Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 9 марта 2004 года N 276


О Целевой программе развития таможенной службы Российской
Федерации на 2004-2008 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ФТС России от 20 декабря 2004 года N 403
____________________________________________________________________

Во исполнение решения коллегии ГТК России от 27 февраля 2004 года

приказываю:

1. Утвердить Целевую программу развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы (далее - Программа) (приложение).

2. Руководителям подразделений ГТК России, региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, учреждений, подведомственных ГТК России, обеспечить организацию исполнения Программы в соответствии с разделом VI. "Механизм выполнения Программы" указанной Программы, руководствуясь Инструкцией об организации планирования деятельности ГТК России, утвержденной приказом ГТК России от 07.06.2002 N 593.

3. Главному организационно-инспекторскому управлению (Н.А.Сапьяник):

- осуществлять текущий контроль и координацию деятельности подразделений ГТК России, региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, учреждений, подведомственных ГТК России, по исполнению Программы;

- докладывать руководству ГТК России о ходе и итогах исполнения Программы.

4. Первому заместителю председателя ГТК России Л.А.Лозбенко осуществлять контроль за исполнением настоящего приказа.

Председатель Комитета
действительный государственный советник
таможенной службы Российской Федерации
М.В.Ванин

     

Приложение
к приказу ГТК России
от 9 марта 2004 года N 276

     
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
развития таможенной службы Российской Федерации
на 2004-2008 годы

     

I. Введение


Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы (далее - Программа) разработана в целях осуществления мер, определенных ежегодным Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и Основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2010 года).

Программа призвана обеспечить дальнейшее совершенствование инструментов таможенного администрирования и наиболее эффективное их использование при решении следующих социально-экономических и политических задач государства:

- обеспечение устойчивой бюджетной политики;

- развитие внешнеэкономической деятельности, расширение внешнеторговых связей и интеграция российской экономики в мировую экономику;

- защита рынка, товаропроизводителя и стимулирование развития экономики;

- поддержание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата и "здоровой" конкурентоспособной среды;

- проведение структурной перестройки в экономике;

- обеспечение экономической, социальной, экологической, технологической безопасности.

Программа определяет основные параметры развития таможенной службы Российской Федерации на ближайшие 5 лет и предлагает пути решения существующих проблем с учетом имеющихся бюджетных и общих ресурсных ограничений.

II. Содержание проблем и обоснование необходимости
их решения программными методами


В условиях глобализации мировой экономики, решения задачи присоединения России к Всемирной торговой организации, признания России как страны с рыночной экономикой возрастает роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Всемирная таможенная организация считает показателями высокого развития таможенной службы наличие современного законодательства, новейших информационных технологий, развитой инфраструктуры и высококвалифицированных кадров.

Выполнение мероприятий, предусмотренных Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2001-2003 годы, позволило создать предпосылки для нового этапа модернизации системы таможенных органов Российской Федерации.

Проведена большая работа по оптимизации таможенного тарифа, упорядочению правовой базы деятельности таможенных органов Российской Федерации, упрощению таможенных процедур, внедрению новейших информационных технологий таможенного оформления и таможенного контроля, что позволило повысить административно-правовую и экономическую эффективность деятельности таможенной службы Российской Федерации. Сумма таможенных платежей, перечисленных в доход государства в 2003 году, превысила этот же показатель в 2000 году почти на 399 млрд.рублей.

Повышение эффективности борьбы с контрабандой, недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости товаров и транспортных средств позволило существенно подорвать позиции теневого бизнеса. Объемы "серого" импорта в последние годы имеют тенденцию к снижению, чему в немалой степени способствовало, с одной стороны, ужесточение контроля со стороны таможенных органов Российской Федерации, а с другой - создание условий для упрощения и ускорения таможенных процедур в отношении законопослушных участников внешнеторговой деятельности.

Новый статус приобрела Российская таможенная академия, на базе которой в 2002 году создан Региональный обучающий центр Всемирной таможенной организации.

Введен в действие с 1 января 2004 года Таможенный кодекс Российской Федерации, который заложил правовую основу для формирования соответствующей мировым стандартам системы таможенного контроля, основанной на управлении рисками, предусматривающей рациональное использование ресурсов таможенных органов с учетом необходимости снижения непроизводственных расходов бизнеса.

Развитие отношений между таможенными органами и участниками внешнеэкомической деятельности переместилось в плоскость цивилизованного сотрудничества.

В целях существенного упрощения и ускорения процедуры таможенного оформления грузов введен проект "зеленый коридор", разработанный таможенными службами Российской Федерации, Финляндии и Швеции. Проводится эксперимент по электронному декларированию товаров и транспортных средств, в том числе биоресурсов.

Избрание Российской Федерации в июне 2003 года вице-председателем Совета Всемирной таможенной организации - координатором Европейского региона, включающего 49 государств, свидетельствует о признании серьезных достижений таможенной службы Российской Федерации и о росте ее международного авторитета.

Проведенные в государстве за последние годы реформы позволили сформировать необходимый потенциал для дальнейшего развития таможенной службы Российской Федерации.

Необходимость разработки Программы обусловлена изменившимися приоритетами таможенной службы Российской Федерации. С введением Таможенного кодекса Российской Федерации на первый план выдвигается задача регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенная служба Российской Федерации становится одним из важнейших инструментов улучшения эффективности внешней торговли, макроэкономической ситуации в целом. При этом фискальная функция таможенной службы Российской Федерации отодвигается на второй план.

Построение эффективной таможенной системы, использующей упрощенные процедуры, будет способствовать не только повышению конкурентной способности страны, но и содействовать притоку инвестиций в экономику, вовлечению в международную торговлю малых и средних предприятий.

Возрастет роль таможенных органов Российской Федерации в деле противодействия нарушениям законодательства и терроризму, обеспечения защиты здоровья граждан и безопасности общества.

Программа является средством построения новой таможенной системы России, соответствующей требованиям XXI века.

Программа имеет долгосрочный потенциал динамичного роста, что позволит существенно модернизировать таможенные информационные системы, добиться эффективности и рациональности таможенных процедур, значительно повысить качество таможенного администрирования, осуществлять деятельность таможенных органов Российской Федерации в соответствии с мировыми стандартами.

     

III. Основные направления деятельности таможенных
органов Российской Федерации


Цель Программы - повысить эффективность таможенного администрирования и создать благоприятные условия для работы участников внешнеэкономической деятельности за счет повышения качества предоставляемых услуг и на этой основе обеспечить:

- всемерное содействие развитию торговли, ускорение товарооборота и расширение внешнеторговых связей России;

- таможенный контроль за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации в объеме, необходимом и достаточном для соблюдения законодательства Российской Федерации и защиты отечественного товаропроизводителя;

- своевременное и полное наполнение доходной части федерального бюджета Российской Федерации.

Программой определены следующие основные направления деятельности таможенных органов Российской Федерации.

1. Развитие партнерских взаимоотношений с участниками внешнеэкономической деятельности и повышение эффективности таможенного контроля.

2. Обеспечение качественной и эффективной правовой деятельности таможенных органов Российской Федерации и единообразного применения таможенного законодательства.

3. Кардинальная модернизация информационной системы ГТК России и техническое переоснащение таможенных органов Российской Федерации.

4. Обеспечение эффективного противодействия нарушениям таможенных правил и преступлениям в таможенной сфере, проникновению коррупции в таможенную службу Российской Федерации.

5. Укрепление и стабилизация кадрового потенциала таможенных органов Российской Федерации и повышение уровня социальной защищенности должностных лиц.

6. Оптимизация системы таможенных органов Российской Федерации и дальнейшее развитие таможенной инфраструктуры.

7. Развитие международного таможенного сотрудничества.

С целью совершенствования системы таможенного администрирования по указанным направлениям разработан комплекс мер (приложение).

1. Развитие партнерских взаимоотношений с участниками
внешнеэкономической деятельности и повышение
эффективности таможенного контроля


Отказ от избыточного таможенного администрирования является важнейшим фактором формирования нормального делового климата в России, для создания благоприятных условий в области внешнеэкономической деятельности.

Достижение положительных результатов в этом направлении невозможно без системного анализа эффективности применяемых таможенных процедур, использования современных автоматизированных систем и новейших информационных таможенных технологий, без владения механизмами управления рисками, использования электронных средств передачи информации, координации работы с другими ведомствами и организациями.

Ключевым звеном в этой работе является переход на новую систему организации таможенного контроля и таможенного оформления (далее - Система), применение которой позволит снизить затраты времени на проведение таможенного контроля, повысить его эффективность и осуществлять максимально быстро таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Работа в этом направлении будет вестись на основе принципов, предусмотренных в концепции управления рисками.

Основой Системы являются порядок и условия проведения таможенного оформления и таможенного контроля, которые должны быть максимально понятными и "прозрачными", иметь единое информационное пространство, эффективное информационно-техническое обеспечение, правоохранительную поддержку.

Применение данной Системы предусматривает:

- внедрение информационных технологий в процесс таможенного оформления и таможенного контроля, в том числе электронного документооборота и электронного декларирования товаров и транспортных средств;

- четкую дифференциацию применения форм таможенного контроля по субъектам внешнеторговой деятельности и категориям товаров;

- исключение различного рода согласований с вышестоящими таможенными органами Российской Федерации при принятии решения о выпуске товаров;

- минимизацию таможенных формальностей в пограничных таможенных органах Российской Федерации и концентрацию основного таможенного оформления во внутренних таможенных органах Российской Федерации;

- использование для таможенных целей в большем объеме предварительной информации, получаемой из различных источников до прибытия товаров;

- активизацию работы по внедрению системы управления рисками и применению системы оперативного контроля;

- минимизацию применения фактического контроля товаров;

- перенос таможенного контроля с этапа основного таможенного оформления на последующие (после выпуска) этапы обращения товаров, осуществление таможенного контроля путем проведения таможенных ревизий.

Взаимодействие таможенных органов Российской Федерации с деловыми кругами будет осуществляться в форме официальных консультаций, в том числе с использованием механизма Консультативного совета по таможенной политике при ГТК России.

Будут приведены в соответствие современным требованиям развития таможенной службы Российской Федерации законодательные акты о таможенной стоимости, которые должны в полном объеме включать в себя методологические нормы Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), 1994.

Обеспечение национальной безопасности и соблюдение международных обязательств обуславливают необходимость повышения эффективности экспортного контроля товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, и контроля их соответствия техническим регламентам.

Будет продолжена работа по совершенствованию порядка уплаты и учета таможенных платежей.

Для повышения эффективности исполнительного производства планируется ужесточить контроль за поступлением неналоговых средств в федеральный бюджет Российской Федерации, разработать дополнительные механизмы взаимодействия с компетентными государственными органами и совершенствовать нормативную базу, регулирующую исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Совершенствование валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок позволит в условиях изменения таможенного законодательства Российской Федерации осуществлять должный контроль за поступлением экспортной выручки и за обоснованностью платежей за импортируемые товары, а также снизить уровень непоступления выручки от экспорта товаров по сделкам, на которые в настоящее время не распространяется действие технологий таможенно-банковского валютного контроля.

Большое значение имеет таможенно-тарифная политика, которая призвана обеспечить регулирование внешнеэкономической деятельности путем применения таможенных пошлин.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»