Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ПИСЬМО

от 7 июня 2005 года N 67


О назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи
с педагогической деятельностью


В Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации и территориальные профсоюзные организации, а также в судебные органы обращаются за защитой своих прав работники образовательных учреждений, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей и которым отказывают в назначении досрочно трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

1. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, не включают в стаж следующие периоды трудовой деятельности:

- работу в должностях воспитателей групп продленного дня, интернатов при школе, общежитий образовательных учреждений, воспитателей по физкультуре, по изобразительному искусству и другим видам воспитательной работы, ссылаясь на то, что в утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", таких наименований должностей не предусмотрено, а имеется только должность "воспитатель";

- периоды нахождения работников на курсах повышения квалификации, в служебных командировках (как в период учебного года, так и в каникулярный период), в учебных отпусках, ссылаясь на то, что в эти периоды времени педагогические работники не выполняют норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, а по возвращении не отрабатывают эту норму в другой отрезок времени;

- периоды работы, осуществлявшейся учителями, преподавателями помимо основной работы в том же учреждении, обосновывая это тем, что отдельного трудового договора о работе учителями и преподавателями с работниками не заключалось, а работа выполнялась на основании приказа по образовательному учреждению, устанавливающему лишь объем учебной нагрузки.

Профсоюз считает отказы по таким мотивам неправомерными. Обоснования неправомерности отказов приводятся в приложении к настоящему письму.

2. Значительное количество обращений в профсоюз, а также жалоб в судебные органы связано с применением постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В обращениях и жалобах работники исходят из того, что установленное указанным постановлением правовое регулирование порядка реализации права на назначение досрочно трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью не обеспечивает принцип равенства, гарантирующий защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, а также устанавливает различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Например, установлены следующие неоправданные различия в пенсионных правах:

- периоды работы в должностях педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, инструкторов по труду в одних учреждениях для детей включаются в стаж, дающий право на досрочно назначаемую трудовую пенсию, а в других учреждениях, относящихся к общему понятию "учреждения для детей", не включаются;

- для музыкальных руководителей по сравнению с другими работниками, осуществляющими педагогическую деятельность, установлено дополнительное требование по подтверждению выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, за все 25 лет работы в этой должности, тогда как остальным педагогическим работникам такие сведения необходимо предоставлять только с 1 сентября 2000 года;

- для всех работников, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях начального и среднего профессионального образования, при включении в стаж периодов работы установлено дополнительное требование о наличии не менее 50% обучающихся до 18 лет;

- руководители дошкольных образовательных учреждений, межшкольных учебных комбинатов, учреждений дополнительного образования детей и их заместители с 1 января 1999 года (в отличие от других руководителей образовательных учреждений) вообще утратили право на трудовую пенсию, назначаемую досрочно, причем даже в тех случаях, когда они одновременно ведут педагогическую работу в том же учреждении;

- для работников, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей, право на трудовую пенсию, назначаемую до общеустановленного пенсионного возраста, ограничено наличием на 1 января 2001 года стажа работы в должностях и в учреждениях для детей не менее 16 лет и 8 месяцев, а при меньшем стаже это право утрачивается;

- для всех работников, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей (кроме учителей начальных классов и учителей-предметников сельских школ) после 1 сентября 2000 года, установлено дополнительное ограничение, связанное с требованием по подтверждению выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, тогда как пунктом 10 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" таких ограничений не установлено.

Кроме того, при исчислении стажа не учитываются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17.12.59 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшим на момент приобретения права.

Вместе с тем Конституционный суд РФ (далее - КС РФ) при рассмотрении вопросов пенсионного обеспечения граждан, в том числе в случаях назначения трудовой пенсии досрочно в связи с педагогической деятельностью, указал на следующие основные правовые позиции.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2; 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1); 18, 19; 55 (ч.1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (постановление КС РФ от 29.01.2004 N 2-П).

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (ч.1); 2, 18; 54 (ч.1), 55 (ч.2) и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановление КС РФ от 29.01.2004 N 2-П).

Правовая позиция, изложенная КС РФ в постановлении от 24.05.2001, конкретизирована в Определении от 05.11.2002 по жалобе гражданина Ю.И.Спесивцева на нарушение его конституционных прав положениями статей 12 и 133.1 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. Как указал КС РФ, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права (постановление КС РФ от 29.01.2004 N 2-П).

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (постановление КС РФ от 03.06.2004 N 11-П).

КС РФ, рассматривая запрос Законодательного собрания Тверской области о проверке конституционности пунктов 2 и 3 постановления Правительства РФ от 22.09.99 N 1067, в определении от 06.12.2001 N 310-О указал, что из Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не вытекает, что Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения педагогических работников и по своему усмотрению вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет (постановление КС РФ от 03.06.2004 N 11-П).

Из содержания пункта 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающего, что списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 данной статьи, в том числе список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, при необходимости утверждаются Правительством РФ, не вытекает, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этих категорий работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение. При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство РФ связано не только законодательными нормами, но и обязано учитывать предписания статьи 15 (ч.1) Конституции РФ, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (определение КС РФ от 18.06.2004 N 197-О).

Принимая во внимание изложенные в настоящем письме доводы, просим вас принять необходимые меры по приведению норм постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в соответствие с положениями Конституции РФ и правовыми позициями Конституционного суда РФ, предусматривающими недопущение дискриминации в пенсионных правах работников образования, придания обратной силы законам и отмены приобретенных ранее прав.

Председатель профсоюза
Г.И.Меркулова

     

Приложение
к письму ЦК профсоюза работников
народного образования и науки РФ
от 7 июня 2005 года N 67

     
Обоснование неправомерности отказов во включении в стаж для назначения
досрочно трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью
определенных периодов работы

     

     

I. По периодам работы в должностях воспитателей


Действительно, в списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, предусмотрена должность "воспитатель", т.е. без уточнения конкретной трудовой функции воспитателя. Такой же подход определен в списке и по другим должностям: "учитель", "преподаватель", "мастер производственного обучения" и др.

Вместе с тем если в трудовой книжке учителя, преподавателя и др. имеется указание на их конкретную трудовую функцию ("учитель начальных классов", "учитель музыки", "преподаватель электротехники", "мастер производственного обучения по автоделу" и т.д.), пенсионные органы не рассматривают это как препятствие для включения в стаж периодов такой работы, тогда как указание на трудовую функцию воспитателя (воспитатель группы продленного дня, воспитатель интерната при школе, воспитатель общежития, воспитатель по физкультуре, по изобразительному искусству и другим видам воспитательной работы) по непонятным причинам воспринимается органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, как работа в должностях, не предусмотренных списком.

Несмотря на то, что профсоюз неоднократно представлял в Пенсионный фонд Российской Федерации и федеральные органы, к компетенции которых отнесены вопросы пенсионного обеспечения граждан, необходимые доказательства того, что для работников, осуществляющих повседневную воспитательную работу с детьми в дошкольных и ясельных группах дошкольных образовательных учреждений, детских домах, школах-интернатах, группах продленного дня, интернатах при школах, общежитиях образовательных учреждений, предусмотрено единое наименование должности "воспитатель", вопрос о беспрепятственном включении в стаж работникам для назначения трудовой пенсии досрочно периодов работы воспитателями, которым наряду с наименованием должности указывается их конкретная трудовая функция, до настоящего времени так и не решен, что вызывает массовые обращения в суды.

     

II. По периодам нахождения работников на курсах повышения квалификации,
в командировках и в учебных отпусках


Повышение квалификации и командировки для работников являются их обязанностью, непосредственно связанной с трудовой деятельностью. Повышение квалификации осуществляется, как правило, в период каникул обучающихся, т.е. тогда, когда занятия в образовательных учреждениях не проводятся и отработка пропущенного рабочего времени не требуется, поскольку в каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, они привлекаются к другой педагогической, организационной работе, а также повышают свою квалификацию.

При повышении работниками квалификации в период учебного года осуществляется замена их другими работниками, поскольку приостановить учебный процесс, чтобы учитель смог отработать пропущенное время в другой отрезок времени, исходя из специфики образовательного процесса невозможно.

Что касается учебных отпусков, то в Рекомендации Международной организации труда от 24.06.74 N 148 "Об оплачиваемых учебных отпусках" предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений (п.21).

Кроме того, если в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, то периоды учебных отпусков, а также периоды повышения работником своей квалификации по направлению работодателя должны включаться в этот стаж, поскольку за работником на эти периоды в соответствии с действующим законодательством сохраняется средняя заработная плата, а следовательно, уплачиваются страховые взносы в ПФР.

Суды, в которые обращаются работники за защитой своих прав, анализируя законодательство в сфере пенсионных прав граждан, действовавшее как на период рассмотрения дел, так и на период возникновения спорных правоотношений, требования работников о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов нахождения в учебных отпусках и периодов повышения квалификации считают обоснованными, поскольку ранее действовавшее законодательство не содержало запрета на включение указанных периодов в льготный стаж, в связи с чем в силу статьи 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права человека и гражданина. В этой связи не допускается необоснованное ограничение объема прав, сокращение гарантий, механизмов правовой защиты и т.п.

III. По периодам работы учителями, преподавателями, осуществлявшейся
помимо основной работы в том же учреждении


В соответствии с пунктом 10 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Следовательно, ни указанная статья, ни постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принятое в соответствии с пунктом 3 этой статьи, не устанавливает ограничений в том, на каких условиях должна выполняться работа в должности, включенной в список, в данном случае в должности учителя или преподавателя: по основному месту работы, по совместительству или путем выполнения преподавательской работы наряду с основной работой. Основополагающим является сам факт осуществления педагогической деятельности учителем или преподавателем, что подтверждается приказами по учреждению об установлении учебной нагрузки, финансовыми документами об оплате труда в порядке, предусмотренном для учителей и преподавателей.

Кроме того, в пункте 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, установлено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях и в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.



Текст документа сверен по:

"Официальные документы в образовании",

N 21, июль, 2005 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»