1. Работники служб надзора во всем мире все более считают необходимым обеспечить, чтобы их банки имели в своем распоряжении надлежащие правила контроля и процедуры с тем, чтобы они знали тех клиентов, с которыми они имеют дело. Соответствующее надлежащее отношение к новым и уже существующим клиентам служит основой таких правил контроля. Без такого надлежащего отношения банки могут попасть под репутационный, операционный, правовой и концентрационный риски, которые могут привести к существенным финансовым расходам.
2. Во время рассмотрения результатов внутреннего исследования трансграничных банковских операций в 1999 году Базельский комитет определил недостаточность в банках ряда стран политики "знай своего клиента" (know your customer - KYC). Исходя из перспектив надзора, политика KYC в ряде стран имеет значительные пробелы, а в других ее вовсе не существует. Даже среди стран с хорошо развитыми финансовыми рынками степень жесткости KYC разная. Поэтому Базельский комитет обратился в Рабочую группу по вопросам трансграничных банковских операций с просьбой изучить текущие процедуры KYC и подобрать рекомендуемые стандарты, приемлемые для банков всех стран. Полученный в результате документ был опубликован как консультативный в январе 2001 года. После рассмотрения полученных комментариев Рабочая группа пересмотрела документ, и сейчас Базельский комитет распространяет его, надеясь, что основные позиции KYC, представленные здесь, станут ориентиром для работников надзора относительно установления национальной практики и для банков относительно разработки собственных программ. Важно признать, что надзорная практика определенных юрисдикций уже отвечает или достигла цели этого документа, и соответственно им не нужно вносить какие-либо изменения.
3. Политика KYC очень тесно связанная с борьбой с отмыванием денег, что, по сути, является компетенцией Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). В намерения Комитета не входит дублировать действия FATF. Вместе с тем интересы Комитета имеют более широкие пруденциальные перспективы. Стабильная политика и процедуры KYC сыграют важную роль в защите безопасности и стабильности банков и целостности банковских систем. Базельский комитет и Офшорная группа банковского надзора (OGBS) продолжают решительную поддержку принятия и внедрение рекомендаций FATF, в особенности тех, которые касаются банков, и стараются согласовать стандарты этой статьи с рекомендациями FATF. Комитет и OGBS рассмотрят также принятие всех лучших стандартов, внесенных FATF в результате его нынешнего пересмотра 40 Рекомендаций. Поэтому Рабочая группа поддерживает и будет поддерживать тесные контакты с FATF во время выработки идеи.
4. Подход Базельского комитета к KYC базируется на большей пруденциальной перспективе, а не только на борьбе с отмыванием денег. Стабильные процедуры KYC надо рассматривать как решающий элемент действующего управления банковскими рисками. Предупредительные меры KYC выходят за пределы простого открытия счетов и ведения записей и требуют от банков разработки политики принятия клиента и программы уровневой индентификации клиента, которая включает всестороннюю тщательную проверку счетов повышенного риска и профилактический мониторинг счетов подозрительной деятельности.
5. Интерес Базельского комитета к надежным стандартам KYC базируется на заботе о рыночной целостности. Этот интерес повысился в результате прямых и косвенных убытков, которые испытали банки из-за отсутствия тщательного использования надлежащих процедур.
Этих потерь, наверное, можно было бы избежать, а вред репутации банков значительно уменьшить, если бы банки придерживались эффективных программ KYC.
6. Этот документ укрепляет принципы, определенные в предшествующих документах Комитета, давая более четкие инструкции относительно основных элементов стандартов KYC и их внедрения. Разрабатывая эти инструкции, Рабочая группа применила практику стран-участниц, принимая во внимание развитие надзора. Существенными элементами этой статьи являются инструкции относительно внедрения всеми банками во всем мире минимальных стандартов. Эти стандарты могут требовать дополнение и/или подкрепление дополнительными мерами с учетом рисков отдельных учреждений и рисков в банковской системе отдельных стран. Например, большее усердие нужно проявить по отношению к счетам повышенного риска или тем банкам, которые в особенности стремятся привлечь клиентов с большим собственным капиталом. В ряде специальных разделов этой статьи даны рекомендации для более высоких стандартов соответствующего усердия в сферах повышенного риска в границах банка там, где это можно применить.
7. Необходимость суровых стандартов надлежащего отношения к клиенту не ограничивается банками. Базельский комитет считает, что подобные инструкции надо разработать для всех небанковских финансовых учреждений и профессиональных посредников финансовых услуг, таких как юристы и бухгалтеры.