____________________________________________________________________
Утратило силу с 9 октября 2004 года на основании
приказа ФСТ России от 24 августа 2004 года N 43-э/2
____________________________________________________________________
Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые методические указания по расчету тарифов на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности).
2. Утвержденные в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления Методические указания вступают в силу в установленном порядке.
И.о. Председателя Федеральной
энергетической комиссии
Российской Федерации
Ю.Сахарнов
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
28 октября 2003 года,
регистрационный N 5206
1. Настоящие "Методические указания по расчету тарифов на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности)" (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 16, ст.1316; 1999, N 7, ст.880; 2003, N 2, ст.158; N 13, ст.1180; N 28, ст.2894), Федеральным законом "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст.1177) и "Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы ценообразования) и "Правилами государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 226 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 15, ст.1431).
2. Методические указания определяют методологию расчета тарифов на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности).
3. Методические указания предназначены для применения Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации (далее - Комиссия) и организациями, оказывающими услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности).
4. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Федеральном законе "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ, Федеральном законе "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ и Основах ценообразования.
5. Экономически обоснованный размер тарифов на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее именуются также - услуги) рассчитывается исходя из необходимости компенсации организации, оказывающей услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности), расходов, связанных с оказанием услуг и обеспечения экономически обоснованной прибылью.
6. Экономически обоснованный размер тарифов за услуги рассчитывается исходя из условий раздельного учета расходов по видам деятельности.
7. В случае если организация, оказывающая услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности), помимо деятельности по оказанию этих услуг осуществляет иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные доходы от этой деятельности не учитываются при расчете размера тарифов за указанные услуги.
8. Избыточные и непроизводительные расходы исключаются из размера тарифа. Основания для исключения указанных расходов приведены в пункте 29 Основ ценообразования.
9. Выявленные по данным отчетности не использованные в течение предшествующего (базового) периода регулирования средства по отдельным статьям расходов учитываются Комиссией при установлении размера тарифов на следующий период регулирования в качестве источника покрытия расходов следующего периода регулирования.
10. Комиссия на основе предварительно согласованных с ней мероприятий по сокращению расходов организации, оказывающей услуги, в соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования, в течение 2 лет после окончания срока окупаемости затрат на проведение этих мероприятий сохраняет расчетный уровень удельных расходов, сложившихся в период, предшествующий сокращению расходов.
11. Полученные организацией, оказывающей услуги, в течение расчетного периода регулирования дополнительные доходы от деятельности, расходы на которую включены в тарифы, учитываются Комиссией при установлении размеров тарифов на последующий расчетный период регулирования.
12. В случае если организация, оказывающая услуги, в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении размера тарифов на расчетный период регулирования, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию (работы, услуги), потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются Комиссией при установлении размера тарифов на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
13. Необходимая валовая выручка (НВВ) на расчетный период регулирования для покрытия обоснованных расходов, связанных с оказанием услуг с учетом корректировок по избытку средств (исключению необоснованных расходов) и возмещению недостатка средств, рассчитывается по формуле:
(1)
где:
- необходимый доход организации, оказывающей услуги, в расчетном периоде регулирования, обеспечивающий компенсацию экономически обоснованных расходов на оказание услуг и получение прибыли, определяемых в соответствии с настоящими Методическими указаниями (тыс.руб.);
- экономически обоснованные расходы организации, оказывающей услуги, подлежащие возмещению (со знаком "+") и исключению из (со знаком "-") в соответствии с пунктами 9-12 настоящих Методических указаний (тыс.руб.).
14. Определение состава расходов и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, Основами ценообразования и настоящими Методическими указаниями.
15. Расчет расходов, связанных с оказанием услуг, производится по следующим составляющим:
- сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, - исходя из действующих норм и цен на сырье и материалы, определяемых в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования;
- покупная энергия всех видов, расходуемая на производственные и хозяйственные цели, отопление зданий исходя из расчетных объемов потребления энергии, цен и тарифов, определяемых в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования;
- работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями, - исходя из необходимости проведения регламентных работ и цен и тарифов на указанные работы и услуги, определяемых в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования;
- топливо всех видов для обслуживания производственных и хозяйственных нужд, включая транспорт, - исходя из действующих норм и цен и тарифов, определяемых в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования;
- сумма амортизации основных фондов и нематериальных активов - в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации;
- расходы на оплату труда персонала - в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования;
- отчисления на социальные нужды (единый социальный налог и отчисления на страхование от несчастного случая на производстве, предусмотренные законодательством) - в размерах, установленных законодательством Российской Федерации;
- расходы на проведение ремонтных работ - в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктами 14 и 15 Основ ценообразования;
- оплата работ и услуг сторонних организаций (расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунального хозяйства, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и др.) - исходя из необходимости проведения работ (оказания услуг) и цен и тарифов на указанные работы и услуги, определяемых в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования;
- арендные платежи - исходя из состава арендованного имущества и ставок арендной платы, определяемых в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования;
- расходы на служебные командировки, включая оформление виз и сборов, - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- расходы на обучение и повышение квалификации персонала - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- расходы на страхование (имущества, ответственности и др.) - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- другие расходы - в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. Внереализационные расходы рассчитываются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
17. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов до их утверждения допускается в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации использовать в расчетах экспертные оценки на основе отчетных данных.
18. При расчете размера тарифов на услуги учитывается величина прибыли (расходы, не перечисленные в пунктах 15 и 16 настоящих Методических указаний), необходимая для обеспечения организации, оказывающей услуги, средствами на обслуживание привлеченного и заемного капитала, средствами на развитие и финансирование за счет прибыли других обоснованных расходов по следующим составляющим:
- налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые за счет прибыли, - в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
- развитие производства, в том числе на капитальные вложения, - исходя из программы производственного развития, утвержденной в установленном порядке (программы развития, как правило, содержат: перечень объектов, объем инвестиций, сроки их освоения, источник инвестиций (амортизация, прибыль, заемные средства и т.д.), расчет срока окупаемости инвестиций). Средства на осуществление капитальных вложений в производственное развитие определяются с учетом размера амортизационных отчислений, сумм возврата заемных средств и неиспользованной чистой прибыли за прошлые периоды;
- расходы на содержание и развитие социальной сферы, социальные нужды и выплаты персоналу - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- направление прибыли на прочие цели (с расшифровкой) - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
19. Для расчета размера тарифов на услуги используются следующие материалы:
- объем отпуска и поставки электрической энергии на оптовом рынке (таблица 1);
- расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов (таблица 2);
- расчет расходов на оплату труда (таблица 3);
- смета расходов, относимых на услуги, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (таблица 4);
- расчет источников финансирования капитальных вложений (таблица 5);
- справка о финансировании и освоении капитальных вложений (таблица 6);
- расчет необходимой прибыли (таблица 7);
- расчет экономически обоснованного размера тарифа на услуги (таблица 8);
- программа производственного развития (план капитальных вложений), согласованная в установленном порядке;
- расчет размера выпадающих доходов или дополнительно полученной выгоды в предшествующий период регулирования, выявленные на основании официальной отчетности или по результатам проверки хозяйственной деятельности;
- бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату;
- другие обосновывающие материалы и расчеты, нормы и нормативы расчета отдельных статей расходов по перечню, установленному регулирующим органом в соответствии с пунктами 9 и 10 Правил регулирования.
20. При заполнении таблиц расчетные показатели базового периода определяются:
- по экономическим (стоимостным) показателям - по фактическим показателям периода, предшествующего периоду регулирования;
- по показателям производственно-технического характера - по фактическим показателям соответствующего периода, предшествующего периоду регулирования.
21. Размер тарифа на услуги организации, оказывающей услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности), рассчитывается по формуле:
(2)