МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 19 июня 2002 года N 559


Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому
учету основных средств сельскохозяйственных организаций


В целях разъяснения особенностей бухгалтерского учета основных средств в сельскохозяйственных организациях и в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 года N 26н, регламентирующим общие принципы учета основных средств в народном хозяйстве,

приказываю:

1. Утвердить разработанные Департаментом бухгалтерского учета и отчетности Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств в сельскохозяйственных организациях (далее - Методические рекомендации).

2. Департаменту бухгалтерского учета и отчетности организовать своевременное изготовление и доведение данных Методических рекомендаций до организаций и предприятий агропромышленного комплекса для внедрения в систему бухгалтерского учета с 1 января 2002 года.

3. Признать утратившим силу отраслевое Положение (Методические рекомендации) по учету основных средств сельскохозяйственных организаций (предприятий), утвержденное приказом Минсельхозпрода России от 16 декабря 1998 года N 769.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.В.Антонца.

Министр
А.В.Гордеев

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
 по бухгалтерскому учету основных средств
в сельскохозяйственных организациях

     

     

1. Общие положения

1. Методические рекомендации по учету основных средств в сельскохозяйственных организациях (далее - Методические рекомендации) составлены с учетом требований Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (далее - ПБУ 6/01), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года N 26н и Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 июля 1998 года N 33н (с изменениями от 28 марта 2000 года N 32н). Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях регламентации имеющихся отраслевых особенностей бухгалтерского учета основных средств в сельскохозяйственных организациях (далее - Методические рекомендации).

2. ПБУ 6/01 устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах во всех отраслях и видах хозяйственных формирований и является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

3. К особенностям учета основных средств в сельскохозяйственных организациях, определяемых спецификой хозяйственной деятельности в отрасли сельского хозяйства, относятся наличие особенностей:

в первичной учетной документации основных средств, в организации синтетического и аналитического учета, корреспонденции счетов, бухгалтерских регистрах;

в начислении и учете амортизации по ряду объектов основных средств, в учете земельных участков, имеющих денежную оценку и не имеющих таковой, учете орошаемых и осушенных земель;

в составе основных средств капитальных затрат по коренному улучшению земель и порядке их учета, в учете арендованных земель и сданных в аренду, учете земельных угодий, разделенных по паям (долям) между работниками сельскохозяйственных организаций и другими пользователями;

в учете основных средств и продуктивного скота, приобретенного на лизинговой основе, учете основных средств, находящихся на консервации, учете выбытия отдельных видов основных средств;

в учете ремонта отдельных объектов основных средств, учете выбытия основных средств;

в учете основных средств при формировании основного стада за счет выращивания собственного молодняка и приобретения взрослых животных со стороны;

в учете садов, виноградников, многолетних насаждений, полезащитных лесных полос, других видов насаждений;

в учете животных на выращивании и откорме, выбракованных из основного стада и др.

     

2. Особенности первичной учетной документации основных средств

4. В сельском хозяйстве используются межведомственные типовые формы первичной документации по учету основных средств:

акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1);

акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (форма N ОС-3);

акт на списание основных средств (форма N ОС-4);

акт на списание автотранспортных средств (форма N ОС-4а);

инвентарная карточка учета основных средств (форма N ОС-6);

инвентарный список основных средств (по местам нахождения) - форма N ОС-9;

акт о приемке оборудования (форма N ОС-14);

акт приемки-передачи оборудования в монтаж (форма N ОС-15);

акт о выявленных дефектах оборудования (форма N ОС-16).

5. В качестве специализированных ведомственных форм первичной документации по учету движения основных средств, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.07.96 N 215, используются:

акт приема-передачи основных средств (форма N 101-АПК);

акт приема-передачи отремонтированных и реконструированных объектов (форма N 102-АПК);

акт приема многолетних насаждений и передачи их в эксплуатацию (форма N 103-АПК);

акт на списание зданий и сооружений (форма N 104-АПК);

акт на списание машин, оборудования и транспортных средств (форма N 105-АПК);

акт на выбраковку животных из основного стада - индивидуальный (форма N 106-АПК);

акт на выбраковку из основного стада - групповой (форма N 107-АПК);

акт на списание многолетних насаждений (форма N 108-АПК);

инвентарная карточка учета многолетних насаждений (форма N 109-АПК);

акт на оприходование земельных угодий (форма N 111-АПК).

Документы по оприходованию основных средств включают следующие формы:

- N 101-АПК - акт приема-передачи основных средств;

- N 103-АПК - акт приема многолетних насаждений и передачи их в эксплуатацию;

- N 111-АПК - акт на оприходование земельных угодий.

6. Акт приема-передачи основных средств (форма N 101-АПК) предназначен для оформления и принятия в состав основных средств отдельных объектов при вводе их в эксплуатацию, при внутреннем перемещении основных средств из одного подразделения в другое и для оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию.

В акте заполняются все обязательные реквизиты, включая нормативно- справочные. Составляет акт комиссия, утвержденная приказом (распоряжением) руководителя сельскохозяйственной организации. К акту прилагается техническая документация, относящаяся к соответствующему объекту. После подписи всех членов комиссии акт передается в бухгалтерию организации. Акт утверждается руководителем организации. В бухгалтерии производятся записи в инвентарных карточках учета основных средств, а техническая документация после этого передается в службу главного инженера.

Акт составляется в двух экземплярах при передаче основных средств другой организации (для организации, сдающей и принимающей основные средства), при внутреннем перемещении основных средств. При этом производятся соответствующие отметки в инвентарных списках основных средств подразделений, а инвентарные карточки перемещают по новому местонахождению основных средств.

7. Акт приема многолетних насаждений и передачи их в эксплуатацию (форма N 103-АПК) предназначен для оформления приема законченных выращиванием многолетних насаждений и передачи их в эксплуатацию по плодовым насаждениям (после наступления плодоношения) и по полезащитным насаждениям (после смыкания крон, в возрасте не менее 5 лет). Акт подписывают члены комиссии, он утверждается руководителем сельскохозяйственной организации, после чего передается вместе с технической документацией в бухгалтерию, а техническая документация передается в службу главного агронома.

Акт приема многолетних насаждений и передачи их в эксплуатацию используется также для оформления закладки многолетних насаждений и ежегодного списания затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений со счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и присоединения их к стоимости молодых насаждений, еще не принятых в эксплуатацию и числящихся на счете 01 "Основные средства" как "Молодые насаждения". В каждом таком акте указывается "промежуточный за ... год", в последнем акте на принятие многолетних насаждений в эксплуатацию указывается "Итоговый акт" с заполнением всех реквизитов о приеме насаждений в эксплуатацию.

8. Акт на оприходование земельных угодий (форма N 111-АПК) предназначен для принятия на учет земельных угодий, имеющих стоимостную оценку.

В документе дается полная характеристика принимаемых на баланс земельных угодий: площадь, вид угодий, место расположения, конфигурация, данные о плодородии, балансовая стоимость, основание приобретения, указываются прилагаемые документы, послужившие основанием для составления акта, ответственное лицо, за кем закреплен участок.

Акт подписывают члены комиссии, он утверждается руководителем сельскохозяйственной организации, затем передается в бухгалтерию для зачисления земельных угодий в состав основных средств на дебет счета 01 "Основные средства" с кредита счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" (с предварительным отражением на основании документов по приобретению участка по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" субсчет "Приобретение земельных участков" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками").

На основании указанного акта делаются соответствующие записи об основных параметрах нового земельного участка в Земельной кадастровой книге сельскохозяйственной организации.

Основные средства, поступившие безвозмездно от других организаций, выявленные при инвентаризации неучтенные объекты основных средств, объекты неинвентарного характера (улучшение земель, раскорчевка площадей, лесные и водные угодья и др.) принимают на учет по актам, составленным соответствующими комиссиями.

9. Изготовленные в своих мастерских инвентарь и хозяйственные принадлежности со сроком эксплуатации свыше 12 месяцев и другие виды основных средств принимаются на учет на основании накладных внутрихозяйственного назначения и нарядов на сдельную работу (групповых или индивидуальных), в которых дается характеристика изготовленных объектов.

10. При формировании основного стада продуктивного рабочего скота путем выращивания молодняка животных в своей организации создается специальная комиссия в следующем составе: зооинженер, ветеринарный врач, представитель бухгалтерии, скотник, за которым закреплено животное, и др., которая составляет акт на перевод животных из группы в группу (форма N СП-47) или (N 214-АПК). Взрослый скот, купленный у поставщиков, принимается на учет на основании договора, счета-фактуры, племенного свидетельства и акта приема-передачи основных средств, в котором указывается вид животных, порода, пол, живая масса, возраст и другая информация, характеризующая принимаемых и передаваемых животных.

11. Для отражения операций по списанию основных средств предназначены следующие документы:

а) акт на списание зданий и сооружений (форма N 104-АПК), в котором оформляют списание зданий и сооружений при полной или частичной их ликвидации и иных случаев выбытия. В этом акте указывается балансовая стоимость объектов, сумма начисленной амортизации (износа), число капитальных ремонтов и затраты на их проведение. При ликвидации объекта на оборотной стороне акта отражаются затраты по ликвидации (с ссылкой на соответствующие первичные учетные документы) и поступления от ликвидации: наименование ценностей, количество и сумма материально-производственных запасов и соответствующие документы.

Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и утверждается руководителем сельскохозяйственной организации. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию для отражения в регистрах по учету основных средств, второй экземпляр служит основанием для оформления сдачи на склад при ликвидации основных средств оставшихся материальных ценностей.

б) Акт на списание машин, оборудования и транспортных средств (форма N 105-АПК), которым оформляется выбытие непригодных к дальнейшему использованию машин, оборудования и транспортных средств при полной или частичной их ликвидации.

В акте указывается первоначальная стоимость объекта, сумма начисленной амортизации (износа), количество капитальных ремонтов и затраты на них, объем выполненных работ за период эксплуатации, отсутствующие детали, техническое состояние основных деталей, узлов и дается заключение комиссии о списании с баланса соответствующей машины, оборудования  или транспортного средства.

В отдельном разделе акта указываются затраты по ликвидации (со ссылкой на первичные учетные документы) и поступление от ликвидации (также со ссылкой на первичные учетные документы) материальных ценностей.

Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и после утверждения руководителем сельскохозяйственной организации и принятия решения о списании техники первый экземпляр передается в бухгалтерию для отражения в регистрах аналитического и синтетическою учета.

Второй экземпляр акта является основанием для оформления сдачи на склад оставшихся в результате ликвидации запасных частей, других материалов.

в) Акт на выбраковку животного из основного стада (индивидуальный) (форма N 106-АПК) применяется для оформления выбраковки из основного стада продуктивного или рабочего скота при утрате им хозяйственно-полезных качеств: значительном снижении продуктивности и способности к воспроизводству, работоспособности вследствие неизлечимых болезней, травматических повреждений, старости и т.п. с передачей его на забой, постановку на откорм или продажу.

Акт составляется комиссией, в которую обязательно должны входить главный (старший) ветврач, а при необходимости - зоотехник-селекционер, управляющий (заведующий) и зоотехник отделения фермы. В акте также отражается живая масса (кг) животного при выбраковке, первоначальная стоимость, амортизация (для рабочего скота), причина выбраковки (диагноз болезни). При убое животного непосредственно после выбраковки в акте указывается полученная продукция и ее дальнейшее назначение (использование).

Акт подписывается членами комиссии, утверждается руководителем сельскохозяйственной организации и после этого является основанием для записи в регистрах аналитического и синтетического учета.

г) Акт на выбраковку животных из основного стада (групповой) (форма N 107-АПК), как и предыдущая форма, предназначен для оформления выбраковки из основного стада продуктивного или рабочего скота, но не индивидуальных животных, а нескольких (единовременно) при утрате ими хозяйственно-полезных качеств либо при обновлении стада.

В акте индивидуально перечисляются все животные, выбраковываемые из основного стада, с указанием клички или номера, возраста, пола, упитанности, живой массы (по данным учета и фактически), причины выбраковки и дальнейшего назначения (использования).

Акт подписывается членами комиссии, утверждается руководителем сельскохозяйственной организации, затем на его основании производятся записи в соответствующие регистры бухгалтерского учета по движению животных.

д) Акт на списание многолетних насаждений (форма N 108-АПК) используется для списания многолетних насаждений при утрате ими производственного значения (после истечения периода биологического плодоношения) или нецелесообразности их к дальнейшей эксплуатации (изреженности свыше 70% на 1 га, стихийных бедствий и т.п.). Акт составляется комиссией, в состав которой должен входить бригадир садоводческой бригады (при ликвидации сада) или агролесомелиоратор (при ликвидации полезащитной полосы или иных насаждений).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»