ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 марта 2006 года N 5


О ходе реализации приоритетного национального проекта
в сфере образования


Заслушав и обсудив сообщение заместителя председателя профсоюза Т.В.Куприяновой о ходе реализации приоритетного национального проекта в сфере образования, Президиум ЦК профсоюза считает важным отметить, что решение накопившихся в сфере образования проблем, достижение целей образовательной политики, определенных Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года и другими документами, требует скоординированной и системной работы коллективов образовательных учреждений, органов государственной власти, местного самоуправления, других заинтересованных сторон в обществе, включая профсоюз, на основе реализации комплексных программ развития образования, формируемых на федеральном, региональном и муниципальных уровнях, а также различных инновационных проектов. Повышение эффективности этой работы возможно лишь при условии качественного улучшения ресурсного обеспечения системы образования на базе новых принципов финансирования, связанных с использованием программно-целевого метода, введением нормативного бюджетного финансирования образовательных учреждений.

Президиум ЦК профсоюза отмечает, что дополнительная целевая программа, сформированная по инициативе Президента РФ и названная приоритетным национальным проектом "Образование" (ПНПО), призвана способствовать сосредоточению внимания государства и общества на проблемах образования, поиске наиболее эффективных путей развития в этой сфере.

Этот проект имеет важное значение как прецедент оказания государственной поддержки педагогическим работникам и общеобразовательным учреждениям непосредственно с федерального уровня и направлен на обеспечение реализации принципа государственно-общественного управления образованием, предусмотренного еще в 1992 году Законом РФ "Об образовании", но до настоящего времени так и не осуществленного в должной мере.

Президиум ЦК профсоюза констатирует, что продолжается формирование нормативной правовой базы по реализации ПНПО на федеральном и региональном уровнях, однако ранее установленные сроки завершения подготовки всего пакета документов на федеральном уровне нарушаются, что приводит к затягиванию процесса их доработки и принятия на региональном уровне.

В настоящее время приняты постановления Правительства РФ о порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных школ; о государственной поддержке образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Правительством РФ утверждены Правила предоставления в 2006 году бюджетам субъектов РФ субсидий на внедрение инновационных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Министерством образования и науки Российской Федерации изданы приказы по вопросам утверждения проектной группы по созданию университетов в Южном и Сибирском федеральных округах; формы Соглашения о предоставлении финансовой помощи бюджету субъекта Российской Федерации и формы отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации на выплату ежемесячного дополнительного вознаграждения педагогическим работникам за выполнение функций классного руководителя; Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений; Порядка и критериев конкурсного отбора учреждений высшего профессионального образования, а также общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Министерством утверждена форма Соглашения с субъектом РФ, предусматривающего его обязательства по финансированию за счет средств своего бюджета мероприятий по государственной поддержке общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы.

Подписан Указ Президента РФ "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи".

По информации, полученной из 75 территориальных организаций профсоюза, действующих в 85 субъектах РФ (информация не представлена из Чеченской, Ингушской республик, Еврейской автономной области), территориальные организации профсоюза активно включились в работу по реализации приоритетного национального проекта в сфере образования.

На региональном уровне созданы советы по реализации национального проекта в сфере образования, рабочие группы, утвержденные постановлениями правительств, глав администраций, губернаторов республик, краев, областей. При органах управления образованием (министерствах, департаментах, комитетах) также созданы советы и конкурсные (экспертные) группы, комиссии. Аналогичные комиссии созданы в районах, городах субъектов РФ, кроме Вологодской и Ростовской областей.

В большинстве субъектов РФ в состав этих комиссий, групп, советов на всех уровнях управления вошли представители территориальных организаций профсоюза, советов ректоров вузов, ассоциаций директоров учреждений начального и среднего профессионального образования, депутатского корпуса, советов ветеранов педагогического труда, молодежных организаций, региональных отделений детского фонда, предпринимателей, родительской общественности, попечительских советов школ, а также методических служб сферы образования и учреждений повышения квалификации работников образования. Кроме того, в состав комиссий и советов включены представители региональных отделений союзов писателей, композиторов, художников и т.д.

Вместе с тем в Республике Коми, Вологодской и Костромской областях на уровне субъектов РФ представители территориальных организаций профсоюза в соответствующие советы, рабочие группы и комиссии пока не включены.

По информации территориальных организаций профсоюза в каждом пятом регионе России (в г.Москве и Московской области, г.Санкт-Петербурге, Тюменской, Свердловской, Кемеровской, Нижегородской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Пензенской, Кировской, Тверской, Тульской, Оренбургской областях, республиках Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Мордовия, Марий Эл, Удмуртия и в ряде других) приняты те или иные дополнительные решения по поддержке лучших учителей и лучших общеобразовательных школ, выявленных в результате проводимых конкурсов, путем выделения премий, грантов, квартир, принятия мер по первоочередному оснащению образовательного процесса. Практикуется установление губернаторских стипендий, учреждение грантов для одаренных студентов, аспирантов, молодых специалистов.

Президиум ЦК профсоюза выражает серьезную обеспокоенность в связи с тем, что проведение конкретных расчетов потребности в бюджетных средствах на выплату дополнительного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам, а также анализ отчетных данных субъектов РФ об объемах произведенных ими расходов на эти цели подтвердили ранее высказанные большинством субъектов РФ опасения, связанные с недостаточностью размеров субсидий из федерального бюджета на обеспечение этой выплаты в регионах, определенных в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2006 год". Установленных в расчете на год размеров субсидий на обеспечение выплат по этому направлению ПНПО в большинстве субъектов РФ хватит лишь на 4-6 месяцев.

В связи с этим Президиум ЦК профсоюза обращает внимание территориальных организаций профсоюза на необходимость обеспечить совместными усилиями с органами управления образованием направление в Рособразование объективных отчетных данных о реальной годовой потребности в финансовых средствах субъектов РФ на выплату дополнительного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя в целях последующей корректировки размера финансовой помощи из федерального бюджета в соответствии с соглашениями, подписанными Рособразованием с органами исполнительной власти всех субъектов РФ.

В поступивших из территориальных организаций профсоюза материалах отмечается резкое недовольство, высказываемое работниками, выполняющими функции классного руководителя в тех образовательных учреждениях, которые не указаны в постановлении Правительства РФ от 30.12.2005 N 854, в связи с лишением их права на получение дополнительного вознаграждения, предусмотренного ПНПО.

Президиум ЦК профсоюза не может согласиться с тем, что в перечне учреждений, в которых предусмотрена выплата вознаграждения за выполнение функций классного руководителя в рамках ПНПО, отсутствуют такие типы и виды образовательных учреждений, как вечерние (сменные) общеобразовательные школы, открытые (сменные) общеобразовательные школы, центры образования, вечерние (сменные) общеобразовательные школы при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях, образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальные школы - детские сады, начальные школы - детские сады компенсирующего вида и прогимназии), специальные (коррекционные) образовательные учреждения, а также классы школ-интернатов, укомплектованные приходящими обучающимися.

В настоящее время лишь в 10 субъектах РФ (г.Москва, Московская, Тверская, Тюменская, Кемеровская, Томская, Амурская, Ивановская области, Пермский край, Республика Хакасия) приняты отдельные решения о расширении федерального перечня учреждений и выделении дополнительных средств из бюджетов субъектов РФ на выплату вознаграждения работникам, выполняющим функции классного руководителя в школах-интернатах, вечерних школах, учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

В Смоленской, Ярославской, Орловской, Белгородской, Тульской, Кировской, Новосибирской, Свердловской областях, Ставропольском и Пермском краях, Республике Тыва, г.Санкт-Петербурге подготовлены проекты документов по расширению федерального перечня учреждений.

Во всех субъектах РФ наряду с введением дополнительного вознаграждения за классное руководство в рамках ПНПО сохранены доплаты, установленные до 31 декабря 2005 года.

При исчислении заработной платы районные коэффициенты, установленные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начисляются во всех субъектах РФ на всю сумму заработной платы работников образования, включая дополнительное вознаграждение за классное руководство. Однако районный коэффициент, установленный за высокогорность в Республике Дагестан, на сумму дополнительного вознаграждения, выплачиваемого в рамках ПНПО, не начисляется. В Сахалинской области при выплате дополнительного вознаграждения за классное руководство применяется сниженный размер районного коэффициента.

Нив одном из субъектов РФ процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не начисляются на сумму дополнительного вознаграждения за классное руководство, установленного в рамках ПНПО.

Дополнительное вознаграждение за классное руководство учитывается при исчислении среднего заработка для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, в том числе по беременности и родам, за исключением Смоленской, Мурманской, Вологодской областей, Республики Бурятия, отдельных районов Астраханской области, а также Курской и Воронежской областей, где этот вопрос до настоящего времени находится в стадии согласования с финансовыми органами, несмотря на то что вознаграждение за классное руководство, предусмотренное ПНПО, является частью заработной платы, а не денежной компенсацией.

В Красноярском крае, Республике Бурятия, ряде районов Республики Хакасия членские профсоюзные взносы с суммы дополнительного вознаграждения за классное руководство не взимаются.

Президиум ЦК профсоюза отмечает, что благодаря развернувшемуся в педагогическом сообществе всестороннему обсуждению проблем реализации ПНПО, его значения в процессе модернизации российского образования, а также активному участию в этой работе профсоюза на федеральном и региональном уровнях, в том числе предложениям профсоюза, неоднократно высказанным на заседаниях коллегий Минобрнауки России, Рособразования, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, о необходимости внесения изменений и дополнений в уже принятые или разрабатываемые нормативные правовые акты, удалось добиться принятия ряда положительных решений.

В частности, уже 4 февраля 2006 года Правительством РФ были внесены изменения в постановление от 30.12.2005 N 854, предусматривающие порядок выплаты дополнительного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя в случаях, когда количество обучающихся в классе ниже установленной наполняемости (соответственно 25 и 14 человек) в городской и сельской местности.

Президиум ЦК профсоюза отмечает, что отсутствие на федеральном уровне необходимых разъяснений по вопросам, касающимся учета дополнительного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя при исчислении среднего заработка педагогическим работникам для оплаты отпуска, выплаты пособия по временной нетрудоспособности, при выплате процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при налогообложении, уплате членских профсоюзных взносов, а также порядка выплаты ранее установленных доплат за классное руководство, привело к многочисленным фактам произвольного толкования федеральных нормативных правовых актов в регионах России.

Президиум ЦК профсоюза признает крайне своевременной подготовку специалистами ЦК профсоюза предложений, основанных на действующих федеральных нормативных правовых актах, направленных для руководства в работе территориальным организациям профсоюза и опубликованных на Интернет-сайте профсоюза, которые положительно повлияли на разрешение проблем, возникших в связи с реализацией ПНПО в части выплаты дополнительного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя.

По мнению членов Президиума ЦК профсоюза, подготовка и направление Министерством образования и науки Российской Федерации и профсоюзом совместных рекомендаций по указанным вопросам в органы управления образованием могли бы решить целый ряд сохраняющихся до настоящего времени проблем.

Президиум ЦК профсоюза отмечает, что в результате консультаций, проведенных специалистами профсоюза с разработчиками Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений в Минобрнауки России, удалось внести существенные изменения в этот документ, утвержденный приказом Минобрнауки России от 03.02.2006 N 21. В частности, из текста Методических рекомендаций исключены такие ранее предусмотренные в них функции классного руководителя, как ведение классных журналов, личных дел обучающихся и др.

Президиум ЦК профсоюза выражает удовлетворение тем, что в результате состоявшегося с участием профессионального сообщества широкого обсуждения порядка стимулирования образовательных учреждений высшего профессионального образования предусматривается возможность государственной поддержки инновационных образовательных программ и в случае их внедрения рядом вузов, объединяющихся как по территориальному принципу, так и по направлениям подготовки кадров, что может положительно сказаться на создании мотивации к развитию творческой инициативы научно-педагогических кадров и будет способствовать расширению сферы реализации этого направления ПНПО.

Вместе с тем, по мнению Президиума ЦК профсоюза, упрощенный подход к формированию национальных университетов путем слияния в городах Ростове-на-Дону и Красноярске ряда вузов и научных организаций в единый комплекс может привести к утрате сложившихся научных школ и методик преподавания при отсутствии гарантии появления нового лучшего качества образования в этих новых университетах, а также к значительному сокращению работников и контингента обучающихся.

В связи с вышеизложенным Президиум ЦК профсоюза

постановляет:

1. В целях выполнения в 2006 году решений II Пленума ЦК профсоюза по участию в реализации приоритетного национального проекта в сфере образования:

1.1. Президиуму ЦК профсоюза:

- подготовить и направить обращения в Администрацию Президента РФ, Правительство РФ и Минобрнауки России по вопросам реализации приоритетного национального проекта в сфере образования на федеральном уровне и в субъектах РФ с целью предотвращения вероятных негативных социальных последствий затягивания решения имеющихся проблем;

- добиваться направления в субъекты РФ совместных рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации и профсоюза по вопросам, связанным с выплатой дополнительного вознаграждения педагогическим работникам за выполнение функций классного руководителя в рамках ПНПО.

1.2. Президиуму ЦК профсоюза, территориальным организациям профсоюза:

- подготовить и направить в Администрацию Президента РФ, Правительство РФ, Минобрнауки России, органы государственной власти субъектов РФ предложения по расширению перечня образовательных учреждений, в которых работникам предусматриваются выплаты дополнительного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя, по распространению предусмотренных национальным проектом мер государственной поддержки на более широкий круг педагогических работников и образовательных учреждений, включая дошкольные образовательные учреждения, образовательные учреждения дополнительного образования детей, образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования;

- продолжить мониторинг порядка выплаты дополнительного вознаграждения педагогическим работникам за выполнение функций классного руководителя, содействовать обеспечению своевременного и в полном объеме финансирования расходов на эти цели, принятию решения об увеличении размеров субсидий из федерального бюджета, направляемых в субъекты РФ, по результатам представления их отчетов в Рособразование;

- активно участвовать совместно с органами управления образованием, представителями институтов гражданского общества в работе по созданию и реализации гласной и справедливой процедуры отбора и поощрения в рамках ПНПО лучших учителей, а также образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы;

- совершенствовать формы и методы контроля за целевым и эффективным использованием финансовых и материальных ресурсов, предусмотренных в рамках национального проекта в сфере образования на обеспечение государственной поддержки лучших учителей, образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, на стимулирование выполнения педагогическими работниками функций классного руководителя, а также на обеспечение общеобразовательных школ учебными, учебно-наглядными пособиями и оборудованием, компьютерной техникой, подключение их к сети Интернет с учетом обязательств сторон, предусмотренных в отраслевом соглашении профсоюза с Рособразованием, в соглашениях о взаимодействии с Минобрнауки России, Рособрнадзором, Рострудом.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителей председателя профсоюза Т.В.Куприянову и В.Н.Дудина.

Председатель профсоюза
Г.И.Меркулова

     


Текст документа сверен по:
Официальные документы в образовании.
Информационный бюллетень,
N 12, апрель, 2006 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»