ПРИКАЗ
от 21 ноября 2005 года N 139
(с изменениями на 17 сентября 2010 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минтранса России от 16 июня 2008 года N 91 (Российская газета, N 145, 09.07.2008);
приказом Минтранса России от 15 мая 2009 года N 76 (Российская газета, N 99, 03.06.2009).
приказом Минтранса России от 17 сентября 2010 года N 201 (Российская газета, N 277, 08.12.2010).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Настоящий документ включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2467 (пункт 28).
Срок действия соответствующего пункта в указанном Перечне - до 1 сентября 2025 года.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.I), ст.3)
приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации.
Министр
И.Левитин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
20 января 2006 года,
регистрационный N 7401
ПОЛОЖЕНИЕ
об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации
(с изменениями на 17 сентября 2010 года)
1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Трудовой кодекс Российской Федерации) в целях обеспечения безопасности полетов, снижения утомляемости и сохранения здоровья членов экипажей воздушных судов.
2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов, имеющих действующие сертификаты (свидетельства), предоставляющие право выполнения работы на борту воздушного судна в составе экипажа, включая курсантов летных учебных заведений и стажеров (далее - члены экипажа).
3. Нормы настоящего Положения являются обязательными при разработке руководства по производству полетов эксплуатантов (далее - РПП), составлении графиков работы членов экипажей и расписаний движения воздушных судов эксплуатантов.
Эксплуатант разрабатывает положения, регламентирующие режимы работы и отдыха членов экипажей в соответствии с нормами настоящего Положения, и включает РПП с учетом мнения выборного органа профсоюзной организации, входящей в общероссийский профсоюз и представляющей интересы членов летных и кабинных экипажей (далее - представители работников) (абзац дополнительно включен с 20 июля 2008 года приказом Минтранса России от 16 июня 2008 года N 91).
4. Член летного экипажа имеет право отказаться от дальнейшего выполнения трудовых обязанностей, когда он настолько утомлен, что это может неблагоприятно повлиять на безопасность полета, в порядке, установленном в РПП.
5. Рабочее время члена экипажа воздушного судна состоит из времени полетной смены, времени работы на земле между полетными сменами и времени перемещения в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя.
6. Нормальная продолжительность рабочего времени члена летного экипажа и бортоператора не может превышать 36 часов в неделю.
Нормальная продолжительность рабочего времени бортпроводника не может превышать 40 часов в неделю.
Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы члена экипажа не может превышать 8 часов. Исключением являются случаи применения суммированного учета рабочего времени, установленные пунктом 7 настоящего Положения.
7. В тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, установленная пунктом 6 настоящего Положения, членам экипажей устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода не более одного месяца. Учетный период может быть увеличен до квартала с учетом мнения представителей работников (абзац в редакции, введенной в действие с 20 июля 2008 года приказом Минтранса России от 16 июня 2008 года N 91, - см. предыдущую редакцию).
Продолжительность рабочего времени за учетный период не может превышать нормального числа рабочих часов.
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представителей работников.
Член экипажа освобождается от выполнения трудовых обязанностей, если он отработал установленную норму рабочего времени в учетном периоде. Исключением являются случаи, предусмотренные пунктом 8 настоящего Положения.
8. Привлечение к сверхурочным работам производится работодателем с письменного согласия члена экипажа в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
В других случаях привлечение к сверхурочным работам допускается с письменного согласия члена экипажа и с учетом мнения представителей работников для выполнения полетов, связанных с перевозкой пассажиров, багажа, грузов и почты (далее - транспортные полеты), и полетов при выполнении авиационных работ.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого члена экипажа четырех часов сверх установленной продолжительности полетной смены в течение двух дней подряд (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 39 настоящего Положения), 20 часов в месяц и 120 часов в год.
При этом продолжительность полетной смены с учетом времени сверхурочных работ не может превышать максимально допустимую продолжительность полетной смены, установленную пунктами 16, 17 и 41 настоящего Положения. Исключением являются случаи, предусмотренные пунктом 39 настоящего Положения.
9. Период рабочего времени с начала времени предполетной подготовки до завершения послеполетных работ (далее - полетная смена) включает:
а) время процедур, связанных с прохождением предполетного медицинского, таможенного, пограничного контроля и оформлением полетной документации перед вылетом, исчисляемое с момента явки члена экипажа на вылет в соответствии с РПП до момента начала полетного времени (далее - время предполетной подготовки);
б) время с начала запуска двигателя (двигателей) на воздушном судне перед взлетом до момента выключения двигателя (двигателей) после окончания полета - для самолетов, с момента начала вращения лопастей несущих винтов и до момента их полной остановки - для вертолетов (далее - полетное время);
в) время регламентированного технологического перерыва;
г) время кратковременных перерывов;
д) время послеполетных работ с момента окончания полетного времени до момента окончания полетной смены (завершение послеполетных работ) в соответствии с РПП;
е) время стоянки во внебазовых аэропортах при промежуточных посадках без смены экипажа и предоставления условий для отдыха в гостинице или специальном помещении для отдыха, обеспечивающих возможность полноценного отдыха без отвлекающих факторов и соответствующих действующим санитарно-гигиеническим требованиям (далее - условия для отдыха);
ж) время задержки вылета без предоставления условий для отдыха.
10. Продолжительность времени предполетной подготовки и послеполетных работ устанавливается в РПП с учетом технологического графика подготовки конкретного типа воздушного судна к вылету и по прилете.
11. Продолжительность полетного времени при выполнении полетов на всех типах воздушных судов не может превышать 80 часов за один календарный месяц, 240 часов в квартал, 800 часов за календарный год (пункт в редакции, введенной в действие с 19 декабря 2010 года приказом Минтранса России от 17 сентября 2010 года N 201, - см. предыдущую редакцию).
12. Продолжительность полетного времени, установленная пунктом 11 настоящего Положения, с письменного согласия члена экипажа и с учетом мнения представителей работника может быть увеличена до 90 часов за один календарный месяц, до 270 часов в квартал, до 900 часов за календарный год (пункт в редакции, введенной в действие с 19 декабря 2010 года приказом Минтранса России от 17 сентября 2010 года N 201, - см. предыдущую редакцию).
13. Член экипажа может быть привлечен к выполнению работы на земле после завершенной полетной смены не ранее окончания времени ежедневного отдыха, установленного пунктами 55, 56, 57, 59 настоящего Положения, и не позднее 12-часового периода отдыха перед началом очередной полетной смены.
14. Время работы члена экипажа на земле между полетными сменами включает:
а) время прохождения предварительных подготовок к полетам, разборов полетов, профессиональной учебы, тренировки на тренажерах, проверки знаний, оформления полетной и другой служебной документации, изучения документов, регламентирующих организацию, обеспечение и выполнение полетов;
б) время дежурства и пребывания в резерве;
в) время пребывания по заданию (распоряжению) работодателя во внебазовом аэропорту в целях продолжения выполнения задания на полет (далее - время ожидания вылета во внебазовых аэропортах между полетными сменами) в размере, установленном пунктом 27 настоящего Положения;
г) время погрузки и выгрузки воздушных судов;
д) время выполнения иных трудовых обязанностей, не связанных с выполнением задания на полет.
Время начала и окончания работы на земле, указанной в подпунктах "а" и "д", устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации.
15. Продолжительность полетной смены минимального состава экипажа, разрешенного руководством по летной эксплуатации данного типа воздушного судна, устанавливается работодателем в зависимости от базового времени явки на вылет и количества посадок, запланированных заданием на полет.
При этом базовым временем следует считать местное время аэропорта постоянного места работы члена экипажа (далее - базовый аэропорт) или внебазового аэропорта, если член экипажа находится во внебазовом аэропорту 48 часов и более.
16. Максимально допустимая продолжительность полетной смены члена летного экипажа в течение суток (любые последовательные 24 часа) не может превышать значений, указанных в приложениях N 1-4 к Положению. Исключение составляют случаи, предусмотренные пунктом 39 настоящего Положения.
17. Максимально допустимая продолжительность полетной смены члена кабинного экипажа в течение суток (любые последовательные 24 часа) не может превышать значений, указанных в приложении N 1 к Положению. Исключение составляют случаи, предусмотренные пунктом 39 настоящего Положения.
18. В том случае, если плановая продолжительность полетной смены превышает максимально допустимую, установленную пунктами 16, 17 настоящего Положения, для выполнения функций члена экипажа в полете на время регламентированного технологического перерыва вводятся дополнительные члены экипажа (далее - увеличенный состав экипажа) (пункт в редакции, введенной в действие с 14 июня 2009 года приказом Минтранса России от 15 мая 2009 года N 76, - см. предыдущую редакцию).
19. Продолжительность полетной смены увеличенного состава летного экипажа устанавливается работодателем в зависимости от числа дополнительных членов летного экипажа и количества посадок, запланированных заданием на полет (пункт в редакции, введенной в действие с 14 июня 2009 года приказом Минтранса России от 15 мая 2009 года N 76, - см. предыдущую редакцию).
20. Максимально допустимая продолжительность полетной смены увеличенным составом летного экипажа в течение 24 часов не может превышать значений, указанных в приложении N 5 к Положению. Исключение составляют случаи, предусмотренные пунктом 39 настоящего Положения (пункт в редакции, введенной в действие с 14 июня 2009 года приказом Минтранса России от 15 мая 2009 года N 76, - см. предыдущую редакцию).
21. Количество дополнительных членов кабинного экипажа устанавливается в РПП и зависит от:
а) продолжительности полетной смены и количества посадок;
б) типа воздушного судна;
в) видов обслуживания пассажиров по классам, предусмотренным в полете (первый, бизнес-класс, экономический).
22. Выполнение полетов увеличенным составом экипажа может осуществляться только при условии обеспечения дополнительных членов экипажа в салоне пассажирского или грузового воздушного судна специальными местами, оборудованными креслами с возможностью быстрого доступа к кислородному оборудованию, при этом с учетом конструктивных особенностей конкретного воздушного судна кресла в салоне пассажирского воздушного судна должны быть изолированными от пассажиров.
23. Время регламентированного технологического перерыва включается во время полетной смены в полном размере.
24. В период времени пребывания на дежурстве и в резерве включается время, в течение которого член экипажа по распоряжению работодателя находится в установленном месте с условиями для отдыха при постоянной готовности к выполнению задания на полет.
25. Член экипажа может быть назначен в резерв не более четырех раз за учетный период. Продолжительность времени пребывания на дежурстве и в резерве не может превышать 12 часов в течение непрерывных 24 часов.