ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2003 года N 88-э/1
Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов на услуги
по транспортировке газа по газораспределительным сетям
(с изменениями на 26 октября 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
приказа ФСТ России от 15 августа 2006 года N 186-э/3
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
письмом ФЭК России от 15 апреля 2004 года N ОЖ-1191/9 (исправление опечатки);
приказом ФСТ России от 26 октября 2004 года N 142-э/1 (Российская газета, N 263, 26.11.2004).
____________________________________________________________________
Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2004 года Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
2. Признать утратившими силу с 1 января 2004 года постановление ФЭК России от 4 июля 2001 года N 42/7 "Об утверждении Методики определения тарифов на услуги (тарифов на транспортировку газа по местным сетям) газораспределительных организаций" (в редакции постановления ФЭК России от 10 октября 2001 года N 62/5), постановление ФЭК России от 14 января 2000 года N 2/10 "Об утверждении Общих указаний по применению тарифов на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам" (в редакции постановления ФЭК России от 16 марта 2001 года N 15/6), постановление от 04.07.2001 N 42/7 (в редакции от 10.10.2001 N 62/5) в государственной регистрации не нуждается (письмо Минюста Российской Федерации от 07.08.2001 N 07/8127-ЮД); постановление от 14.01.2000 N 2/10 (в редакции от 16.03.2001 N 15/6) зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2001, регистрационный N 2681.
Председатель Федеральной
энергетической комиссии
Российской Федерации
Г.Кутовой
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
10 декабря 2003 года,
регистрационный N 5317
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по регулированию тарифов на услуги по транспортировке
газа по газораспределительным сетям
(с изменениями на 26 октября 2004 года)
____________________________________________________________________
По тексту настоящего документа с 7 декабря 2004 года слова "регулирующий орган (ФЭК России)" заменены словами "регулирующий орган (ФСТ России)" - приказ ФСТ России от 26 октября 2004 года N 142-э/1. - См. предыдущую редакцию.
____________________________________________________________________
1. Настоящие Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее - Методические указания) разработаны во исполнение Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 2, ст.175), в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 328 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 21, ст.2001).
2. Методические указания определяют принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее - тарифы), а также особенности их применения на территории Российской Федерации.*2)
3. Тарифы применяются при расчетах за услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее - транспортировка газа). *3)
4. Услуги по транспортировке газа оказываются организациями, в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети (далее - ГРО), всем потребителям услуг по транспортировке газа (далее - потребитель услуг), получившим доступ к газораспределительным сетям в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 48, ст.5937).*4)
5. Расчет тарифов предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем субъекту регулирования (ГРО) получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для:
а) возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с транспортировкой газа;
б) обеспечения получения обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемом виде деятельности (до разработки методики определения размера стоимости основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых в транспортировке газа, учитывается размер чистой прибыли в регулируемом виде деятельности, необходимый для покрытия согласованных расходов субъектов регулирования (ГРО);
в) учета в структуре тарифов всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Формирование экономически обоснованных расходов по обычным видам деятельности организации и их отнесение на регулируемый вид деятельности основывается на ведении раздельного учета затрат по указанному виду деятельности в соответствие с:
- частями первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными федеральными законами от 31.07.98 N 146-ФЗ и от 05.08.2000 N 117-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 2000, N 32, ст.3340);
- Положением по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000, утвержденным приказом Минфина России от 27.01.2000 N 11н, не нуждается в государственной регистрации - письмо Минюста России от 16.03.2000 N 1838-ЭР;
- Положением по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000, утвержденным приказом Минфина России от 13.01.2000 N 5н, зарегистрированным Минюстом России 10.05.2000, регистрационный N 2215;
- Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.99 N 32н, с изменениями от 30.12.99, 30.03.2001, зарегистрированным Минюстом России 31.05.99, регистрационный N 1791;
- Положением по бухгалтерскому учету "Расходы предприятия" ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н; зарегистрированным Минюстом России 31.05.99, регистрационный N 1790;
- другими принятыми в установленном порядке нормативными документами.
7. В целях настоящих Методических указаний также применяются следующие правила учета расходов субъекта регулирования (ГРО):
а) операционные и внереализационные доходы и расходы субъекта регулирования (ГРО), возникающие вследствие осуществления регулируемого вида деятельности (в случае возможности такого выделения), учитываются в расчете тарифов полностью;
б) операционные и внереализационные доходы и расходы субъекта регулирования (ГРО), возникающие вследствие осуществления других видов деятельности (в случае возможности такого выделения), в расчете тарифов не учитываются;
в) прочие операционные и внереализационные доходы и расходы субъекта регулирования (ГРО) учитываются в расчете тарифов пропорционально доле выручки по регулируемому виду деятельности в общей сумме выручки субъекта регулирования (ГРО).
г) аналогичные изложенным выше в данном пункте подходы используется при формировании чистой прибыли с учетом положений п.4;
д) в случае оказания субъектом регулирования (ГРО) услуг сторонним организациям по техническому обслуживанию и эксплуатации газораспределительных сетей отнесение расходов по обычным видам деятельности, аналогичных осуществляемым в рамках указанных сервисных договоров, на регулируемый вид деятельности осуществляется исходя из общей суммы указанных расходов, пересчитанной на коэффициент отношения протяженности газораспределительных сетей, принадлежащих субъекту регулирования (ГРО) на праве собственности или на иных законных основаниях, к общей протяженности обслуживаемых субъектом регулирования (ГРО) газораспределительных сетей.*7.4)
8. В случае, если субъект регулирования (ГРО) осуществляет транспортировку газа, используемого впоследствии на собственные и технологические нужды, указанный объем газа не учитывается в расчете тарифов (кроме объема газа, используемого на альтернативные коммерческие цели, - в случае реализации на сторону продукции, полученной вследствие его использования в качестве топлива и (или) сырья).
9. Фактические и плановые расходы субъекта регулирования (ГРО) подлежат анализу с учетом действующих нормативов, их экономической обоснованности, а также фактических индексов-дефляторов по прошлым периодам и прогнозных на период регулирования.
10. Полученная субъектом регулирования (ГРО) экономия расходов по регулируемому виду деятельности в результате внедрения передовых методов организации труда, энерго- и ресурсосберегающих технологий, а также других мероприятий по сокращению расходов в случае представления в регулирующий орган (ФСТ России) обоснования по проведенным мероприятиям не учитывается при определении тарифов в течение 3 лет.
11. При проведении расчета тарифов учитывается незапланированный убыток прошлых лет (незапланированная прибыль, кроме прибыли, возникшей в связи с проведением мероприятий по сокращению расходов), полученный субъектом регулирования (ГРО) от регулируемого вида деятельности. При этом возможно покрытие незапланированного убытка прошлых лет по согласованному с регулирующим органом (ФСТ России) графику в течение нескольких лет.
12. Пункт исключен с 7 декабря 2004 года - приказ ФСТ России от 26 октября 2004 года N 142-э/1. - См. предыдущую редакцию.
____________________________________________________________________
Пункты 13-48 предыдущей редакции с 7 декабря 2004 года считаются соответственно пунктами 12-47 настоящей редакции - приказ ФСТ России от 26 октября 2004 года N 142-э/1.
____________________________________________________________________
12. На услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ГРО до сетей конечного потребителя (здесь и далее под ним понимаются юридические и физические лица, использующие газ в качестве топлива и (или) сырья) устанавливается тариф на транспортировку до конечных потребителей (далее - тариф на транспортировку). Тариф на транспортировку устанавливается дифференцированно по группам конечных потребителей (абзац в редакции, введенной в действие с 7 декабря 2004 года приказом ФСТ России от 26 октября 2004 года N 142-э/1, - см. предыдущую редакцию).*12)
Для проведения дифференциации тарифа на транспортировку конечные потребители разделяются на следующие группы в зависимости от объемов потребления газа:
1-я группа - конечные потребители с объемом потребления газа свыше 100 млн.м в год:
2-я группа - конечные потребители от 10 до 100 млн.м в год включительно;
3-я группа - конечные потребители с объемом потребления газа до 10 млн.м в год включительно;
4-я группа - население.
В целях настоящих Методических указаний в группу "население" включаются физические лица, использующие газ в качестве топлива для личных нужд, а также жилищно-строительные кооперативы, кондоминиумы и иные подобные конечные потребители (далее - население). При этом объемы потребления указанными конечными потребителями принимаются за вычетом объемов газа, используемых для централизованного отопления и для коммерческих целей, которые учитываются при проведении дифференциации тарифа на транспортировку для прочих групп конечных потребителей.
Все прочие конечные потребители разносятся по группам исходя из прогнозного годового объема потребления газа.
13. В соответствии с Федеральным законом от 31.03.99 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1667) и постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2001 N 335 "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 19, ст.1667) в тариф на транспортировку, устанавливаемый для всех групп конечных потребителей (кроме группы "население"), могут включаться специальные надбавки для финансирования программ газификации и расходы на уплату дополнительно возникающих от ее применения налоговых платежей.*13)
14. На транспортировку газа, проходящего по газораспределительным сетям данной ГРО и предназначенного для газоснабжения конечных потребителей, не входящих в зону обслуживания данной ГРО (далее - транспортировка газа в транзитном потоке), устанавливается отдельный тариф (далее - транзитный тариф) (пункт в редакции, введенной в действие с 7 декабря 2004 года приказом ФСТ России от 26 октября 2004 года N 142-э/1, - см. предыдущую редакцию).
15. В случае, если ГРО осуществляет транспортировку газа на территории нескольких субъектов Российской Федерации, допускается установление дифференцированных по различным субъектам Российской Федерации тарифов исходя из определяемых раздельно по каждому субъекту Российской Федерации показателей ГРО по регулируемому виду деятельности.
16. Тарифы, рассчитываемые в соответствии с настоящими Методическими указаниями, устанавливаются в рублях и копейках за транспортировку 1000 м газа без учета налога на добавленную стоимость.
17. Для утверждения (пересмотра) тарифов субъект регулирования (ГРО) вместе с заявлением об установлении (пересмотре) тарифов представляет в регулирующий орган (ФСТ России) следующие материалы:
расчет тарифов с обосновывающими материалами по формам приложений NN 2-8;
- бухгалтерский баланс (с приложениями) субъекта регулирования (ГРО) на последнюю отчетную дату;
- постатейное обоснование изменения размера затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), исходя из раздельного учета продукции (услуг) и затрат на ее производство по регулируемому виду деятельности;
- обоснование необходимой прибыли по регулируемому виду деятельности;
- планы капитальных вложений указанной организации на соответствующий год по регулируемому виду деятельности в целях учета в структуре тарифов затрат на привлечение заимствований и других источников финансирования инвестиций согласно этим планам, а также отчеты по использованию инвестиционных средств за предыдущие периоды;
- сравнительные данные по статьям затрат по регулируемому виду деятельности и размеру балансовой прибыли за предыдущие 3 года.