(с изменениями на 31 августа 2007 года)
____________________________________________________________________
Не подлежит применению на основании
письма ФСТ России от 18 мая 2010 года N 4179/12
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
письмом ФСТ России от 31 августа 2007 года N СН-5083/12.
____________________________________________________________________
В связи с многочисленными обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, субъектов регулирования и потребителей по вопросам расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания), утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, и их применения, ФСТ России разъясняет следующее.
Под заявленной (договорной) мощностью в Методических указаниях ФСТ России рассматривает наибольшую получасовую электрическую мощность, которую потребитель обязуется ежедневно не превышать в часы максимальной нагрузки энергосистемы. Величина заявленной (договорной) мощности, как правило, устанавливается на год с помесячной разбивкой и отражается в договоре.
Часы максимальной нагрузки для субъекта Российской Федерации устанавливает Системный оператор.
Под заявленной (расчетной) мощностью, используемой в таблице N П1.6, являющейся приложением к Методическим указаниям, ФСТ России рассматривает мощность, величина которой определяется расчетным путем. Данная величина используется для потребителей, которые рассчитываются по одноставочному тарифу, и в договоре энергоснабжения с этими потребителями "заявленная мощность" не указывается.
Под присоединенной мощностью потребителя ФСТ России рассматривает суммарную мощность присоединенных к электрической сети трансформаторов потребителя, преобразующих энергию на рабочее (непосредственно питающее токоприемники) напряжение, и электродвигателей напряжением выше 1000 В. В тех случаях, когда питание электроустановок потребителей производится от трансформаторов или низковольтных сетей энергоснабжающей организации, за "присоединенную мощность" потребителя принимается разрешенная к использованию мощность, размер которой устанавливается энергоснабжающей организацией.
Максимум нагрузки энергоустановки (группы энергоустановок) или максимум нагрузки в Методических указаниях рассматривается в соответствии с ГОСТом 19431-84 как наибольшее значение нагрузки энергоустановки потребителя (группы энергоустановок) за установленный интервал времени (сутки, неделя, месяц, год).
На основании пункта 28 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 854 "Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике" контрольные измерения значений передаваемой мощности, нагрузок на объектах электроэнергетики производятся всеми субъектами электроэнергетики не реже 2 раз в год - в 3-ю среду июня и декабря.
Годовой совмещенный максимум графика электрической нагрузки ОЭС рассматривается как совокупность данных, полученных при замерах, произведенных в режимный день в декабре.
Число часов использования заявленной мощности при отнесении потребителей к тарифной группе "Базовые потребители" - отношение фактического годового объема потребления электроэнергии к фактической мощности в часы максимальных нагрузок, определенной в соответствии с замерами в зимний режимный день по данному потребителю.
В соответствии с п.27 Методических указаний при обращении регионального регулирующего органа о повышении значения заявленной мощности потребителей в целях отнесения их к 1 группе "Базовые потребители" рекомендуется представлять обоснование по прилагаемой к письму таблице.
При этом в таблице в графе "2004 год факт" указываются следующие данные:
в графе N - зафиксированная мощность в зимний режимный день;
годовое число часов использования заявленной мощности:
при наличии учета - фактические данные по показаниям АСКУЭ или иных приборов, при их отсутствии - как результат от деления фактического годового потребления электроэнергии на N
Представленные данные рекомендуется заверить в энергосбыте.
К таблице рекомендуется прикладывать пояснительную записку с обоснованием необходимости изменения заявленной мощности.
Оплата потребленной электроэнергии членами садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан производится по тарифам, установленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, для городского населения.
На основании подпункта 9 пункта 2 статьи 35 Федерального закона от 15.04.98 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений нормативы платы за электроэнергию, воду, газ, телефон, определенные для сельских потребителей.
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации окончательное решение об установлении тарифов принимает орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В случае если энергоснабжающая организация производит поставку электроэнергии до каждого гражданина - члена садоводческого товарищества, то независимо от способа учета потребленной энергии (по общему счетчику или на основании показаний индивидуальных приборов учета) граница раздела с каждым потребителем (гражданином) проходит на изоляторе на входе в дом. Оплата потребленной электроэнергии производится по тарифу для населения. В этой связи, поскольку энергоснабжающая организация (ЭСО) до общего счетчика поставляет электроэнергию по своим сетям, а от общего счетчика до изолятора на входе в дом каждого гражданина по сетям садоводческого товарищества, то ЭСО должна возместить садоводческому товариществу расходы по передаче электроэнергии, поставляемой по их сетям, которые включаются в тариф для этой ЭСО.
Расходы на техническое обслуживание, текущие и капитальные ремонты, периодические испытания электроустановок и линий, обучение и аттестацию персонала, содержание персонала, обслуживающего электроустановки, оплачиваются за счет средств, взимаемых с членов садоводческих обществ, и в тариф сетевой организации (ЭСО) не включаются, так как согласно ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии. Таким образом, вышеуказанные садоводческие объединения граждан, содержание и обслуживание принадлежащих им электрических сетей и трансформаторов, а также оплату в них потерь электроэнергии должны производить за счет членов такого садоводческого объединения.
Порядок и условия оплаты определяются сторонами в договоре.
Согласно п.27 Методических указаний для воинских частей, исправительно-трудовых учреждений и иных бюджетных организаций с жилыми зонами при них применяется тариф для бюджетных потребителей, входящих в группу "прочие потребители".
Поскольку солдатские казармы, летние полевые лагеря, жилые помещения военно-учебных заведений, исправительно-трудовых учреждений, лагерей и других мест компактного временного и постоянного проживания контингента, входят в состав вышеуказанных организаций и финансируются за счет средств соответствующих бюджетов, то оплата потребляемой ими электроэнергии, производится по тарифной группе "Прочие потребители".
Вместе с тем для жилых зон при этих организациях (жилые дома, общежития, в которых проживает обслуживающий персонал, работники, их семьи и т.д.) может быть применен тариф, установленный для группы "Население", при условии установления раздельного учета на указанные объекты.
В соответствии с п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.98 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением", понижающий коэффициент 0,7 применяется при установлении тарифа на электроэнергию для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке или стационарными электроплитами, или электроотопительными установками, или обоими видами электроустройств в совокупности.
В случае если многоквартирный дом газифицирован в соответствии с нормами проектирования, а квартира оборудована в индивидуальном порядке стационарной электроплитой или иными электроустановками для приготовления пищи, то решение об оплате гражданином, проживающим в данной квартире, использованной электроэнергии с понижающим коэффициентом 0,7 к тарифу должен принимать соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Официальная позиция ФСТ России относительно применения понижающего коэффициента 0,7 к тарифу на электроэнергию для населения изложена в информационном письме ФСТ России от 30.12.2004 N СН-2849/13, размещенного на электронном сайте ФСТ России www.fstrf.ru.
Услуги по наружному освещению (в т.ч. составляющая этих услуг по передаче электроэнергии по распределительным сетям наружного освещения) в соответствии с действующим законодательством не подлежат государственному регулированию. Расходы на содержание и эксплуатацию объектов наружного освещения (оплата электроэнергии, израсходованной на наружное освещение, амортизация объектов наружного освещения, оплата труда работников, занятых обслуживанием сетей наружного освещения и т.п.) должны возмещаться за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете соответствующего уровня, вне зависимости от того, на чьем балансе находятся объекты уличного освещения.
В настоящее время вопросы нормативных (технологических) потерь электроэнергии в компетенцию ФСТ России не входят.
В соответствии с положением о Минпромэнерго России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года N 284 "Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации", полномочия по утверждению нормативов технологических потерь электрической и тепловой энергии возложены на Минпромэнерго России.
Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации во исполнение п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 и п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 разработана и приказом от 3 февраля 2005 года N 21 утверждена Методика расчета нормативных (технологических) потерь электроэнергии в электрических сетях.
Исходя из вышеизложенного, по вопросам применения указанной Методики, расчету и утверждению нормативов потерь, учитываемых при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2006 год, необходимо обращаться в Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.543 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Таким образом, если границы раздела между общедомовыми и внутриквартирными сетями проходят по этажным щиткам, то энергоснабжающая организация должна обеспечивать содержание данных щитков и приборов учета электроэнергии.
Согласно п.3 Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 N 89, расходы по содержанию общего имущества жилого дома и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, расходы по ремонту общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома должны учитываться в стоимости содержания и ремонта жилья.
Вопрос о компенсации затрат по содержанию внутридомовых сетей должен решаться сторонами (владельцем сетей и энергоснабжающей организацией) в договоре.
При поставке по договору всего объема электроэнергии с оптового рынка к потребителю, подключенному к шинам распределительного устройства электростанции, пункт 55 Методических указаний не применяется. В этом случае потребитель должен оплачивать услуги по передаче.
В случае поставки указанному потребителю с оптового рынка только части объема электропотребления в отношении оставшейся части, получаемой им по договору энергоснабжения, заключенному на розничном рынке, распространяется действие вышеуказанного пункта Методики потребительского рынка.
(пункт утратил силу - письмо ФСТ России от 31 августа 2007 года N СН-5083/12. -
См. предыдущую редакцию)
При определении согласно таблице N 1.16 Методических указаний расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, пунктом 3.1 указанной таблицы предусматривается включение в себестоимость расходов на льготный проезд к месту отдыха.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и заключенным Общественным объединением "Всероссийский Электропрофсоюз" и Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2005-2006 годы (далее - ОТС), являющееся правовым актом (зарегистрировано Федеральной службой по труду и занятости 17 февраля 2005 года, регистрационный номер N 1/05-06), предоставление указанной льготы не предусматривается.
Вместе с тем согласно п.6.5 указанного Отраслевого соглашения организации, исходя из финансовых возможностей, могут предусматривать дополнительно иные льготы, кроме перечисленных, в том числе и льготный проезд к месту отдыха. В случае принятия такого решения эта льгота выплачивается из прибыли.
И. о.Руководителя
Д.А.Сальков
Примерная форма представления данных для решения вопроса
о повышении заявленной мощности
Наименование | Факт 2004 года | Утверждено на 2005 год* (по МУ........) | 2005 год (по МУ 20-э/2) | 2005 год предлож. РЭК (с учетом изменений) | ||||||||||||
Тариф коп./ кВт.ч | N заяв. (мощ- | Годо- | По- | Та- | N заявл. (мощ- | Годо- | По- | Та- | N заявл. (мощ- | Годо- | По- | Та- | N заявл. (мощ- | Годо- | По- | |
Базовые потребители - всего, в т.ч. | X | X | X | X | X | X | Х | X | X | |||||||
1. | ||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||
Население | X | X | Х | X | X | X | X | X | ||||||||
Бюджетные потребители, в т.ч. | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |||||
ВН | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |||||
СН-1 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |||||
СН-11 | X | X | Х | X | X | X | X | X | X | X | X | |||||
НН | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |||||
Прочие | Х | X | X | Х | Х | X | X | X | ||||||||
ВН | X | X | Х | X | X | X | X | Х | ||||||||
СН-1 | X | X | X | X | X | X | X | X | ||||||||
СН-11 | X | X | X | X | X | X | X | X | ||||||||
НН | X | X | X | X | X | X | Х | X |
________________
* Указать по каким МУ проводился расчет.
Данные для анализа ситуации по изменению группы базовых потребителей представляются по одноставочному тарифу.
Дополнительно указать плановую N заявл. на 2004 год для определения базовых потребителей по субъекту РФ.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО "Кодекс"