Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

Утверждены
на сороковом заседании
Совета по железнодорожному транспорту
25 февраля 2005 года


Приложение N 13



ПРАВИЛА
перевозок грузов в прямом международном железнодорожно-паромном
сообщении через порты Кавказ (Россия) и Поти (Грузия)


Настоящие правила определяют порядок и условия перевозок грузов в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении через порты Кавказ (Россия) и Поти (Грузия) (далее - Правила) и имеют обязательную силу как для участвующих в перевозке железных дорог и судовладельцев, так и для отправителей и получателей грузов.

В настоящих Правилах используются следующие основные понятия и сокращения:

1. "Компетентные органы Сторон" - органы исполнительной власти, ведающие железнодорожным транспортом, или центральные органы железных дорог государств - участников Содружества независимых государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики.

2. "Железные дороги" - все железные дороги одной страны.

3. "Судовладелец" - лицо, эксплуатирующее судно от своего имени независимо от того, является ли оно собственником судна или эксплуатирует его на ином законном основании, осуществляющее перевозку грузов на морском участке пути между портами Кавказ (Россия) и Поти (Грузия).

4. "Станция" - железнодорожная станция.

5. СМГС - Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении.

6. СИ к СМГС - служебная инструкция к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении.

7. ОП СМГС - Соглашение между железнодорожными администрациями государств - участников Содружества независимых государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики об особенностях применения отдельных норм СМГС.

§ 1. Общие положения

1. Настоящие Правила регулируют взаимоотношения, возникающие между железными дорогами с одной стороны, судовладельцем - со второй стороны и отправителями, получателями - с третьей стороны при перевозках грузов, и условия перевозок грузов в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении по железным дорогам государств - участников Содружества независимых государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики и морскому участку между портами Кавказ (Россия) и Поти (Грузия) (далее - прямое международное железнодорожно-паромное сообщение), а также определяют их права, обязанности и ответственность.

Взаимоотношения между железными дорогами при перевозках грузов в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении основываются на положениях СМГС, СИ к СМГС, ОП СМГС, Правил комплексных расчетов между железнодорожными администрациями государств - участников Содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики и других общепризнанных нормативно-правовых документов, Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами и контейнерами в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении через порты Кавказ (Россия) и Поти (Грузия).

Все изменения и дополнения, вносимые в указанные документы, применяются при перевозке грузов в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении.

2. К обращению в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении допускаются грузовые вагоны, отвечающие действующим техническим требованиям приложения 3 Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств, а также другим нормативным документам, обязательным для железнодорожных администраций государств - участников Содружества независимых государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, требованиям Правил эксплуатации грузовых вагонов и контейнеров принадлежности государств - участников Содружества независимых государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении.

Вагоны, следующие в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении, должны иметь осевую нагрузку не более 23,5 т включительно и соответствовать габаритам для вагонов колеи 1520 мм.

3. Перевозки грузов в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении оформляются накладной СМГС с включением в нее реквизитов припортовых станций для перевозки паромом по морскому участку.

4. Перевозки грузов транзитом по железным дорогам Грузии и России на условиях настоящих Правил между странами, железные дороги которых не участвуют в СМГС, осуществляются на условиях, определяемых железнодорожными администрациями Грузии и России.

5. Перевозки грузов транзитом между станциями железных дорог государств - участников Содружества независимых государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики осуществляются в порядке и на условиях, предусмотренных тарифами, применяемыми железными дорогами, установленными для данного международного сообщения.

§ 2. Обязанность железных дорог и судовладельцев производить перевозки

1. Железные дороги и судовладельцы обязаны осуществлять перевозки грузов в прямом железнодорожно-паромном сообщении, если:

1.1. Перевозка грузов предусмотрена в плане перевозок.

1.2. Отправители выполняют настоящие Правила.

1.3. Выполнению перевозки не препятствуют обстоятельства, которые железные дороги и судовладельцы не могут предотвратить и устранение которых от них не зависит.

2. По указанию соответствующих правительственных органов, а также при стихийных явлениях компетентные органы Сторон могут распорядиться:

Временно прекратить перевозки в данном сообщении полностью или частично.

Временно прекратить прием некоторых грузов или допустить прием их на определенных условиях.

Об этих распоряжениях с указанием срока прекращения приема грузов к перевозке компетентные органы сторон, принимаемых данное решение, извещают железные дороги и судовладельцев, а также грузовладельцев порядком, установленным СМГС и СИ к СМГС.

§ 3. Предметы, не допускаемые к перевозке


К перевозке в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении не допускаются:

1. Предметы, составляющие монополию почтовых ведомств.

2. Разрывные снаряды, огнестрельные и боевые припасы, кроме охотничьих и спортивных.

3. Опасные грузы, перевозка которых не предусмотрела Правилами перевозок опасных грузов.

4. Мелкие отправки.

§ 4. Перевозка грузов на особых условиях


Перевозка грузов на особых условиях осуществляется в соответствии со статьей 5 СМГС. При этом по грузам, которые допускаются к перевозке только после предварительного согласования с железными дорогами, требуется согласование их перевозки также и с судовладельцами.

§ 5. Заключение договора перевозки

1. Договоры перевозки грузов в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении заключаются железными дорогами стран отправления с грузоотправителями и оформляются накладной СМГС.

2. На каждую отправку отправитель обязан составить накладную по форме приложения 12.1 или 12.2 к СМГС с указанием в графе 7 накладной СМГС пограничных станций и портов передачи Кавказ (Россия) и Поти (Грузия), через которые должен проследовать груз. Накладная должна быть заполнена в соответствии с приложением 12.5 к СМГС и дополнительными указаниями, изложенными в разделах 1 и 2 приложения 3 к ОП СМГС.

При оплате перевозки за морской участок пути через экспедиторскую организацию, имеющую договор с судовладельцем, в графу 4 "Особые заявления отправителя" проставляется отметка: "Оплата за морской участок по договору N … от … - ______________________(сокращенное наименование экспедиторской организации)".

При оплате перевозки за морской участок пути отправителями или получателями по прямому договору с судовладельцем в графу 4 "Особые заявления отправителя" проставляется отметка: "Оплата за паром - по договору N _______".

К накладной прикладывается необходимое количество дополнительных экземпляров дорожной ведомости по форме приложения 12.3 и 12.4 к СМГС, в том числе:

- два экземпляра для железной дороги отправления;

- один экземпляр для судовладельца;

- по одному экземпляру для каждой участвующей в перевозке транзитной железной дороги.

Все грузы должны быть поименованы в соответствии с Гармонизированной номенклатурой грузов.

3. Отправитель несет ответственность за правильность сведений, указанных в накладной, за все последствия от неправильного, неточного и неполного указания этих сведений в соответствии со статьей 12 СМГС.

Договор перевозки считается заключенным с момента приема станцией отправления груза и накладной к перевозке. Прием к перевозке удостоверяется наложением календарного штемпеля станции отправления на накладную, а также на дополнительные листы, прикрепленные к накладной в соответствии с § 12 статьи 7 СМГС.

§ 6. Прием груза к перевозке

1. Прием груза к перевозке производится повагонными и контейнерными отправками в соответствии со статей 8 СМГС.

2. По одной накладной принимаются к перевозке грузы массой, не превышающей максимальной грузоподъемности вагона, или длинномерные грузы, для перевозки которых требуется соединить не более трех вагонов (сцеп).

3. Не допускается совместная перевозка по одной накладной в одном вагоне:

3.1. Скоропортящихся грузов с другими скоропортящимися грузами при различном способе их обслуживания.

3.2. Скоропортящихся грузов с нескоропортящимися грузами, если в соответствии с приложением 4 к СМГС скоропортящиеся грузы требуют соблюдения температурного режима или другого специального обслуживания.

3.3. Грузов, указанных в § 7 статьи 5 СМГС, вместе с другими грузами, если совместная их погрузка в один вагон запрещена приложением 2 к СМГС (Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам).

3.4. Грузов, которые в соответствии с внутренними правилами, действующими на железной дороге отправления, не допущены к совместной перевозке в одном вагоне.

3.5. Грузов, перевозимых навалом, с другими грузами. Упаковка, маркировка, взвешивание и погрузка груза производятся в соответствии со статьей 9 СМГС.

Размещение и крепление грузов в вагонах производятся в соответствии с Техническими условиями погрузки и крепления грузов (ТУ). В графе 11 накладной СМГС после наименования груза отправитель делает отметку: "Груз размещен и укреплен согласно главе _ §_ ТУ".

При погрузке грузов, не предусмотренных ТУ, отметки о правильности погрузки по чертежам и примененных реквизитах крепления делаются в графе 93 листов 4, 5 перевозочных документов СМГС, которые заверяются подписями ответственных работников железной дороги и отправителя.

Если в процессе перевозки обнаружится неисправность крепления либо несоответствие его указанным Техническим условиям, сдающая сторона, на ответственности которой находится груз, устраняет недостатки в креплении груза.

Под сдающей стороной понимается сторона, указанная в пункте 2 § 9 настоящих Правил.

Дополнительные крепления груза в вагонах, крепление и раскрепление груженых и порожних вагонов на пароме осуществляются силами и средствами судовладельца по технологии, предусмотренной Правилами технической эксплуатации парома.

Оплата указанных услуг осуществляется на основании договора, заключенного между судовладельцем и грузоотправителем или экспедитором.

§ 7. Сопроводительные документы по выполнению таможенных и
других правил

1. Если в настоящих Правилах не указано иное, то в части сопроводительных документов для выполнения таможенных и других правил действуют положения статьи 11 СМГС.

2. Железные дороги и судовладельцы не обязаны проверять правильность и достаточность документов, приложенных отправителем к накладной.

Отправитель несет ответственность перед железными дорогами и судовладельцем за последствия, вызванные отсутствием, недостаточностью, неполнотой или неправильностью этих документов. Если по этой причине будет задержана дальнейшая перевозка или выдача груза, то за время задержки взыскиваются все платежи и возмещаются расходы, связанные с задержкой вагонов в соответствии с СМГС.

О продолжительности и причине задержки груза железная дорога или судовладелец в зависимости от того, на каком участке пути произошла задержка, должны составить акт общей формы по форме приложения 34 к СИ к СМГС и сделать отметку об акте в накладной в графе 93 "Отметки железной дороги".

§ 8. Пломбирование вагонов и контейнеров


Пломбирование вагонов и контейнеров производится в соответствии со статьей 9 СМГС и Правилами применения запорно-пломбировочных устройств при перевозке грузов в вагонах и контейнерах по железным дорогам государств - участников Содружества независимых государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики.

§ 9. Передача груженых и порожних вагонов, контейнеров в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении через порты Кавказ (Россия) и Поти (Грузия)

1. Организация работы и взаимодействия припортовой станции и судовладельца по выполнению операций, связанных с передачей вагонов, регламентируется соглашением между железной дорогой и судовладельцем, разработанным в соответствии с настоящими Правилами.

Эксплуатация, учет вагонов, контейнеров и расчеты за их пользование на железных дорогах производится в соответствии с Правилами эксплуатации грузовых вагонов и контейнеров принадлежности государств - участников Содружества независимых государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении Кавказ (Россия) - Поти (Грузия).

2. Железные дороги и судовладельцы, осуществляющие прием-сдачу грузов, в дальнейшем именуются "сдающая сторона" или "принимающая сторона".

Передача вагонов и контейнеров осуществляется на станциях Кавказ Северо-Кавказской железной дороги и Поти Грузинской железной дороги.

Прием и сдача вагонов и контейнеров в техническом и коммерческом отношениях в режиме раздельных бригад производятся:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»