В связи с тем, что проблемы детей-инвалидов и инвалидов с детства независимо от возраста в условиях экономического и демографического кризиса выходят за пределы компетенции здравоохранения и приобретают характер первостепенных задач национальной политики, необходимо обеспечить государственную поддержку реализации данной Концепции.
Право населения на охрану здоровья на основе Конституции Российской Федерации определено рядом федеральных законов: "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", "Трудовым кодексом Российской Федерации", "Семейным кодексом Российской Федерации".
С 90-х годов российское законодательство по обеспечению прав и интересов детей динамично совершенствовалось и развивалось. Приняты меры по реализации международных документов, в том числе направленных на поддержку материнства и детства, ратифицированных нашей страной: Всеобщей декларации прав человека. Конвенции ООН о правах ребенка, Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Важнейшими национальными документами, направленными на реализацию государственной политики по охране материнства и детства в условиях происходящих в стране политических и социально-экономических преобразований, являются Основы государственной социальной политики по защите, развитию и выживанию детей, национальные планы действий по улучшению положения женщин и детей, семей с детьми-инвалидами и инвалидами с детства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.93 N 909 была утверждена программа "Дети России", в состав которой включена подпрограмма "Дети-инвалиды". Указом Президента Российской Федерации N 1696 от 18.08.94 программе "Дети России" был придан статус Президентской. В развитие федеральных законодательных актов и программ в субъектах Российской Федерации приняты и реализуются соответствующие документы.
Статус ребенка-инвалида впервые введен в России в 1979 году, когда Министерством здравоохранения СССР был издан приказ N 1265 "О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет" и определены показания для установления инвалидности детям. Это ознаменовало начало нового государственного подхода к пониманию проблем детей-инвалидов с переходом на решение проблем инвалидов с детства независимо от возраста.
В 1991 году был издан приказ Минздрава РСФСР от 04.07.91 N 117 "О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет". Важное значение для приведения законодательства России в соответствие с нормами Конвенции о правах инвалидов и расширения социальной помощи инвалидам явилось принятие в 2000 году постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября N 707, в котором категория "ребенок-инвалид" устанавливается в возрасте до 18 лет.
Однако, действующий в Российской Федерации приказ Минздрава России Министерства труда России от 29.01.97 N 1/30 "Об утверждении Классификации и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы", основанный на "Международной классификации нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности" (МКН), уже не отвечают современным положениям нового документа Всемирной организации здравоохранения - "Международной классификации функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья" (МКФ).
Следует также отметить, что в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 N 181-ФЗ нет четкого определения медико-социальной экспертизы детей-инвалидов и инвалидов с детства, а также статей, касающихся как комплексной реабилитации, так и статей об организации жизнедеятельности инвалидов с детства.