Действующий

О назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью

Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ПИСЬМО

от 7 июня 2005 года N 67


О назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи
с педагогической деятельностью


В Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации и территориальные профсоюзные организации, а также в судебные органы обращаются за защитой своих прав работники образовательных учреждений, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей и которым отказывают в назначении досрочно трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

1. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, не включают в стаж следующие периоды трудовой деятельности:

- работу в должностях воспитателей групп продленного дня, интернатов при школе, общежитий образовательных учреждений, воспитателей по физкультуре, по изобразительному искусству и другим видам воспитательной работы, ссылаясь на то, что в утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", таких наименований должностей не предусмотрено, а имеется только должность "воспитатель";

- периоды нахождения работников на курсах повышения квалификации, в служебных командировках (как в период учебного года, так и в каникулярный период), в учебных отпусках, ссылаясь на то, что в эти периоды времени педагогические работники не выполняют норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, а по возвращении не отрабатывают эту норму в другой отрезок времени;

- периоды работы, осуществлявшейся учителями, преподавателями помимо основной работы в том же учреждении, обосновывая это тем, что отдельного трудового договора о работе учителями и преподавателями с работниками не заключалось, а работа выполнялась на основании приказа по образовательному учреждению, устанавливающему лишь объем учебной нагрузки.

Профсоюз считает отказы по таким мотивам неправомерными. Обоснования неправомерности отказов приводятся в приложении к настоящему письму.

2. Значительное количество обращений в профсоюз, а также жалоб в судебные органы связано с применением постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В обращениях и жалобах работники исходят из того, что установленное указанным постановлением правовое регулирование порядка реализации права на назначение досрочно трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью не обеспечивает принцип равенства, гарантирующий защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, а также устанавливает различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Например, установлены следующие неоправданные различия в пенсионных правах:

- периоды работы в должностях педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, инструкторов по труду в одних учреждениях для детей включаются в стаж, дающий право на досрочно назначаемую трудовую пенсию, а в других учреждениях, относящихся к общему понятию "учреждения для детей", не включаются;

- для музыкальных руководителей по сравнению с другими работниками, осуществляющими педагогическую деятельность, установлено дополнительное требование по подтверждению выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, за все 25 лет работы в этой должности, тогда как остальным педагогическим работникам такие сведения необходимо предоставлять только с 1 сентября 2000 года;

- для всех работников, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях начального и среднего профессионального образования, при включении в стаж периодов работы установлено дополнительное требование о наличии не менее 50% обучающихся до 18 лет;

- руководители дошкольных образовательных учреждений, межшкольных учебных комбинатов, учреждений дополнительного образования детей и их заместители с 1 января 1999 года (в отличие от других руководителей образовательных учреждений) вообще утратили право на трудовую пенсию, назначаемую досрочно, причем даже в тех случаях, когда они одновременно ведут педагогическую работу в том же учреждении;

- для работников, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей, право на трудовую пенсию, назначаемую до общеустановленного пенсионного возраста, ограничено наличием на 1 января 2001 года стажа работы в должностях и в учреждениях для детей не менее 16 лет и 8 месяцев, а при меньшем стаже это право утрачивается;

- для всех работников, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей (кроме учителей начальных классов и учителей-предметников сельских школ) после 1 сентября 2000 года, установлено дополнительное ограничение, связанное с требованием по подтверждению выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, тогда как пунктом 10 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" таких ограничений не установлено.

Кроме того, при исчислении стажа не учитываются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17.12.59 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшим на момент приобретения права.

Вместе с тем Конституционный суд РФ (далее - КС РФ) при рассмотрении вопросов пенсионного обеспечения граждан, в том числе в случаях назначения трудовой пенсии досрочно в связи с педагогической деятельностью, указал на следующие основные правовые позиции.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2; 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1); 18, 19; 55 (ч.1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (постановление КС РФ от 29.01.2004 N 2-П).

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (ч.1); 2, 18; 54 (ч.1), 55 (ч.2) и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановление КС РФ от 29.01.2004 N 2-П).

Правовая позиция, изложенная КС РФ в постановлении от 24.05.2001, конкретизирована в Определении от 05.11.2002 по жалобе гражданина Ю.И.Спесивцева на нарушение его конституционных прав положениями статей 12 и 133.1 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. Как указал КС РФ, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права (постановление КС РФ от 29.01.2004 N 2-П).

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (постановление КС РФ от 03.06.2004 N 11-П).

КС РФ, рассматривая запрос Законодательного собрания Тверской области о проверке конституционности пунктов 2 и 3 постановления Правительства РФ от 22.09.99 N 1067, в определении от 06.12.2001 N 310-О указал, что из Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не вытекает, что Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения педагогических работников и по своему усмотрению вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет (постановление КС РФ от 03.06.2004 N 11-П).

Из содержания пункта 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающего, что списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 данной статьи, в том числе список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, при необходимости утверждаются Правительством РФ, не вытекает, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этих категорий работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение. При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство РФ связано не только законодательными нормами, но и обязано учитывать предписания статьи 15 (ч.1) Конституции РФ, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (определение КС РФ от 18.06.2004 N 197-О).

Принимая во внимание изложенные в настоящем письме доводы, просим вас принять необходимые меры по приведению норм постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в соответствие с положениями Конституции РФ и правовыми позициями Конституционного суда РФ, предусматривающими недопущение дискриминации в пенсионных правах работников образования, придания обратной силы законам и отмены приобретенных ранее прав.

Председатель профсоюза
Г.И.Меркулова