ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 2004 года N 256

  
Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы

(с изменениями на 20 октября 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 года N 96 (Российская газета, N 38, 22.02.2007) (действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 228 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 14, 02.04.2012, ст.1632);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2013 года N 257 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.03.2013);

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1469 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2014, N 0001201412300056);

постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2017 года N 789 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.07.2017, N 0001201707060013);

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2019 года N 315 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.03.2019, N 0001201903280007);

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2020 года N 1017 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.07.2020, N 0001202007180003);

постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 года N 1793 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.10.2021, N 0001202110220033).

____________________________________________________________________


В соответствии с Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе" Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

 УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 мая 2004 года N 256


ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке прохождения альтернативной гражданской службы

(с изменениями на 20 октября 2021 года)

     

I. Общие положения

1. Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву.

2. Прохождение в Российской Федерации альтернативной гражданской службы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе" (далее - Федеральный закон), другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами и международными договорами Российской Федерации в области альтернативной гражданской службы.

3. Особенности организации и прохождения альтернативной гражданской службы в период мобилизации, военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

а) в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

б) в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в) в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

5. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день убытия его к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата, а окончанием - день прекращения работодателем срочного трудового договора при прекращении альтернативной гражданской службы.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 228. - См. предыдущую редакцию)

6. Сроки альтернативной гражданской службы установлены:

а) для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

направленных для прохождения альтернативной гражданской службы до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего подпункта, - 42 месяца;

направленных для прохождения альтернативной гражданской службы с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего подпункта, - 31,5 месяца;

окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим образовательным программам частные образовательные организации высшего образования и направленных для прохождения альтернативной гражданской службы до 1 января 2008 года, - 21 месяц;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1469. - См. предыдущую редакцию)

направленных для прохождения альтернативной гражданской службы после 1 января 2008 года, - 21 месяц;

б) для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов:

направленных для прохождения альтернативной гражданской службы до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего подпункта, - 36 месяцев;

направленных для прохождения альтернативной гражданской службы с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего подпункта, - 27 месяцев;

окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим образовательным программам частные образовательные организации высшего образования и направленных для прохождения альтернативной гражданской службы до 1 января 2008 года, - 18 месяцев;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1469. - См. предыдущую редакцию)

направленных для прохождения альтернативной гражданской службы после 1 января 2008 года, - 18 месяцев.

(Пункт 6 в редакции, введенной в действие со 2 марта 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 года N 96, действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года. - См. предыдущую редакцию)

7. В срок альтернативной гражданской службы не засчитывается:

а) срок отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

б) время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем работникам, совмещающим работу с получением образования;

в) время нахождения в отпуске по уходу за ребенком и время проезда к месту использования указанного отпуска и обратно;

г) время прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более 4 часов подряд в течение рабочего дня (смены);

д) период отстранения от работы (недопущения к работе) в связи с появлением на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2017 года N 789. - См. предыдущую редакцию)

8. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу в организациях и на должностях, перечни которых утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2013 года N 257. - См. предыдущую редакцию)

9. Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, выдается соответствующее удостоверение.

Основным документом учета прохождения гражданином альтернативной гражданской службы является учетная карта.

Формы бланков удостоверения гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу (далее - удостоверение), и учетной карты гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу (далее - учетная карта), порядок их заполнения и выдачи утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2013 года N 257. - См. предыдущую редакцию)

Бланки удостоверения и учетной карты изготовляются по заказу Федеральной службы по труду и занятости и рассылаются в военные комиссариаты.

II. Организация альтернативной гражданской службы

10. Организация альтернативной гражданской службы - комплекс мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы - Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями, подведомственными указанным органам исполнительной власти, в целях реализации гражданами конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2013 года N 257. - См. предыдущую редакцию)

11. Организация альтернативной гражданской службы включает в себя следующие мероприятия:

а) организация учета граждан:

подавших заявление в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой;

в отношении которых призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принято решение об отказе в такой замене (с указанием причины отказа);

в отношении которых призывной комиссией принято решение о направлении на альтернативную гражданскую службу;

проходящих альтернативную гражданскую службу, в том числе в целях ее организации и прохождения в период мобилизации, военного положения и в военное время;

б) подготовка перечней видов работ, профессий и должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено ее прохождение;

в) принятие решений по вопросам участия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в организации альтернативной гражданской службы;

г) подготовка плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;

д) подготовка предложений по расходам на альтернативную гражданскую службу, предусматриваемым в проекте федерального бюджета на соответствующий год;

е) координация и анализ деятельности по направлению граждан на альтернативную гражданскую службу;

ж) направление граждан к месту прохождения альтернативной гражданской службы;

з) контроль убытия граждан к месту прохождения альтернативной гражданской службы, их прибытия, прохождения службы и увольнения с нее;

и) перевод граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, при необходимости из одной организации в другую;

к) профессиональная подготовка (переподготовка) при необходимости граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу;

л) прекращение альтернативной гражданской службы;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 228. - См. предыдущую редакцию)

м) контроль исполнения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, в которых граждане проходят альтернативную гражданскую службу;

н) обеспечение исполнения нормативных правовых актов в области альтернативной гражданской службы, обобщение практики их применения, а также подготовка предложений по их совершенствованию;

о) иные мероприятия, осуществляемые в области альтернативной гражданской службы в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

III. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу

12. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", Федеральным законом и настоящим Положением.

13. Граждане вправе подать заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее - заявление) в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;

до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

14. Граждане, пользующиеся отсрочкой от призыва на военную службу, срок действия которой истекает после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявление после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

Граждане, пользующиеся отсрочкой от призыва на военную службу, срок действия которой истекает после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявление на общих основаниях.

15. Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

16. В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы.

В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Военный комиссариат выдает гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления.

17. Военный комиссар представляет на заседании призывной комиссии информацию о количестве зарегистрированных заявлений и предложения о порядке и сроках их рассмотрения.

18. Председатель призывной комиссии утверждает график заседаний призывной комиссии по рассмотрению заявлений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»