приобретенные налогоплательщиком товарно-материальные ценности зарегистрированы в Книге покупок без отражения информации о стране происхождения товарно-материальных ценностей и номере грузовой таможенной декларации.

Однако, согласно действующему законодательству, нарушение налогоплательщиком правил ведения Книги покупок без наличия других фактов, свидетельствующих о несоблюдении установленного порядка для применения налоговых вычетов, не может служить основанием для непринятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком по приобретенным товарно-материальным ценностям.

Таким образом, отказ Инспекции в возмещении (зачете) Организации налога на добавленную стоимость по указанной причине являлся необоснованным.

3. Расходы, понесенные налогоплательщиком в результате правомерных действий налогового органа, возмещению не подлежат

Инспекцией в ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации Организации по земельному налогу в подтверждение обоснованности заявленной льготы истребован список лиц, имеющих налоговую льготу по уплате земельного налога, а также комплект копий справок, подтверждающих заявленные льготы, поскольку при представлении вышеназванной декларации указанные документы Организацией в Инспекцию представлены не были.

По мнению Организации, в результате неправомерных действий Инспекции, выразившихся в истребовании копий вышеуказанных документов, ею понесен убыток в сумме денежных средств, израсходованных на изготовление ксерокопий истребуемых Инспекцией документов.

Организация обратилась в Управление с требованием возместить убыток, понесенный ею в результате действий Инспекции.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. При этом в соответствии с подпунктом 2 названной статьи Кодекса налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.

Согласно статье 87 Кодекса, налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

В соответствии со статьей 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Согласно пункту 1 статьи 93 Кодекса, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок, при этом документы представляются в виде заверенных должным образом копий.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 103 Кодекса при проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда налогоплательщику, плательщику сбора, налоговому агенту или их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении.

Пунктом 2 вышеназванной статьи Кодекса установлено, что убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме.

При этом в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Однако пунктом 4 статьи 103 Кодекса установлено, что убытки, причиненные налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям правомерными действиями должностных лиц налоговых органов, возмещению не подлежат.

Из представленных в Управление документов следует, что Инспекцией при проверке налоговой декларации Организации по земельному налогу в рамках камеральной налоговой проверки в соответствии со статьями 31, 88 и 93 Кодекса истребованы копии документов (справок), подтверждающих обоснованность заявленных налоговых льгот.

Следовательно, действия Инспекции по истребованию документов, подтверждающих правильность исчисления земельного налога, являются правомерными, а понесенные Организацией расходы, вызванные правомерными действиями должностных лиц налоговых органов, возмещению не подлежат.

4. Направление налоговой декларации посредством почтовой связи без описи вложения не может признаваться надлежащим исполнением обязанности по представлению налоговой декларации в налоговый орган в случае неполучения последним такой декларации

Как следовало из жалобы и представленных в Управление материалов, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка в отношении представленной Организацией налоговой декларации по налогу на рекламу за IV квартал 2002 года, по результатам которой вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Из решения Инспекции следовало, что декларация по налогу на рекламу за IV квартал 2002 года по сроку представления 20.01.2003 фактически представлена 28.03.2003, в связи с чем Организация привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Кодекса.

Организация не согласилась с выводами Инспекции, изложенными в решении, и обратилась в порядке главы 19 Кодекса с жалобой на указанное решение. По утверждению Организации, декларация по налогу на рекламу за IV квартал 2002 года была отправлена в адрес Инспекции заказным письмом 20.01.2003, о чем свидетельствует соответствующее уведомление о вручении.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»