Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 16 декабря 1998 года N 769


Об утверждении отраслевого положения
(методических рекомендаций) по учету основных средств
сельскохозяйственных организаций (предприятий)

____________________________________________________________________
Утратил силу в связи с отменой отраслевого Положения
(Методические рекомендации)
, утвержденного настоящим приказом
на основании приказа Минсельхоза России от 19 июня 2002 года N 559.
____________________________________________________________________

Во исполнение приказов Министерства финансов Российской Федерации от 3 сентября 1997 года N 65н и от 20 июля 1998 года N 33н об утверждении Положения и Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, регламентирующих общие принципы учета основных средств в народном хозяйстве,

приказываю:

1. Утвердить разработанные Управлением бухгалтерского учета, отчетности и ревизионной работы и фирмой "Финучетсервис" отраслевое Положение (Методические рекомендации) по учету основных средств сельскохозяйственных организаций (предприятий).

2. Управлению бухгалтерского учета, отчетности и ревизионной работы организовать тиражирование и доведение данного Положения до местных сельскохозяйственных органов для внедрения в систему бухгалтерского учета с 1 января 1999 года.

Министр
В.А.Семенов

УПРАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ОТЧЕТНОСТИ
И РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ

Отраслевые методические рекомендации
по учету основных средств в сельскохозяйственных организациях (предприятиях)

____________________________________________________________________
Утратили силу на основании
приказа Минсельхоза России от 19 июня 2002 года N 559.
____________________________________________________________________

     

1. Общие положения

1.1. Настоящие отраслевые методические рекомендации по учету основных средств в сельском хозяйстве составлены с учетом требований Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденного приказом Минфина РФ от 3 сентября 1997 года N 65н и Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 года N 33н.

1.2. Если Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах во всех отраслях и видах хозяйственных формирований и является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств определяют общие положения организации учета основных средств во всех отраслях и видах хозяйственных формирований, то настоящие отраслевые методические рекомендации по учету основных средств регламентируют имеющиеся отраслевые особенности бухгалтерского учета основных средств в организациях (предприятиях) отрасли сельского хозяйства.

1.3. К числу отраслевых особенностей учета основных средств в сельскохозяйственных организациях (предприятиях), определяемых спецификой хозяйственной деятельности в отрасли, относятся: особенности первичной документации по учету основных средств, организации синтетического и аналитического учета ряда видов деятельности, корреспонденции счетов, бухгалтерских регистров по учету основных средств, особенности в начислении амортизации по ряду объектов основных средств, учета земельных участков, имеющих денежную оценку и не имеющих таковой, учета орошаемых и осушенных земель, учета в составе основных средств капитальных затрат по коренному улучшению земель, учета арендованных земель и сданных в аренду, учета земельных угодий, разделенных по паям (долям) между работниками сельскохозяйственных организаций и другими пользователями, учета основных средств и продуктивного скота, приобретенного на лизинговой основе, учета основных средств, находящихся на консервации, учета выбытия (списания) отдельных видов основных средств, учета ремонта отдельных объектов основных средств, учета основных средств в сельском хозяйстве, созданных на долевой основе, учета основных средств при выбытии участников в различных организационно - правовых формированиях, учета основных средств при формировании основного стада за счет выращивания собственного молодняка и приобретения взрослых животных со стороны; учета садов, виноградников, многолетних насаждений, полезащитных лесных полос, других видов насаждений, учета животных на выращивании и откорме, выбракованных из основного стада и др.

2. Особенности первичной документации по учету основных средств

2.1. В сельском хозяйстве на общих основаниях используются межведомственные формы первичной документации по учету основных средств: акт (накладная) приемки - передачи основных средств (форма ОС-1), акт приемки - сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (форма ОС-3), акт на списание основных средств (форма ОС-4), акт на списание автотранспортных средств (форма 4а), инвентарная карточка учета основных средств (форма ОС-6), акт о приемке оборудования (форма ОС-14), акт приемки передачи оборудования в монтаж (форма ОС-15), акт о выявленных дефектах оборудования (форма ОС-16).

2.2. В качестве специализированных, отраслевых сельскохозяйственных форм первичного учета основных средств, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 26 июля 1996 года N 215, используются: акт приема многолетних насаждений и передачи их в эксплуатацию (форма N 103-АПК), акт на выбраковку животных из основного стада индивидуальный (форма N 106-АПК), акт на выбраковку животных из основного стада - групповой (форма N 107-АПК), акт на списание многолетних насаждений (форма N 108-АПК), инвентарная карточка учета многолетних насаждений (форма N 109-АПК), акт на оприходование земельных угодий (форма N 111-АПК).

2.2.1. Акт приема многолетних насаждений и передачи их в эксплуатацию (форма N 103-АПК) используется для оформления приема законченных выращиванием многолетних насаждений и передачи их в эксплуатацию как по плодовым насаждениям (после наступления плодоношения), так и по защитным насаждениям (после смыкания крон, в возрасте не менее 5 лет). Акт подписывают члены комиссии, утверждает руководитель организации, после чего он используется в бухгалтерии для соответствующих записей в инвентарную карточку учета многолетних насаждений (форма N 109-АПК).

Акты по форме 103-АПК используются также для оформления закладки многолетних насаждений и ежегодного списания затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений со счета 08 "Капитальные вложения" и присоединения их к стоимости молодых насаждений, еще не принятых в эксплуатацию и числящихся на счете 01 "Основные средства" в разделе "Молодые насаждения". В этих случаях в каждом таком акте пишется "промежуточный за ... год", а в последнем акте на принятие многолетних насаждений в эксплуатацию указывается "Итоговый акт" с заполнением всех реквизитов о приеме в эксплуатацию.

2.2.2. Акт на выбраковку животного из основного стада индивидуальный (форма N 106-АПК) применяется для оформления выбраковки из основного стада продуктивного или рабочего скота при утрате им хозяйственно-полезных качеств, значительного снижения продуктивности и способности к воспроизводству, снижению работоспособности вследствие неизлечимых болезней, травматических повреждений, старости и т.п. с передачей его на забой, постановку на откорм или реализацию.

Акт составляется комиссией, в которую обязательно должны входить главный (старший) ветврач, а при необходимости - зоотехник селекционер, управляющий (заведующий) и зоотехник отделения, фермы. В акте также указываются живая масса (кг) животного при выбраковке, первоначальная стоимость, износ (для рабочего скота), причины выбраковки (диагноз болезни). При убое животного непосредственно после выбраковки в акте указывается полученная продукция и ее дальнейшее назначение (использование).

Акт подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации и после этого является основанием для записи в регистры бухгалтерского учета на списание с баланса соответствующего животного.

2.2.3. Акт на выбраковку животных из основного стада групповой (форма N 107-АПК), как и предыдущая форма, используется для оформления выбраковки из основного продуктивного или рабочего скота, но не индивидуальных животных, а нескольких (единовременно) при утрате ими хозяйственно - полезных качеств, либо при обновлении стада.

В акте указываются члены комиссии с соблюдением тех же правил, что и по предыдущему акту, индивидуально отражаются все животные, выбраковываемые из основного стада с указанием клички или номера, возраста, пола, упитанности, живой массы (по данным учета и фактически), причины выбраковки и дальнейшего назначения (использования).

Акт подписывают члены комиссии, утверждает руководитель организации, после чего на основании его делают записи в соответствующие регистры бухгалтерского учета по движению животных.

2.2.4. Акт на списание многолетних насаждений (форма N 108-АПК) используется для отражения списания многолетних насаждений при утрате ими производственного значения (как правило, после истечения биологического плодоношения) или нецелесообразности их дальнейшей эксплуатации (изреженности свыше 70% на 1 га, стихийных бедствий и т.п.). Акт составляется комиссией, в состав которой должен входить бригадир садоводческой бригады (при ликвидации сада) или агролесомелиоратор (при ликвидации полезащитной полосы или иных насаждений).

В акте фиксируется название насаждений, инвентарный номер, порода и сорт, площадь, год посадки, количество деревьев (кустарников) по данным последней инвентаризации, наличие пригодных деревьев (кустарников), процент изреженности, балансовая стоимость насаждений, сумма износа, заключение комиссии о раскорчевке.

На оборотной стороне акта указываются результаты раскорчевки: произведенные затраты (по статьям со ссылкой на документы), поступления от раскорчевки (виды ценностей, их количество, сумма, ссылка на документы).

Акт подписывают члены комиссии, утверждает руководитель организации, после чего он поступает в бухгалтерию для отражения операций по списанию насаждений и оприходованию ценностей по счетам бухгалтерского учета. Списание с баланса многолетних насаждений производится только после их полной раскорчевки.

2.2.6. Инвентарная карточка учета многолетних насаждений (форма N 109-АПК) используется для инвентарного (пообъектного) учета всех видов многолетних насаждений. Инвентарные карточки открывают в бухгалтерии на каждый вид, породу и сорт многолетних насаждений в хозяйстве. На многолетние насаждения одного вида, породы, сорта, но разных лет посадки или расположенных в разных местах (бригадах, садах) также открывают отдельные карточки. Карточки открывают на весь период нахождения многолетних насаждений в хозяйстве. Ведут каждую карточку в одном экземпляре на основании актов приема многолетних насаждений и передачи их в эксплуатацию (форма N 103-АПК) и актов на списание многолетних насаждений (форма N 108-АПК).

2.2.5. Акт на оприходование земельных угодий (форма N 111-АПК) предназначен для использования в качестве документа для оприходования поступивших (купленных либо поступивших по аналогичным причинам) земельных угодий, имеющих стоимостную оценку. Документ используется для оприходования этих земельных угодий по счету учета основных средств с кредита счета учета капитальных вложений, субсчет "Приобретение земельных участков".

В документе дается полная характеристика принимаемых на баланс земельных угодий: площадь, вид угодий, место расположения, конфигурация, данные о плодородии, балансовая стоимость, источник поступления, указываются прилагаемые документы, послужившие основанием для составления акта, и указывается ответственное лицо, за кем закреплен участок.

Акт подписывают члены комиссии, утверждает руководитель хозяйства. После чего он передается в бухгалтерию для зачисления земельных угодий на счет учета основных средств с кредита счета учета капитальных вложений (с предварительным отражением на основании документов по приобретению участка по дебету счета учета капитальных вложений и кредиту счета учета расчетов с поставщиками).

На основании указанного акта делаются также соответствующие записи об основных параметрах нового земельного участка в Земельной кадастровой книге хозяйства.

2.3. При инвентаризации основных средств применяются следующие формы: типовая - инвентаризационная опись основных средств (форма N ИНВ-1) и ведомственные - утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 25.09.95 N 271; инвентаризационная опись рабочего скота и продуктивных животных, птицы и пчелосемей (форма N ИНВ 20-АПК); инвентаризационная опись многолетних насаждений (форма N ИНВ 21-АПК); инвентаризационная опись питомников (форма N ИНВ 22-АПК); инвентаризационная опись земельных угодий (форма N ИНВ 25-АПК). Указания по заполнению данных форм приведены в выпуске N 17 фирмы "Финучетсервис" за 1996 год.

3. Организация синтетического и аналитического учета
основных средств

3.1. Организация синтетического и аналитического учета основных средств в сельском хозяйстве строится в полном соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ-6/97 и Методическими указаниями по учету основных средств от 20 июля 1998 года N 33н с учетом отраслевых особенностей в выделении субсчетов, которые определяются специфичностью многих объектов основных средств в отрасли.

3.2. По счету учета основных средств в сельском хозяйстве выделяются следующие субсчета:

1. "Собственные основные средства" (кроме субсчетов 3 - 7);

2. "Арендованное имущество";

3. "Земельные участки и объекты природопользования";

4. "Скот рабочий, продуктивный и другие животные";

5. "Многолетние насаждения";

6. "Объекты неинвентарного характера";

7. "Прочие основные средства".

3.2.1. На субсчете 1 учитывают собственные основные средства общего производственного и непроизводственного назначения, кроме собственных основных средств, учитываемых на субсчетах (3 - 7), выделяемых строго по отраслевому признаку. Конкретно на субсчете 1 учитывают: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты (не относящиеся к МБП), производственный и хозяйственный инвентарь. Внутри субсчета основные средства подразделяют по установленным классификационным группам.

3.2.2. На субсчете 2 учитывают долгосрочно арендуемые основные средства, а также лизинговое имущество, если по условиям договора это имущество учитывается на балансе организации (предприятия). Основные средства, арендуемые на других условиях, учитываются на забалансовом счете "Арендованные основные средства".

3.2.3. На субсчете 3 учитывают наличие и движение земельных участков, лесных и водных угодий, месторождений ископаемых, переданных в соответствии с действующим законодательством организации (предприятию) в собственность, а также приобретенных за плату. По указанным объектам основных средств амортизация не начисляется.

3.2.4. На субсчете 4 учитывают наличие и движение всех видов взрослого скота, отраженного в составе основных средств (продуктивного и рабочего): крупный рогатый скот, лошади, свиньи, овцы, козы, олени, буйволы, ослы и др. При этом амортизация начисляется только по рабочему скоту (кроме волов, буйволов, оленей).

3.2.5. На субсчете 5 учитывают наличие и движение всех видов молодых и принятых в эксплуатацию многолетних насаждений, включая полезащитные лесные полосы. Молодые и принятые в эксплуатацию многолетние насаждения учитываются раздельно. Амортизация по молодым (не принятым в эксплуатацию) многолетним насаждениям не начисляется.

3.2.6. На субсчете 6 учитывают наличие и движение капитальных вложений неинвентарного характера в земельные участки, лесные и водные угодья, недра, предоставленные организации (предприятию) в пользование. Сами земельные участки, лесные и водные угодья, месторождения ископаемых, предоставленные организации (предприятию) в пользование, в системном бухгалтерском учете не отражаются и учитываются только в натуральном (количественном) выражении. Вложения в собственные земельные и другие угодья (числящиеся на балансовом учете по счету учета основных средств) в обычном порядке после их завершения присоединяются к инвентарной стоимости объекта.

3.2.7. На субсчете 7 учитывают библиотечные фонды, спортивный инвентарь и другие объекты, не включенные в субсчета 1 - 6.

3.3. Аналитический учет по счету учета основных средств ведут по каждому объекту основных средств с группировкой их по видам и действующим классификационным группам основных средств.

4. Особенности корреспонденции счетов бухгалтерского учета

4.1. По учету основных средств в сельскохозяйственных организациях (предприятиях) действует типовая корреспонденция счетов с особенностями операций, характерных для сельскохозяйственного производства. Это в основном операции, связанные с движением животных основного стада и операций по лизингу.

4.2. Движение животных основного стада, по которым начисляется амортизация (рабочий скот: лошади, ослы, верблюды и т.п.), отражается в бухгалтерском учете в установленном порядке: при их поступлении по дебету счета учета основных средств, при их выбытии по кредиту этого же счета и дебету счета учета списания (реализации) основных средств с одновременным списанием числящейся амортизации на дебет счета учета амортизации основных средств и кредит счета учета списания (реализации) основных средств.

4.3. Движение животных основного стада, по которым не начисляется амортизация, при их выбытии со счета учета основных средств на внутрихозяйственные нужды: на откорм, забой, перевод на другую ферму и т.п. по счету учета списания (реализации) основных средств не отражается, т.к. происходит простое перемещение внутри хозяйства, а амортизация по этим животным не начисляется. Соответствующие операции оформляются прямыми записями, минуя счет учета списания (реализации) основных средств, с кредита счета учета основных средств в дебет счетов по каналам движения: при переводе на откорм - в дебет счета учета животных на выращивании и откорме, при передаче на забой - в дебет счета учета основного производства, при передаче на другую ферму - внутренняя запись по счету учета основных средств. Счет учета списания (реализации) основных средств при этих операциях не используется, т.к. по дебету и кредиту будет отражена одна и та же сумма, а транзитные операции по счетам международными стандартами не рекомендуются во избежание засорения счетов излишними оборотами в одинаковых суммах.

4.4. При выбытии животных основного стада за пределы хозяйства (реализация, бартер и т.п.) в обязательном порядке операция проводится через счет списания (реализации) основных средств: на дебет счета списывается балансовая стоимость животных, по кредиту в корреспонденции со счетами учета расчетов отражается договорная (реализационная) стоимость. Отличие от основных операций в данном случае состоит только в том, что на кредит счета учета списания (реализации) основных средств не списывается амортизация, т.к. по продуктивным животным основного стада (а также по части рабочих волы, буйволы, олени) амортизация не начисляется. При этом имеется в виду, что стоимость этих животных полностью возмещается за счет их мяса при забое и начисление амортизации является излишним.

4.5. При выбытии животных в случае падежа их стоимость списывается со счета учета основных средств в дебет счета учета списания (реализации) основных средств, со счета учета амортизации основных средств списывается в кредит этого счета амортизация (если она начислялась), затем с кредита счета учета списания (реализации) основных средств стоимость животного относится в дебет счета учета недостач и потерь от порчи ценностей, а с кредита этого счета - на виновное лицо в дебет счета учета расчетов с персоналом по прочим операциям. Одновременно начисляется разница в оценке до рыночной стоимости, которая также относится на виновное лицо с кредита счета учета доходов будущих периодов. Затем по мере удержания (погашения) данная сумма задолженности будет списываться со счета учета расчетов с персоналом по прочим операциям. Одновременно соответствующая внесенная часть разницы до рыночной стоимости будет списываться с дебета счета учета доходов будущих периодов в кредит счета учета прибылей и убытков. И такие операции будут повторяться до полного погашения долга.

4.6. При оприходовании лизингового имущества, учитываемого на балансе лизингополучателя, делается запись по дебету счета учета основных средств, субсчет "Арендованное имущество" с кредита счета учета капитальных вложений, субсчет "Приобретение основных средств по договору лизинга". При выкупе лизингового имущества лизингополучатель делает только внутренние проводки по счету учета основных средств и счету учета амортизации основных средств: с субсчетов арендованных основных средств и амортизации арендованного имущества на дебет субсчета собственных основных средств и на кредит субсчета амортизации основных средств.

5. Особенности регистров по учету основных средств

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»