РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в пункты 4, 7 статьи 21 Федерального закона
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Внести изменения в п. 4 ст. 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N24, ст. 2253), дополнив его абзацем следующего содержания:
"Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не могут назначаться более двух сроков подряд, причем каждые четыре года должна происходить ротация не менее 40% членов данной комиссии".
Пункт 7 статьи 21 изложить в редакции следующего содержания:
"Из состава назначенных Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации избирают тайным голосованием Председателя Центральной избирательной комиссии.
Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации избирают из своего состава тайным голосованием Заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.Путин
В настоящее время Федеральный Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не ограничивает количество сроков назначения членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и не содержит ограничений по выборам председателя Центральной избирательной комиссии.
Вместе с тем Конституция Российской Федерации статьей 81 п. 3 вводит ограничения для должности самого Президента: "Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд".
Аналогичные ограничения часто применяются в законодательстве других стран. Цель подобных ограничений - недопущение загнивания власти через установление и использование в корыстных целях неформальных смычек между различными ветвями власти, использования так называемого административного ресурса, проникновение элементов коррумпированности, семейственности, клановости, политической ангажированности и других негативных явлений, противоречащих общепризнанным нормам демократии и действующим законам в государственную систему.
Настоящий проект закона вводит обязательный механизм ротации: установление ограничения для членов Центральной избирательной комиссии не более двух сроков подряд. Устанавливается норма ротации не менее 40% членов комиссии каждые 4 года.
Также вводится норма избрания председателя Центральной избирательной комиссии только из состава членов избирательной комиссии, назначенных Государственной Думой и Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации. При этом председатель не может избираться более двух сроков подряд. По сравнению с ныне действующим законом не допускается избрание на должность председателя Центральной избирательной комиссии лица из числа членов Центральной избирательной комиссии, назначенных Президентом. Поскольку Президент, являясь главой государства, возглавляет всю исполнительную вертикаль власти, постольку он имеет наибольшие возможности и соблазн и использовать это положение для задействования так называемого административного ресурса и управления процедурой выборов с целью получения желаемого результата неправовыми методами, в связи с чем он сам имеет конституционные ограничения на занятие должности двумя сроками.
Особую актуальность данный законопроект приобретает в связи с фактической отменой процедуры прямых выборов членов Совета Федерации и губернаторов гражданами Российской Федерации.
Реализация представленного законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 266270-4 "О внесении
изменений в пункты 4, 7 статьи 21 Федерального закона
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации",
внесенный депутатом Государственной Думы В.А.Тюлькиным
Правительством Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается дополнить пункт 4 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) положением, согласно которому члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - Комиссия) не могут назначаться более двух сроков подряд, причем каждые четыре года должна происходить ротация не менее 40 % ее членов.
Кроме того, предлагается изложить пункт 7 статьи 21 Федерального закона в новой редакции, в соответствии с которой Председатель Комиссии избирается тайным голосованием из членов Комиссии, назначенных Государственной Думой и Советом Федерации. При этом заместитель Председателя и секретарь Комиссии избираются тайным голосованием из всего состава Комиссии.
Предложение об ограничении возможности замещения должности члена Комиссии двумя сроками подряд не имеет под собой достаточных правовых оснований.
Законодательством указанное ограничение устанавливается для того, чтобы обеспечить демократические гарантии и принципы организации власти и не допустить ее узурпации выборными должностными лицами, единолично обладающими значительными властными полномочиями. Вместе с тем соответствующее ограничение, как правило, не устанавливается для членов коллегиальных выборных органов или для должностных лиц, которые не выбираются непосредственно гражданами (например, для членов Правительства, прокуроров). В соответствии с таким общепринятым подходом частью 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации указанное ограничение установлено для Президента Российской Федерации.
Предусматривая ротацию 40% членов Комиссии каждые четыре года, законопроект не устанавливает порядка реализации такой ротации. При этом остается неясным, должен ли каждый орган или должностное лицо, имеющие право назначения членов Комиссии, предлагать 40 % новых кандидатур или предполагается какой-либо иной порядок ротации.
Предложение об избрании Председателя Комиссии исключительно из членов Комиссии, назначенных Государственной Думой и Советом Федерации, не согласуется с закрепленным в статье 29 Федерального закона принципом равенства членов Комиссии. Все члены Комиссии до избрания Председателя Комиссии, его заместителя и секретаря Комиссии обладают равным статусом, поэтому никто из них не может быть ограничен в возможности быть избранным Председателем Комиссии, в том числе в зависимости от того, кем они назначены.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков
Текст документа сверен по:
рассылка