____________________________________________________________________
Утратило силу с 29 декабря 2010 года на основании
приказа ФТС России от 13 декабря 2010 года N 2406
____________________________________________________________________
В целях реализации положений Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст.2066)
обязываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей (далее - Порядок).
2. Начальников таможенных органов Российской Федерации обеспечить применение Порядка при работе с обеспечением уплаты таможенных платежей.
3. Главное управление федеральных таможенных доходов (Э.А.Сафаров) осуществлять функции учета и контроля за работой таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей.
4. Заместителя председателя ГТК России А.А.Каульбарса осуществлять контроль за исполнением настоящего распоряжения.
Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2004 года.
Председатель Комитета
действительный государственный советник
таможенной службы Российской Федерации
М.В.Ванин
ПОРЯДОК
работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей (далее - Порядок) устанавливает порядок работы таможенных органов со следующими способами обеспечения уплаты таможенных платежей (статья 340 Таможенного кодекса Российской Федерации, далее - Таможенный кодекс)*:
________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст.2066.
- залогом товаров и иного имущества;
- банковской гарантией;
- внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог);
- поручительством.
Порядок разработан в соответствии с положениями Таможенного кодекса и частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс)*.
________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301; 1996, N 9, ст.773; N 34, ст.4026; 1999, N 28, ст.3471; 2001, N 17, ст.1644; N 21, ст.2063; 2002, N 12, ст.1093; N 48, ст.4746; N 48, ст.4737; 2003, N 2, ст.167.
2. Используемые понятия:
а) работа таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей - совокупность действий по определению суммы обеспечения, принятию, учету и хранению обеспечения, по процедуре обращения взыскания на предоставленное обеспечение, по возврату предоставленного обеспечения;
б) срок исполнения обязательства, обеспеченного гарантией, - срок исполнения обязательств принципала перед таможенными органами, обеспеченных банковской гарантией, в течение которого должно быть исполнено данное обязательство;
в) сумма банковской гарантии - сумма, на которую выдана банковская гарантия, в пределах которой таможенный орган вправе требовать уплаты задолженности принципала;
г) таможенный приходный ордер (далее - ТПО) - документ, содержащий расчет размера обеспечения и подтверждающий внесение обеспечения уплаты таможенных платежей в виде банковской гарантии, договора залога или поручительства;
д) таможенная расписка - документ, подтверждающий внесение обеспечения уплаты таможенных платежей в виде денежного залога;
е) отдел по учету обеспечения - подразделение таможенного органа, осуществляющее работу с обеспечением, а именно:
- в случае, если обеспечение вносится в таможню, - отдел федеральных таможенных доходов и учета денежных средств таможни;
- в случае, если обеспечение вносится в региональное таможенное управление, - отдел организации взимания таможенных платежей управления.
3. Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случаях:
- предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей;
- условного выпуска товаров;
- перевозки и (или) хранения иностранных товаров;
- осуществления деятельности в области таможенного дела (статья 337 Таможенного кодекса);
- для выпуска товаров до истечения срока уплаты таможенных пошлин, налогов (статья 149 Таможенного кодекса);
- если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены (пункт 3 статьи 153 Таможенного кодекса);
- в соответствии с пунктом 4 статьи 377 Таможенного кодекса;
- в соответствии с пунктом 2 статьи 391 Таможенного кодекса;
- в иных случаях, предусмотренных Таможенным кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации (статья 17 Таможенного кодекса); при принятии решения о необходимости внесения обеспечения таможенные органы руководствуются настоящим Порядком, а также иными нормативными правовыми актами ГТК России.
4. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не требуется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тысяч рублей.
5. Обеспечение уплаты таможенных платежей может производиться любым из указанных в пункте 1 настоящего Порядка способов по выбору плательщика, с учетом компетенции таможенных органов на принятие решения о применении конкретного способа обеспечения.
Решение о принятии обеспечения исполнения обязательств по уплате таможенных платежей в виде денежного залога принимается таможенным постом (таможней), перед которым возникает обеспечиваемое обязательство, либо вышестоящим таможенным органом с учетом положений пункта 13 Порядка.
Решение о принятии обеспечения исполнения обязательств по уплате таможенных платежей в виде банковской гарантии принимается таможней, перед которой возникает обеспечиваемое обязательство, либо вышестоящим таможенным органом с учетом положений пункта 13 Порядка.
Решение о принятии обеспечения исполнения обязательства по уплате таможенных платежей в виде залога товаров и иного имущества или поручительства принимает ГТК России. При этом договор залога или поручительства заключается таможней, перед которой возникает обеспечиваемое обязательство, либо вышестоящим таможенным органом с учетом положений пункта 13 Порядка. ГТК России устанавливает случаи и перечень категорий лиц, уполномоченных выступать поручителями перед таможенными органами, заключение договоров поручительства с которыми возможно производить на уровне таможни без получения дополнительного разрешения ГТК России.
Возможно применение нескольких способов обеспечения уплаты таможенных платежей по одному обязательству.
6. При принятии решения о выпуске товаров либо помещении их под таможенную процедуру в случаях, указанных в пункте 3 Порядка, основанием такого решения является документ, подтверждающий внесение требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей (ТПО, таможенная расписка).
7. Если в результате проведения таможенным органом дополнительной проверки, в соответствии с пунктом 3 статьи 153 Таможенного кодекса, установлено, что сведения, заявленные при декларировании товаров, являются недостоверными и таможенным органом принимается решение о взыскании неуплаченных таможенных платежей за счет обеспечения, вносятся соответствующие изменения в электронную копию ГТД в порядке, установленном иными нормативными правовыми актами ГТК России.
8. Размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом исходя из сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта, и не может превышать размер указанных сумм (пункт 1 статьи 338 Таможенного кодекса).
9. Если при установлении размера обеспечения уплаты таможенных платежей невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, об их наименовании, о количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, размер обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их количества, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений (пункт 2 статьи 338 Таможенного кодекса).
10. В случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 153 Таможенного кодекса, размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом как разница между суммой таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены, и суммой уплаченных таможенных пошлин, налогов (пункт 3 статьи 338 Таможенного кодекса).
11. В случае если ГТК России устанавливается фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении отдельных видов товаров (пункт 4 статьи 338 Таможенного кодекса), такое решение доводится до таможенных органов отдельным нормативным актом ГТК России.
12. Если одним и тем же лицом совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенный орган принимает обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения всех таких операций - генеральное обеспечение (статья 337 Таможенного кодекса).
13. Таможенные органы принимают генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения таможенных операций в нескольких таможенных органах, если такое обеспечение может быть использовано любым из таможенных органов в случае нарушения обеспеченных обязательств (статья 337 Таможенного кодекса). ГТК России устанавливает случаи и перечень категорий лиц, уполномоченных вносить генеральное обеспечение, а также порядок учета и контроля за применением генерального обеспечения уплаты таможенных платежей отдельным нормативным правовым актом.
II. Порядок работы таможенных органов с банковской гарантией
14. Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей принимают банковские гарантии, выданные банками, кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в Реестр банков и иных организаций.
15. Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение банком или страховой организацией (гарантом) обязательств декларанта, перевозчика или лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, а также иных лиц, указанных в статье 16 Таможенного кодекса (далее - принципал), перед таможенным органом (далее - бенефициар).
16. Таможенные органы принимают банковскую гарантию, если она содержит перечень документов, которые должны быть представлены гаранту при выставлении требования гаранту:
- копия банковской гарантии;
- письменное подтверждение, составленное в произвольной форме, о неисполнении принципалом обязательств, обеспеченных банковской гарантией;
- копии документов, подтверждающих факт неисполнения принципалом своих обязательств, обеспеченных банковской гарантией.
17. Банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если в гарантии не предусмотрено иное. На момент принятия таможенным органом банковской гарантии в качестве обеспечения она должна быть действующей. Срок действия банковской гарантии - это определенный в банковской гарантии срок, в течение которого таможенные органы могут требовать от гаранта уплаты денежных сумм в случае неисполнения принципалом своих обязательств перед таможенными органами. Рекомендуется принимать банковские гарантии, срок действия которых не превышает 14 месяцев.
18. Решение о принятии либо об отказе в принятии банковской гарантии принимается в течение двух рабочих дней со дня ее представления в таможенный орган.
19. Решение о принятии банковской гарантии в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей принимается начальником таможенного органа или заместителем начальника таможенного органа по экономике (первым заместителем начальника регионального таможенного управления - начальником службы федеральных таможенных доходов) на основании заключения отдела по учету обеспечения.
20. После принятия решения, указанного в пункте 19 Порядка, должностным лицом отдела по учету обеспечения оформляется ТПО в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России.
21. Учет банковских гарантий осуществляется отделом по учету обеспечения, в соответствии с Правилами ведения Реестра банков и иных кредитных организаций, утвержденными приказом ГТК России от 01.09.2003 N 949 (зарегистрирован Минюстом России 30.09.2003, рег. N 5125).
22. Банковская гарантия хранится в отделе по учету обеспечения в соответствии с порядком, установленным для хранения бланков строгой финансовой отчетности.
23. Копия ТПО должностным лицом отдела по учету обеспечения передается в подразделение таможенного органа, принявшее решение о необходимости внесения обеспечения. Об исполнении обеспечиваемого обязательства указанное подразделение письменно информирует отдел по учету обеспечения в течение 5 рабочих дней с даты исполнения обязательства.
24. Уплата таможенных платежей должна быть обеспечена непрерывно в течение всего срока действия обязательства. Отдел по учету обеспечения должен осуществлять контроль за наличием и достаточностью обеспечения исполнения обязательств принципала. За 20 календарных дней до истечения срока действия банковской гарантии принципалу в письменной форме за подписью начальника таможенного органа направляется письменное уведомление о необходимости представления новой банковской гарантии или обеспечении исполнения своих обязательств иным способом, предусмотренным настоящим Порядком.
25. По истечении срока действия банковской гарантии ее копия хранится вместе с подлинником новой банковской гарантии, представленной по тому же обязательству.
26. Подлинник банковской гарантии подлежит возврату принципалу или гаранту при выполнении принципалом своих обязательств перед таможенным органом.
27. Подлинник банковской гарантии возвращается принципалу или гаранту на основании представленного в таможню письменного заявления в произвольной форме и оригинала третьего экземпляра ТПО.
28. Срок рассмотрения заявления не должен превышать пяти рабочих дней со дня его представления. Должностное лицо отдела по учету обеспечения проверяет выполнение обязательства перед таможенным органом принципалом, а также наличие других оснований для возвращения банковской гарантии.
29. Решение о возвращении банковской гарантии принимается лицом, указанным в пункте 19 Порядка.