____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Центризбиркома России от 3 мая 2007 года N 6/53-5
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить Разъяснения порядка формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов при проведении выборов Президента Российской Федерации (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление в "Российской газете", "Парламентской газете" и в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.Вешняков
Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
О.К.Застрожная
РАЗЪЯСНЕНИЯ
порядка формирования и расходования
денежных средств избирательных фондов кандидатов
при проведении выборов Президента Российской Федерации
1.1. Согласно федеральным законам от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) кандидат на должность Президента Российской Федерации (далее - кандидат) обязан создать собственный избирательный фонд для финансирования избирательной кампании. Денежные средства избирательного фонда учитываются на специальном избирательном счете, открытом с разрешения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в филиале Сберегательного банка Российской Федерации.
1.2. Право распоряжаться средствами избирательного фонда принадлежит создавшему этот фонд кандидату.
1.3. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с избирательной кампанией кандидатов.
2.1. Кандидат обязан назначить своих уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата (далее - уполномоченный) может быть только совершеннолетний гражданин Российской Федерации.
2.2. Уполномоченный осуществляет свои действия на основании выдаваемой кандидатом нотариально удостоверенной доверенности, в которой указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер (номер), дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, полномочия уполномоченного, а также приводится образец печати для финансовых документов.
2.3. При назначении уполномоченного кандидат передает ему следующие полномочия:
1) открытие специального избирательного счета;
2) распоряжение средствами избирательного фонда;
3) учет денежных средств избирательного фонда;
4) контроль за поступлением и расходованием средств избирательного фонда;
5) право подписи на расчетных документах.
Кандидат может передать своему уполномоченному представителю по финансовым вопросам иные полномочия.
2.4. Регистрация уполномоченного производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации на основании заявления кандидата и доверенности, указанной в пункте 2.2 настоящих Разъяснений, при предъявлении уполномоченным паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Срок полномочий уполномоченного начинается со дня его регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и истекает через 60 дней со дня голосования, а в случае, если в соответствии с Федеральным законом ведется судебное разбирательство с участием соответствующего кандидата, - с момента вынесения окончательного решения судом.
2.5. Кандидат вправе в любое время прекратить полномочия своего уполномоченного, письменно известив его об этом и представив письменное заявление в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации вместе с заявлением о том, на кого возлагаются полномочия отозванного уполномоченного. Копии указанных заявлений должны быть одновременно направлены кандидатом в соответствующий филиал Сберегательного банка Российской Федерации.
3.1. Избирательные фонды кандидатов могут формироваться только за счет следующих денежных средств:
а) собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать 10 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, указанной в пункте 3.2 настоящих Разъяснений (на выборах Президента Российской Федерации в 2004 году - 25 млн. рублей), а для кандидатов, по которым назначено повторное голосование, - 15 процентов (на выборах Президента Российской Федерации в 2004 году - 37,5 млн. рублей);
б) средств, выделенных кандидату выдвинувшей его политической партией, политическими партиями и иными общероссийскими общественными объединениями, входящими в выдвинувший его избирательный блок, которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, указанной в пункте 3.2 настоящих Разъяснений (на выборах Президента Российской Федерации в 2004 году - 125 млн. рублей);
в) добровольных пожертвований граждан. Сумма пожертвований гражданина в совокупности не может превышать 1,5 процента от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, указанной в пункте 3.2 настоящих Разъяснений (на выборах Президента Российской Федерации в 2004 году - 3750 тыс. рублей);
г) добровольных пожертвований юридических лиц. Сумма пожертвований юридического лица в совокупности не может превышать 7 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, указанной в пункте 3.2 настоящих Разъяснений (на выборах Президента Российской Федерации в 2004 году - 17,5 млн. рублей).
3.2. Предельная сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может превышать 250 млн. рублей на выборах Президента Российской Федерации в 2004 году.
3.3. Предельная сумма всех расходов кандидата, по которому назначено повторное голосование, не может превышать 300 млн. рублей на выборах Президента Российской Федерации в 2004 году.
3.4. В случае дополнительного выдвижения кандидатов при обстоятельствах, указанных в пункте 6 статьи 39 и пункте 5 статьи 44 Федерального закона, предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда ранее зарегистрированных кандидатов увеличивается в 1,5 раза.
3.5. Если гражданин, являющийся кандидатом на должность Президента Российской Федерации, одновременно выдвинут кандидатом на других выборах, проводимых на территории федерального избирательного округа, и обязан создать помимо избирательного фонда, указанного в пункте 1.1 настоящих Разъяснений, иные избирательные фонды, предельной суммой всех расходов средств этих фондов является наибольшая из указанных в пункте 3.2 настоящих Разъяснений, в ином федеральном законе, законе субъекта Российской Федерации предельная сумма.
Для финансирования выборов в конкретном избирательном округе кандидат вправе использовать только средства избирательного фонда, созданного для проведения данной избирательной кампании, предельная сумма расходования которого не может превышать соответственно размер, установленный пунктом 3.2 настоящих Разъяснений, Федеральным законом, иным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.
3.6. Юридические лица и граждане могут осуществлять материальную поддержку предвыборной деятельности кандидата путем предоставления материальных ценностей во временное пользование только при условии заключения соответствующих договоров и оплаты за счет средств избирательного фонда.
3.7. Добровольным пожертвованием признается: для юридического лица - безвозмездное перечисление денежных средств со своего расчетного счета на специальный избирательный счет кандидата; для гражданина - безвозмездное внесение собственных денежных средств на специальный избирательный счет кандидата.
3.8. Кандидат вправе возвратить жертвователю любое пожертвование, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем.
3.9. Кандидат не несет ответственности за принятие пожертвований, при переводе которых жертвователи указали недостоверные сведения, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 61 Федерального закона, если кандидат своевременно не получил сведений о неправомерности данных пожертвований.
3.10. Соответствующая избирательная комиссия незамедлительно знакомит кандидатов, их уполномоченных по их запросам с информацией, имеющейся у нее на день поступления соответствующего запроса.
4.1. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов:
1) иностранным государствам и иностранным юридическим лицам;
2) иностранным гражданам;
3) лицам без гражданства;
4) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования;
5) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации (для открытых акционерных обществ - на день составления списка акционеров за предыдущий год);
6) международным организациям и международным общественным движениям;
7) органам государственной власти и органам местного самоуправления;
8) государственным и муниципальным учреждениям и организациям;
9) юридическим лицам, имеющим государственную и(или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации;
10) организациям, учрежденным государственными и(или) муниципальными органами, а также организациям, учрежденным юридическими лицами, указанными в подпунктах 5 и 9 настоящего пункта;
11) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;
12) благотворительным организациям, религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям;
13) анонимным жертвователям. Под анонимным жертвователем понимается гражданин, если им не указано в платежном (расчетном) или кассовом документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, или если им указаны недостоверные сведения о себе; либо юридическое лицо, если им не указано в платежном (расчетном) документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, название, банковские реквизиты, или если указаны недостоверные сведения;
14) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования.
4.2. Если добровольное пожертвование поступило в избирательный фонд от гражданина или юридического лица, не имеющего права осуществлять такое пожертвование, или если пожертвование было внесено с нарушением пунктов 1 и 2 статьи 61 Федерального закона либо в размерах, превышающих размеры, предусмотренные пунктом 3.1 настоящих Разъяснений, кандидат обязан возвратить эти пожертвования не позднее чем через 10 дней со дня поступления пожертвования на специальный избирательный счет по их платежным (расчетным) документам жертвователю соответственно полностью или ту их часть, которая превышает установленный максимальный размер пожертвования (за вычетом расходов на пересылку) с указанием в платежных (расчетных) документах причины возврата.
4.3. Пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, не позднее чем через 10 дней со дня поступления на специальный избирательный счет должны перечисляться кандидатом в доход федерального бюджета платежным (расчетным) документом на счет, определенный Управлением федерального казначейства Минфина России по субъекту Российской Федерации и сообщенный филиалу Сберегательного банка Российской Федерации.
4.4. Соответствующие избирательные комиссии осуществляют контроль за порядком формирования и расходования средств избирательных фондов кандидатов. При поступлении в избирательную комиссию информации о перечислении добровольных пожертвований с нарушением пунктов 3.1 и 4.1 настоящих Разъяснений указанная информация незамедлительно сообщается соответствующим кандидатам либо их уполномоченным.
5.1. Средства избирательного фонда имеют целевое назначение и могут использоваться только на:
финансовое обеспечение организационно-технических мероприятий, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;
предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;
оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами Российской Федерации или юридическими лицами, а также иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами своей избирательной кампании.
5.2. Соответствующие избирательные комиссии в случае, указанном в пункте 3.5 настоящих Разъяснений, представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации с использованием каналов Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" сведения о поступлении и расходовании средств со специальных избирательных счетов кандидата. При этом избирательная комиссия субъекта Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением требования о предельной сумме всех расходов из средств избирательных фондов кандидата, за поступлением и расходованием средств иных избирательных фондов кандидатов и еженедельно информирует об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, соответствующие избирательные комиссии.
5.3. Филиал Сберегательного банка Российской Федерации представляет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации сведения о поступлении и расходовании средств со специального избирательного счета избирательного фонда кандидата в машиночитаемом виде. В случае отсутствия системы "Клиент - Сбербанк" указанные сведения представляются на бумажном носителе с подписью руководителя филиала Сберегательного банка Российской Федерации и печатью филиала по формам, приведенным в приложениях N 1, 2, не реже одного раза в неделю, а за 10 дней до дня голосования - один раз в три операционных дня. Положение о представлении этих сведений включается в договор банковского счета. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации знакомит кандидатов по их официальным запросам со сведениями филиалов Сберегательного банка Российской Федерации о поступлении и расходовании средств избирательных фондов.
6.1. Кандидатам запрещается использовать для оплаты работ по сбору подписей избирателей, проведения предвыборной агитации, осуществления других предвыборных мероприятий, в том числе на покрытие расходов на использование помещений, транспорта, связи, оргтехники и так далее, иные денежные средства, кроме средств, поступивших в избирательный фонд кандидата.