Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 ноября 2003 года N 712


О внесении изменений в федеральную целевую программу
"Русский язык" на 2002-2005 годы

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока реализации
Федеральной целевой программы "Русский язык" на 2002-2005 годы,
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации
от 27 июня 2001 года N 483

____________________________________________________________________

Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральную целевую программу "Русский язык" на 2002-2005 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2001 г. N 483 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 28, ст. 2887).


Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 ноября 2003 года N 712

ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в федеральную целевую программу
"Русский язык" на 2002-2005 годы

1. В паспорте Программы:

а) в позиции "Части и разделы Программы":

в абзаце первом слова: "и опытно-конструкторские" исключить;

дополнить позицию абзацем следующего содержания:

"6. Организационно-методическое сопровождение Программы";

б) позицию  "Объемы  и  источники  финансирования"  изложить в следующей редакции:

"Объемы и источники
финансирования

-

на 2002-2005 годы всего - 165180 тыс.
рублей, из них: средства федерального
бюджета - 128140 тыс. рублей, средства
бюджетов субъектов Российской Федерации -
15440 тыс. рублей, внебюджетные
средства - 21600 тыс. рублей



в том числе:
выделено в 2002 году 20380 тыс. рублей,
из них:
на научно-исследовательские работы - 7090
тыс. рублей, в том числе средства
федерального бюджета - 1400 тыс. рублей,
средства бюджетов субъектов Российской
Федерации - 2940 тыс. рублей,
внебюджетные средства - 2750 тыс. рублей;



на прочие нужды - 13290 тыс. рублей, в
том числе средства федерального бюджета -
10890 тыс. рублей, средства бюджетов
субъектов Российской Федерации - 1000
тыс. рублей, внебюджетные средства - 1400
тыс. рублей;



предусмотрено на 2003 год 39818 тыс.
рублей, из них:
на научно-исследовательские работы - 7018
тыс. рублей, в том числе средства
федерального бюджета - 1568 тыс. рублей,
средства бюджетов субъектов Российской
Федерации - 2700 тыс. рублей,
внебюджетные средства - 2750 тыс. рублей;
на прочие нужды - 32800 тыс. рублей, в
том числе средства федерального бюджета -
30000 тыс. рублей, средства бюджетов
субъектов Российской Федерации - 1400
тыс. рублей, внебюджетные средства - 1400
тыс. рублей;



























предусмотрено на 2004-2005 годы 104982
тыс. рублей, из них:
на научно-исследовательские работы -
13182 тыс. рублей, в том числе средства
федерального бюджета - 4282 тыс. рублей,
средства бюджетов субъектов Российской
Федерации - 5400 тыс. рублей,
внебюджетные средства - 3500 тыс. рублей;
на прочие нужды - 91800 тыс. рублей, в
том числе средства федерального бюджета -
80000 тыс. рублей, средства бюджетов
субъектов Российской Федерации - 2000
тыс. рублей, внебюджетные средства - 9800
тыс. рублей".

     

2. В разделе 2 "Цель и задачи реализации Программы":

абзац второй изложить в следующей редакции:

"Программа   призвана  решать  задачи  федерального  уровня  и государственного значения";

дополнить  раздел  после  абзаца  девятого  абзацем следующего содержания:


"сохранение единого культурного пространства".

3. В разделе 3 "Программные мероприятия":

в абзацах первом и втором слова: "и опытно-конструкторские" исключить;

дополнить раздел текстом следующего содержания:

"В 2004-2005 годах предусматривается осуществление общественно значимых мероприятий:

проведение семинаров для преподавателей, работающих в высших учебных заведениях государств - участников СНГ и стран Балтии, преподавателей русского языка, обучающих детей соотечественников в Федеративной Республике Германия, российско-французского семинара по вопросам языковой политики и языковой нормы, международных конференций по проблемам русского языка и литературы, совещаний преподавателей, работающих в российских центрах науки и культуры за рубежом;

проведение международной и ежегодных всероссийских олимпиад школьников, международных олимпиад школьников государств - участников СНГ и стран Балтии по русскому языку, конкурсов российских школьников и студентов, изучающих французский язык, и французских школьников и студентов, изучающих русский язык, на лучшее знание языка и страны изучаемого языка, а также мероприятий, приуроченных к Пушкинским дням, международных фестивалей, конкурсов по русскому языку и литературе, конкурсов "За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности";

организация повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного (граждан Российской Федерации), преподавателей русского языка, работающих за рубежом, с учетом условий организации образовательного процесса в разных странах, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий;

издание учебно-методической литературы по русскому языку для обучающихся за рубежом;

создание банков данных о русском языке, русской литературе и культуре;      

подготовка теле- и радиопередач по проблемам русского языка и литературы;

оказание поддержки деятельности Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы и Общества преподавателей русского языка и литературы по проведению общественно значимых мероприятий общероссийского и международного уровней".

4. Раздел 4 "Ресурсное обеспечение Программы" изложить в следующей редакции:

"4. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.

Общий объем ассигнований на финансирование Программы в 2002-2005 годах составляет 165180 тыс. рублей, в том числе 128140 тыс. рублей - за счет средств федерального бюджета, 15440 тыс. рублей - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и 21600 тыс. рублей - за счет внебюджетных средств.

Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании федерального бюджета".

5. Абзац десятый раздела 5 "Механизм реализации Программы" исключить.

6. Абзацы первый, второй и третий раздела 6 "Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения" изложить в следующей редакции:

"Текущее управление и контроль за исполнением и реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - Министерством образования Российской Федерации.

Руководителем Программы является Министр образования Российской Федерации, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделенных на выполнение Программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы, возглавляет научно-координационный совет Программы (далее - совет).

Совет является коллегиальным совещательным органом, в состав которого включаются представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и образовательных учреждений, авторитетные ученые. Совет участвует в выборе научных и научно-методических направлений исследований, формировании мероприятий Программы, проведении оценки полноты и комплексности исследований и мероприятий и подготовке рекомендаций о дальнейшем использовании результатов этих работ".

7. Мероприятия федеральной целевой программы "Русский язык" на 2002-2005 годы изложить в новой редакции согласно приложению.

Приложение
к изменениям, которые вносятся
в федеральную целевую программу
"Русский язык" на 2002-2005 годы

     

Мероприятия федеральной целевой программы "Русский язык" на 2002-2005 годы

(тыс. рублей)

Источник
финансирования

Объем финансирования

Ожидаемые результаты

2002-2005

в том числе

годы -всего

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

ЧАСТЬ I. Научно-исследовательские работы

1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации.
Государственная политика в области русского языка

Развитие русского языка как государственного языка Российской Федерации

1. Разработка норм грамматической кодификации русского языка. Совершенствова-
ние правил русской орфографии, орфоэпии и пунктуации

федеральный бюджет

100

100

-

-

-

подготовка новых правил русской орфографии, орфоэпии, пунктуации и рекоменда-
ций по грамматичес-
кой кодификации русского языка

2. Анализ российского и зарубежного законодательства по вопросам языковой политики. Исследование
нормативных правовых актов по вопросам русского языка

федеральный бюджет

230

-

60

75

95

подготовка аналитичес-
ких докладов по вопросам языковой политики, комментариев к законодатель-
ным актам
стран Балтии по вопросам русского языка (по странам)

3. Исследование состояния и функционирова-
ния русского языка в субъектах Российской Федерации. Разработка языковой политики в многонациональ-
ном государстве. Проведение этносоциологи-
ческих исследований в области функционирова-
ния русского языка в условиях многоязычия

федеральный бюджет

911

265

121

230

295

составление обзоров по вопросам функциониро-
вания русского языка как межнацио-
нального; подготовка информации об уровне и качестве владения русским языком в многонацио-
нальной среде; проведение этносоциоло-
гических исследований в области взаимоотно-
шений русского языка и националь-
ных языков в Российской Федерации

4. Разработка региональных программ по русскому языку

средства бюджетов субъектов Российской Федерации

2000

500

500

500

500

создание региональных программ по русскому языку

Итого


3241

865

681

805

890


в том числе:

средства федерального


1241

365

181

305

390


бюджета средства бюджетов субъектов Российской Федерации


2000

500

500

500

500


Оценка качества и уровня владения русским языком

5. Разработка языковых квалификацион-
ных требований по использованию русского языка государственны-
ми служащими

федеральный бюджет

619

140

139

150

190

подготовка требований к владению русским языком государст-
венными
служащими и практикума по культуре речи для государствен-
ных служащих

6. Разработка стандартов в области контроля качества владения русским литературным языком. Подготовка типовых тестовых материалов

федеральный бюджет

212

110

102

-

-

подготовка учебных тестовых материалов по культуре русской речи

7. Разработка документов по международной сертификации уровней владения русским языком в соответствии с требованиями Совета Европы и ЮНЕСКО

федеральный бюджет

459

-

139

135

185

подготовка концепции создания уровней тестирования русского языка как иностранного, лингводидак-
тического описания, системы требований и минимумов указанных уровней

Итого


1290

250

380

285

375


в том числе средства федерального бюджета


1290

250

380

285

375


2. Русский язык как национальный язык русского народа, основа
его художественной литературы и духовной культуры

Исследования в области русского языка и культуры речи

8. Исследования по истории русского языка, способствующие развитию русского национального самосознания

федеральный бюджет

392

50

92

110

140

подготовка научных публикаций, посвященных различным хронологи-
ческим периодам развития русского языка

Итого


392

50

92

110

140


в том числе средства федерального бюджета


392

50

92

110

140


Исследования в области художественной литературы
и духовной культуры русского народа

9. Литературовед-
ческие исследования в области классической русской литературы. Обобщение опыта русской школы художественного перевода и дальнейшее ее развитие

внебюджетные средства

6000

2000

2000

2000

-

подготовка научных обзоров, статей, монографий по классической русской литературе и русской школе художествен-
ного перевода

10. Разработка информационного и программного обеспечения для формирования базы данных по русской литературе и культуре

федеральный бюджет

778

150

139

99

390

создание банка данных о русской литературе и культуре

11. Разработка культурологических комментариев к произведениям русской классической литературы

федеральный бюджет

350

-

92

70,8

187,2

создание историко-культурологи-
ческих комментариев к произведени-
ям русской классической литературы для общеобразо-
вательных учреждений Российской Федерации

12. Разработка новых программ по современному русскому языку, его истории и диалектологии, .стилистике, истории русского литературного языка, культуре речи для высших учебных заведений

федеральный бюджет

150

150

-

-

-

формирова-
ние новых программ по современно-
му русскому языку с учетом последних достижений науки (для языковых факультетов высших учебных заведений)

Итого


7278

2300

2231

2169,8

577,2


в том числе:

средства федерального бюджета


1278

300

231

169,8

577,2


внебюджетные средства


6000

2000

2000

2000

-


Русский язык в системе среднего и высшего образования

13. Экспертиза современных концепций языкового образования в вузах и общеобразова-
тельных учреждениях в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов

средства бюджетов субъектов Российской Федерации

840

240

200

200

200

унификация концепций языкового образования в русских и националь-
ных общеобразо-
вательных учреждениях Российской Федерации

14. Экспертиза действующих и разработка эксперименталь-
ных концепций учебной литературы нового поколения для общеобразова-
тельных учреждений Российской Федерации

средства бюджетов субъектов Российской Федерации

4000

1000

1000

1000

1000

подготовка эксперимен-
тальных концепций учебной литературы нового поколения для общеобразо-
вательных учреждений Российской Федерации (русский язык и литература)

15. Разработка программ преподавания русского языка и литературы в школах русской диаспоры

внебюджетные средства

800

150

150

150

350

формирова-
ние учебно-методических программ преподавания русского языка и литературы в школах русской диаспоры

16. Разработка концепций языкового образования и подготовка эксперименталь-
ных образовательных программ русского языка для национальных общеобразова-
тельных учреждений России

средства бюджетов субъектов Российской Федерации

4000

1000

1000

1000

1000

создание эксперимен-
тальных программ русского языка для националь-
ных общеобразо-
вательных учреждений России

17. Подготовка образовательных программ по русскому языку и литературе в соответствии с планируемым переходом
школьной образовательной системы на 12-летнее обучение

средства бюджетов субъектов Российской Федерации

200

200

-

-

-

формирова-
ние новых образова-
тельных программ в области русской словесности

18. Разработка курсов дистанционного обучения русскому языку, литературе и культуре России

внебюджетные средства

2200

600

600

600

400

создание курсов дистанцион-
ного обучения русскому языку, литературе и культуре России

Итого


12040

3190

2950

2950

2950


в том числе:

средства бюджетов субъектов Российской Федерации


9040

2440

2200

2200

2200


внебюджетные средства


3000

750

750

750

750


Русский язык в средствах массовой информации

19. Научно-методические рекомендации по русскому языку и культуре речи для работников средств массовой информации

федеральный бюджет

310

50

100

75

85

разработка научно-методических рекоменда-
ций по совершенст-
вованию функциони-
рования русского языка в средствах массовой информации, практикума по культуре речи для работников средств массовой информации

20. Анализ влияния средств массовой информации на процесс обучения русскому языку

федеральный бюджет

280

50

70

75

85

подготовка научных публикаций по изучению тенденций влияния языка средств массовой информации на процесс обучения русскому языку

21. Использование средств массовой информации для пропаганды русского языка

федеральный бюджет

230

-

50

75

105

подготовка аналитичес-
ких обзоров состояния русскоязыч-
ных средств

и русской культуры за рубежом в условиях новой геополитической ситуации

массовой информации в странах Балтии (по странам)

Итого


820

100

220

225

275


в том числе средства федерального бюджета


820

100

220

225

275


3. Русский язык как мировой язык

Исследования в области обучения русскому языку как иностранному

22. Исследования в области функционирова-
ния русского языка и национально-языковых процессов в государствах -участниках СНГ и странах Балтии. Русский язык в контексте интеграционных процессов в государствах -участниках СНГ и странах Балтии

федеральный бюджет

450

125

125

90

110

подготовка аналитичес-
ких обзоров и монографий по функциони-
рованию русского языка в государствах - участниках СНГ и странах Балтии

23. Разработка новых методов обучения русскому языку как иностранному, в том числе с учетом целей и задач дистанционного обучения

федеральный бюджет

500

50

60

165

225

создание дистанцион-
ных курсов по обучению русскому языку как иностранному

Итого


950

175

185

255

335


в том числе средства федерального бюджета


950

175

185

255

335


Русский язык как средство ознакомления с культурой России

24. Изучение социолингвисти-
ческого и культурологичес-
кого аспектов функционирова-
ния русского языка как языка международного общения

федеральный бюджет

110

-

-

50

60

подготовка научных публикаций по социолинг-
вистическим и культурологи-
ческим
аспектам функциони-
рования русского языка как языка международ-
ного общения (в отдельных государствах - участниках СНГ)

25. Разработка гибких моделей языкового образования в соответствии с требованиями мировых образовательных систем

федеральный бюджет

100

50

50

-

-

создание гибких моделей обучения русскому языку

26. Лингвокультуро-
логическое описание русского языка

федеральный бюджет

240

50

50

70

70

формирова-
ние лингво-культурологи-
ческого тезауруса русского языка

Итого


450

100

100

120

130


в том числе средства федерального бюджета


450

100

100

120

130


Русский язык в системе образования иностранных граждан и соотечественников,
живущих за рубежом

27. Подготовка учебно-методических материалов по русскому языку для обучающихся за рубежом

федеральный бюджет

829

60

179

255

335

создание учебно-методических материалов по русскому языку для детей соотечест-
венников, проживающих за рубежом, учебников по русскому языку для школ Эстонской Республики
(с эстонским языком обучения)

Итого


829

60

179

255

335


в том числе средства федерального бюджета


829

60

179

255

335


Всего по части I "Научно-исследователь-
ские работы"


27290

7090

7018

7174,8

6007,2


в том числе:

средства федерального
бюджета


7250

1400

1568

1724,8

2557,2


средства бюджетов


11040

2940

2700

2700

2700


субъектов Российской Федерации








внебюджетные средства


9000

2750

2750

2750

750


Часть II. Прочие нужды

1. Повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного

28. Разработка эффективных стратегий и технологий для формирования профессиональ-
но-педагогической культуры преподавателей русского языка как иностранного

федеральный бюджет

1050

400

650

-

-

создание и внедрение инновацион-
ных форм повышения квалифика-
ции преподава-
телей русского языка как иностранного

29. Разработка инновационных технологий в обучении русскому языку как иностранному

федеральный бюджет

1024

400

624

-

-

создание комплекса программ по русскому языку как иностранному для различных категорий обучающихся на основе инновацион-
ных технологий обучения

30. Разработка гибких моделей обучения русскому языку как иностранному в разных странах с учетом конкретных условий организации учебного процесса

федеральный бюджет

1500

500

1000

-

-

создание комплектов учебно-методических и дидактичес-
ких материалов с учетом конкретных условий организации процесса обучения русскому языку как иностранному

31. Повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного (граждан Российской
Федерации)

федеральный бюджет

7850

600

250

3500

3500

организация курсов повышения квалифика-
ции для преподавате-
лей русского языка как
иностранного

32. Повышение квалификации преподавателей русского языка, работающих за рубежом, с учетом условий организации образовательного процесса в разных странах

федеральный бюджет

7500

200

300

3500

3500

организация курсов повышения квалифика-
ции для преподавате-
лей русского языка, работающих за рубежом

33. Организация курсов повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного на основе дистанционных образовательных технологий

федеральный бюджет

8000

-

-

4000

4000

организация курсов повышения квалифика-
ции преподавате-
лей русского языка как иностранного на основе дистанцион-
ных образова-
тельных технологий и их программно-методическое сопровожде-
ние; создание нового учебно-методическо-
го комплекса по русскому языку для 5-6 и 10-11 классов общеобразо-
вательных учреждений (электронная версия)

Итого


26924

2100

2824

11000

11000


в том числе:

средства федерального бюджета


26924

2100

2824

11000

11000


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»