Действующий

Об утверждении Регламента законопроектной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации (с изменениями на 18 января 2006 года)

6. Правовая экспертиза законопроектов, подготовленных федеральными органами исполнительной власти

6.1. Законопроект, перечень актов федерального законодательства, подлежащих в связи с этим законопроектом признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, до внесения их в Правительство подлежат обязательной правовой экспертизе, осуществляемой Министерством с участием при необходимости Института.

Для проведения правовой экспертизы к законопроекту должны быть приложены концепция законопроекта, техническое задание на его разработку (не требуется для законопроектов, связанных с ратификацией международных договоров и соглашений Российской Федерации, проектов федеральных законов о бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов и их исполнении), а также протоколы согласительных совещаний (при наличии разногласий) и замечания.

6.2. Департамент организации, координации и контроля направляет законопроект и прилагаемые материалы, поступившие на правовую экспертизу в Министерство, в структурные подразделения в соответствии с их компетенцией, а их копии - в Департамент.

6.3. Законопроекты и прилагаемые материалы, представленные на правовую экспертизу, должны соответствовать требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000 года N 347 (в ред. постановлений Правительства от 2 августа 2001 года N 576 и от 20 августа 2004 года N 424) "О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 17, ст.1877) и требованиям Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства от 1 июня 2004 года N 260 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 23, ст.2313).

6.4. В случае, если к законопроекту не приложены материалы, предусмотренные пунктом 6.1 настоящего Регламента, правовая экспертиза законопроекта не проводится, а правовое заключение на законопроект не дается.

О причинах отказа в проведении правовой экспертизы структурное подразделение, ответственное за подготовку правового заключения, письменно уведомляет федеральный орган исполнительной власти, разрабатывающий законопроект.

6.5. По итогам правовой экспертизы законопроектов, представляемых на рассмотрение Правительства федеральными органами исполнительной власти, Министерство дает правовые заключения об их соответствии актам более высокой юридической силы, отсутствии внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений, а также соблюдении правил юридической техники.

6.6. Правовое заключение Министерства должно содержать следующие сведения:

6.6.1. название законопроекта и наименование федерального органа исполнительной власти, направившего законопроект;

6.6.2. предмет правового регулирования и его соответствие сфере федерального ведения или совместного ведения, установленной Конституцией Российской Федерации (с указанием конкретных статей и пунктов);

6.6.3. основание разработки законопроекта (включение законопроекта в планы законопроектной деятельности Президента Российской Федерации, Правительства, палат Федерального Собрания и т.п.);

6.6.4. состояние нормативного регулирования в данной сфере, необходимость и достаточность указанного законопроекта и перечня правовых актов, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта, для урегулирования затрагиваемых общественных отношений с учетом компетенции Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти;

6.6.5. оценка вида и формы законопроекта, соответствия его текста правилам юридической техники;

6.6.6. соответствие содержания законопроекта нормам Конституции Российской Федерации, общепринятым нормам и принципам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, а также юридической практике;

6.6.7. соответствие представленного законопроекта концепции и техническому заданию на его разработку;

6.6.8. оценка изложения норм правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта, с точки зрения их соответствия актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений, а также соблюдения правил юридической техники;

6.6.9. иные юридические особенности законопроекта.

6.7. Правовые заключения, подготовленные структурными подразделениями по законопроектам, представляемым на рассмотрение Правительства федеральными органами исполнительной власти, направляются в Департамент.

6.8. Департамент в срок не более одного дня с момента поступления проекта правового заключения из структурного подразделения осуществляет его проверку на предмет соответствия нормативным правовым актам, регулирующим законопроектную деятельность Правительства.

6.9. В случае, если правовое заключение, подготовленное структурным подразделением, не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим законопроектную деятельность, Департамент информирует соответствующее структурное подразделение о необходимости доработки правового заключения.

Структурное подразделение дорабатывает правовое заключение с учетом замечаний Департамента.

6.10. Правовое заключение, подготовленное в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими законопроектную деятельность, визируется статс-секретарем - заместителем Министра, а в его отсутствие - директором Департамента.

6.11. Правовое заключение подписывается Министром или его заместителем и представляется в федеральный орган исполнительной власти, как правило, в пятидневный срок с даты поступления законопроекта в Министерство. По договоренности между соответствующими руководителями может быть установлен иной срок подготовки заключений, который для наиболее объемных и сложных проектов не может превышать 30 дней.

6.12. Структурные подразделения при направлении в Департамент организации, координации и контроля правовых заключений Министерства на законопроекты, подготовленные федеральными органами исполнительной власти, а также писем об отказе в проведении правовой экспертизы прикладывают дополнительный экземпляр с пометкой "для Департамента государственной политики в сфере федеральной юстиции", который Департамент организации, координации и контроля передает в Департамент.