Недействующий

О внесении изменений в пункты 4, 7 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

 Заместитель председателя Комитета
     по труду и социальной политике В.А. Тюлькин

     На N 2.12-17/151 от 17 февраля 2006 г.

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 266270-4 "О внесении
изменений в пункты 4, 7 статьи 21 Федерального закона
 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
 участие в референдуме граждан Российской Федерации"
,
внесенный депутатом Государственной Думы В.А.Тюлькиным


Правительством Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроектом предлагается дополнить пункт 4 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) положением, согласно которому члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - Комиссия) не могут назначаться более двух сроков подряд, причем каждые четыре года должна происходить ротация не менее 40 % ее членов.

Кроме того, предлагается изложить пункт 7 статьи 21 Федерального закона в новой редакции, в соответствии с которой Председатель Комиссии избирается тайным голосованием из членов Комиссии, назначенных Государственной Думой и Советом Федерации. При этом заместитель Председателя и секретарь Комиссии избираются тайным голосованием из всего состава Комиссии.

Предложение об ограничении возможности замещения должности члена Комиссии двумя сроками подряд не имеет под собой достаточных правовых оснований.

Законодательством указанное ограничение устанавливается для того, чтобы обеспечить демократические гарантии и принципы организации власти и не допустить ее узурпации выборными должностными лицами, единолично обладающими значительными властными полномочиями. Вместе с тем соответствующее ограничение, как правило, не устанавливается для членов коллегиальных выборных органов или для должностных лиц, которые не выбираются непосредственно гражданами (например, для членов Правительства, прокуроров). В соответствии с таким общепринятым подходом частью 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации указанное ограничение установлено для Президента Российской Федерации.

Предусматривая ротацию 40% членов Комиссии каждые четыре года, законопроект не устанавливает порядка реализации такой ротации. При этом остается неясным, должен ли каждый орган или должностное лицо, имеющие право назначения членов Комиссии, предлагать 40 % новых кандидатур или предполагается какой-либо иной порядок ротации.

Предложение об избрании Председателя Комиссии исключительно из членов Комиссии, назначенных Государственной Думой и Советом Федерации, не согласуется с закрепленным в статье 29 Федерального закона принципом равенства членов Комиссии. Все члены Комиссии до избрания Председателя Комиссии, его заместителя и секретаря Комиссии обладают равным статусом, поэтому никто из них не может быть ограничен в возможности быть избранным Председателем Комиссии, в том числе в зависимости от того, кем они назначены.

На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.


     Заместитель Председателя
     Правительства Российской Федерации
 А.Жуков



Текст документа сверен по:

рассылка