(с изменениями на 18 января 2006 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минюста России от 18 января 2006 года N 4.
____________________________________________________________________
В целях совершенствования организации законопроектной работы в Министерстве юстиции Российской Федерации
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Регламент законопроектной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30 октября 2003 года N 280 "Об утверждении Регламента законопроектной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации";
приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14 мая 2004 года N 98 "О внесении дополнения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30 октября 2003 года N 280";
3. Контроль за исполнением приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра юстиции Российской Федерации Забарчука Е.Л. (пункт в редакции приказа Минюста России от 18 января 2006 года N 4 - см. предыдущую редакцию).
Министр
Ю.Я.Чайка
РЕГЛАМЕНТ
законопроектной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации
Настоящий Регламент законопроектной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Регламент) определяет организацию и осуществление законопроектной деятельности в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Министерство).
1.1. Законопроектная деятельность Министерства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации (далее - Правительство), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Регламентом.
1.2. Основными направлениями законопроектной деятельности Министерства являются: разработка проектов планов законопроектной деятельности Правительства; организация исполнения планов законопроектных работ; контроль за исполнением планов законопроектной деятельности; методическое обеспечение подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов (далее - законопроекты); разработка законопроектов; участие в подготовке законопроектов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, включая правовую экспертизу концепций и проектов технических заданий на разработку законопроектов, подготовку правовых заключений на законопроекты, вносимые в Правительство; участие в подготовке проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства; сопровождение законопроектов в палатах Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Федеральное Собрание).
1.3. Законопроектная деятельность Министерства осуществляется на основе планов законопроектной деятельности Президента Российской Федерации, Правительства, а также планов Министерства по подготовке проектов федеральных законов.
1.4. Обеспечение взаимодействия Министерства с субъектами права законодательной инициативы, федеральными органами исполнительной власти, координация законопроектной деятельности структурных подразделений центрального аппарата Министерства (далее - структурные подразделения) и контроль за исполнением планов законопроектной деятельности Правительства возлагаются на статс-секретаря - заместителя Министра юстиции Российской Федерации.
1.5. Методическое и информационное обеспечение законопроектной деятельности Министерства осуществляется Департаментом государственной политики в сфере федеральной юстиции (далее - Департамент).
1.6. Руководители структурных подразделений обеспечивают соблюдение установленного настоящим Регламентом порядка организации и осуществления законопроектной деятельности в Министерстве, предоставление запрашиваемой Департаментом информации по вопросам законопроектной деятельности.
1.7. Порядок работы с документами в рамках законопроектной деятельности Министерства определяется настоящим Регламентом, регламентом Министерства и инструкцией по делопроизводству в Министерстве.
2.1. Проекты планов законопроектной деятельности Правительства разрабатываются Министерством с привлечением Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (далее - Институт) на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство.
2.2. Проекты планов законопроектной деятельности Правительства формируются в соответствии с программами социально-экономического развития страны, а также на основе концепции развития законодательства Российской Федерации.
2.3. Департамент обеспечивает координацию работы федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, по подготовке предложений в проекты планов.
2.4. В целях подготовки проекта плана законопроектной деятельности Правительства Департамент информирует федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, о сроках представления предложений.
2.5. Структурные подразделения до 1 сентября текущего года направляют свои предложения о разработке законопроектов (с учетом предложений территориальных органов и подведомственных Министерству федеральных служб) для включения в проект плана на будущий год в Департамент.
2.6. Предложение о разработке законопроекта, представляемое для включения в проект плана, должно содержать его рабочее наименование и концепцию, наименование федерального органа исполнительной власти - головного исполнителя и перечень соисполнителей, ориентировочные сроки (месяц, год) рассмотрения законопроекта в Правительстве и внесения его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), а также проект технического задания на разработку законопроекта.
Представление концепции и проекта технического задания не требуется для законопроектов, связанных с ратификацией международных договоров и соглашений Российской Федерации, проектов федеральных законов о бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов и их исполнении.
2.7. Концепции законопроектов и проекты технических заданий на разработку законопроектов должны быть подготовлены в соответствии с постановлением Правительства от 2 августа 2001 года N 576 (в ред. постановления Правительства от 20 августа 2004 года N 424) "Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 32, ст.3335) и пройти правовую экспертизу в Институте.
2.8. Концепции законопроектов и проекты технических заданий на разработку законопроектов, имеющих межотраслевой характер или предполагающих совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти, до представления на правовую экспертизу должны быть согласованы с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативное регулирование в соответствующих сферах деятельности.
2.9. В случае, если концепция законопроекта или проект технического задания на его разработку не согласованы с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативное регулирование в соответствующих сферах деятельности, предложение о разработке законопроекта возвращается Министерством не позднее чем в пятидневный срок с даты его поступления в Министерство, а предложение структурного подразделения - не позднее чем в пятидневный срок с даты его поступления в Департамент.
2.10. Подготовленные структурными подразделениями концепции законопроектов и проекты технических заданий на разработку законопроектов до согласования и правовой экспертизы в Институте должны быть согласованы со структурными подразделениями, деятельности которых они касаются, и завизированы статс-секретарем - заместителем Министра юстиции Российской Федерации (далее - статс-секретарь - заместитель Министра).
2.11. Предложения о разработке законопроектов (включая концепции и проекты технических заданий), поступившие от федеральных органов исполнительной власти, направляются Департаментом в структурные подразделения.
2.12. Структурные подразделения в рамках своей компетенции рассматривают предложения о разработке законопроектов и направляют в Департамент заключения о целесообразности их разработки и включения в проект плана.
2.13. Заключение структурного подразделения должно содержать:
2.13.1. предмет правового регулирования и его соответствие сфере федерального ведения или совместного ведения, установленной Конституцией Российской Федерации (с указанием конкретных статей и пунктов);
2.13.2. состояние нормативного регулирования в данной сфере, необходимость и достаточность предлагаемого законопроекта для урегулирования затрагиваемых общественных отношений;
2.13.3. соответствие предлагаемого законопроекта нормам Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, а также юридической практике;
2.13.4. оценку формы и вида предлагаемого законопроекта;
2.13.5. прогноз возможных последствий принятия предлагаемого законопроекта;
2.13.6. вывод о целесообразности (нецелесообразности) разработки законопроекта.
2.14. Департамент на основе обобщения заключений структурных подразделений подготавливает заключение Министерства на концепцию и проект технического задания.
2.15. Заключение Министерства помимо сведений, предусмотренных подпунктами 2.13.1-2.13.6, должно содержать сведения о соответствии концепции требованиям постановления Правительства от 2 августа 2001 года N 576.
Заключение подписывается статс-секретарем - заместителем Министра и направляется в федеральный орган исполнительной власти, внесший предложение.
2.16. При положительном заключении и признании целесообразности подготовки законопроекта структурными подразделениями Департамент включает предложение о разработке законопроекта в проект плана.
2.17. В случае отрицательного заключения Министерства и Института предложение не включается в проект плана, а вносится в перечень законопроектов, не включаемых в проект плана.
2.18. Проект плана и перечень законопроектов, не включаемых в проект плана, должны быть завизированы статс-секретарем - заместителем Министра.
2.19. Проект плана с приложением копий предложений федеральных органов исполнительной власти, копий заключений Министерства и Института, а также перечня законопроектов, не включаемых в проект плана, вносятся в Правительство за подписью Министра юстиции Российской Федерации (далее - Министр).
2.20. Проект плана представляет собой перечень законопроектов в виде таблицы, в которой помимо наименований законопроектов должны содержаться данные о сроках их рассмотрения на заседании Правительства и внесения в Государственную Думу, а также состав ответственных за подготовку и сопровождение законопроектов.
В пояснении к каждому законопроекту указываются обоснование необходимости его разработки, краткое изложение концепции законопроекта, мнения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 2.8 настоящего Регламента, Института.
2.21. Разработка и внесение в Правительство предложений об изменении планов законопроектной деятельности Правительства, предусматривающих включение в него законопроектов, осуществляются на основе мотивированных предложений федеральных органов исполнительной власти и структурных подразделений в порядке, установленном пунктами 2.1-2.15 настоящего Регламента.
2.22. Поступившие на заключение в Министерство концепции и проекты технических заданий по законопроектам, разработка которых предусмотрена правовыми актами и поручениями Президента Российской Федерации или Правительства, рассматриваются в порядке, предусмотренном пунктами 2.11-2.15 настоящего Регламента.
3.1. Департамент в десятидневный срок после поступления в Министерство утвержденного плана законопроектной деятельности Правительства готовит распоряжение Министерства о мерах по выполнению плана законопроектной деятельности Правительства на соответствующий год, которым утверждается перечень должностных лиц, ответственных за подготовку и сопровождение законопроектов, проведение правовой экспертизы проектов федеральных законов (далее - Перечень).
3.2. Перечень включает: ответственных за подготовку, сопровождение законопроектов и проведение правовой экспертизы проектов федеральных законов руководителей структурных подразделений, номера пунктов плана законопроектной деятельности Правительства, сроки рассмотрения законопроекта на заседании Правительства и внесения в Государственную Думу.
3.3. Перечень согласовывается с заинтересованными структурными подразделениями и курирующими их заместителями Министра.
3.4. Контроль за исполнением распоряжения Министерства о мерах по выполнению плана законопроектной деятельности Правительства осуществляет статс-секретарь - заместитель Министра.
3.5. Структурные подразделения не позднее первого числа первого месяца каждого квартала направляют в Департамент информацию о ходе выполнения плана законопроектной деятельности Правительства.
3.6. В целях организации исполнения плана законопроектной деятельности Правительства Департамент ежеквартально обобщает информацию, поступающую из федеральных органов исполнительной власти и структурных подразделений, подготавливает и направляет в Правительство до десятого числа месяца, следующего за истекшим кварталом, информацию о ходе выполнения планов законопроектной деятельности Правительства.
3.7. Информация о ходе выполнения плана законопроектной деятельности Правительства сводится в таблицу, в которой указываются: наименования законопроектов; сроки рассмотрения на заседании Правительства и внесения в Государственную Думу; состав ответственных за подготовку и сопровождение законопроектов, проведение правовой экспертизы проектов федеральных законов; сведения о ходе разработки законопроектов, представлении законопроектов в Правительство, внесении в Государственную Думу, изменении наименований законопроектов, сроков их представления в Правительство, а также о результатах правовой экспертизы в Министерстве.
4.1. План Министерства по подготовке проектов федеральных законов (далее -План Министерства) включает в себя перечень всех законопроектов, разрабатываемых структурными подразделениями Министерства, в том числе подготавливаемых в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства, а также по собственной инициативе.
4.2. В целях формирования Плана Министерства структурные подразделения до первого октября текущего года представляют в Департамент предложения о разработке законопроектов.
При формировании Плана Министерства учитываются предложения структурных подразделений о разработке законопроектов, направленные для включения в проект плана законопроектной деятельности Правительства.
4.3. План Министерства представляет собой перечень законопроектов в виде таблицы, в котором помимо наименований законопроектов должны содержаться сведения об основаниях их разработки, сроках представления Президенту Российской Федерации или в Правительство, а также указание на объемы и порядок финансирования законопроектных работ.
4.4. План Министерства должен быть согласован с заинтересованными структурными подразделениями. Согласованный План Министерства визируется статс-секретарем - заместителем Министра, утверждается распоряжением Министерства и направляется в Правительство.
4.5. Разработка структурными подразделениями законопроектов, не предусмотренных Планом Министерства, не допускается. В случае необходимости разработки законопроекта (по поручению Правительства или Президента Российской Федерации) или исключения законопроекта из Плана Министерства на соответствующий год после его утверждения предложение о разработке или исключении законопроекта вносится в Департамент одновременно с проектом распоряжения о внесении изменений в План Министерства.
4.6. Не позднее первого числа первого месяца каждого квартала структурные подразделения направляют в Департамент информацию о ходе выполнения Плана Министерства.
4.7. Департамент ежеквартально подготавливает и направляет в Правительство не позднее десятого числа первого месяца каждого квартала информацию о ходе выполнения Плана Министерства.