5.1. Общие функциональные требования к системе
В соответствии с требованиями нормативно-правовых актов и возложенными на ФОМС обязательствами по гарантиям прав отдельных категорий граждан, учету и контролю рационального использования бюджетных средств дополнительного лекарственного обеспечения, в территориальной информационной системе дополнительного лекарственного обеспечения должны быть реализованы следующие функции.
I. Внутренние процессы обработки информации участниками ДЛО
1. Ведение системы нормативно-справочной информации дополнительного лекарственного обеспечения (приказ ФОМС от 30.12.2004 N 91, Порядок обмена информацией между отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальными фондами ОМС от 07.10.2004 N 1ИА/3464/91-И, приказ Минздравсоцразвития России от 16.11.2004 N 195):
- получение внешних по отношению к информационной системе ДЛО справочников и классификаторов информации в ТФОМС и ФОМС, их обработка и преобразование;
- получение регионального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг (Федерального регистра) от территориальных отделений Пенсионного фонда РФ в ТФОМС, его обработка и преобразование;
- ведение внутренних справочников и классификаторов информационной системы дополнительного лекарственного обеспечения на территориальном уровне в ТФОМС.
2. Персонифицированный учет сведений о выписанных рецептах на лекарственные средства и сведений об отпущенных лекарственных средствах по рецептам гражданам, имеющим право на государственную социальную помощь (приказ ФОМС от 30.12.2004 N 91), в том числе:
- формирование персонифицированных реестров выписанных рецептов и персонифицированных реестров медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях, персонифицированных реестров лекарств, отпущенных по льготным рецептам в аптеках;
- ведение сводной персонифицированной базы данных учета дополнительного лекарственного обеспечения и медицинской помощи отдельных категорий граждан территории в ТФОМС.
3. Обеспечение расчетов за отпущенные лекарственные средства (приказы ФОМС от 30.12.2004 N 91, от 21.02.2005 N 16, Методические рекомендации ФОМС от 25.02.2004 N 844/30-3/и), в том числе:
- проведение территориальным фондом ОМС медико-экономического контроля за назначением и обеспечением лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, контроль счетов фармацевтических организаций за отпущенные лекарственные средства;
- учет выставления и оплаты счетов фармацевтических организаций за отпущенные лекарственные средства.
4. Формирование регламентированной отчетной информации в соответствии с установленными требованиями (приказы ФОМС от 29.12.2004 N 90, от 30.12.2004 N 92, от 21.01.2005 N 4, от 21.02.2005 N 16, от 03.03.2005 N 21, от 11.04.2005 N 35, от 11.04.2005 N 36):
- формирование ведомственной статистической отчетности о реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами;
- формирование бухгалтерской отчетности об использовании средств федерального бюджета;
- формирование других регламентированных отчетных и аналитических материалов, в том числе для представления в ФОМС.
II. Процессы информационного взаимодействия в системе
Территориальная информационная система ДЛО должна обеспечивать автоматизацию внутренних процессов обработки информации участниками ДЛО, информационного взаимодействия между подсистемами участников на территории и внешними по отношению к информационной системе участниками - на территориальном уровне, а также обеспечивать процессы информационного взаимодействия с федеральном уровнем.
1. Информационное взаимодействие иа территориальном уровне между подсистемами информационной системы ДЛО (приказ ФОМС от 30.12.2004 N 91):
Информационное взаимодействие на территориальном уровне должно строиться на следующих принципах:
- с целью контроля процессов информационного взаимодействия в ДЛО, обеспечения гарантированного бумажного и электронного документооборота между участниками системы и формирования интегрированной базы данных информационных ресурсов ДЛО в территориальном фонде ОМС, информационное взаимодействие организуется через центр обработки данных территориального фонда ОМС;
- процесс информационного обмена участника ДЛО с центром обработки данных должен быть интегрирован с прикладными системами получателя и отправителя, осуществляться с поддержкой гарантированной передачи по сети передачи данных (или на магнитном носителе);
- при осуществлении процессов информационного взаимодействия могут использоваться открытые каналы связи и сети общего доступа. Передача информации на магнитных носителях курьером может использоваться в случае отсутствия технической возможности подключения и поэтапно должна быть заменена передачей информации по каналам связи, а в дальнейшем - с поддержкой электронной цифровой подписи;
- нормативно-правовые документы, справочники и кодификаторы и другие открытые информационные ресурсы ДЛО должны быть постоянно доступны всем субъектам ДЛО через соответствующие корпоративные интранет-сайты или другие информационные сервисы центра обработки данных территориального фонда ОМС.
Должны быть обеспечены процессы информационного взаимодействия в соответствии с нормативными документами по организации информационного взаимодействия между участниками ДЛО, в том числе:
- предоставление территориальным фондом ОМС и оперативное получение всеми участниками дополнительного лекарственного обеспечения нормативно-справочной информации, включая региональные фрагменты Федерального регистра;
- обмен информацией по персонифицированным реестрам выписанных рецептов и медицинских услуг лечебно-профилактических учреждений, персонифицированным реестрам отпущенных лекарственных средств аптек и фармацевтических организаций, как в оперативном режиме, так и при проведении ежемесячных расчетов за отпущенные лекарственные средства;