О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации

Рис.4.10

     

Динамика риска травмирования в ДТП пешеходов различных возрастных групп (1996-2002 годы)

          



Для молодых пешеходов характерен самый высокий уровень риска травмирования в ДТП (73-75 пострадавших на 100 тыс. человек этой возрастной группы). Молодые пешеходы в России, как и в других странах, являются наиболее мобильной частью населения; они к тому же склонны недооценивать опасность, переоценивать свои возможности и пренебрегать риском, поэтому последние несколько лет в условиях роста интенсивности дорожного движения и ослабления контроля за соблюдением Правил дорожного движения пешеходами наблюдается увеличение численности пострадавших и погибших пешеходов молодого возраста.

Наряду с уже указанными факторами, обусловившими рост дорожного травматизма пешеходов (неготовность дорожной инфраструктуры и неподготовленность отдельных категорий пешеходов к увеличению количества транспортных средств на улицах и дорогах, недостатки организации движения пешеходов, содержания и освещения дорог и улиц, и др.), следует отметить причины, связанные с недостатками системы управления в сфере обеспечения безопасности и организации дорожного движения.

Негативное влияние оказывает отсутствие упорядоченной структуры государственного управления в сфере организации дорожного движения. В настоящее время в структуре управления дорожно-транспортного хозяйства городов (кроме Москвы, С.-Петербурга) отсутствуют подразделения, осуществляющие функции управления в этой сфере. В большинстве городов не проработаны механизмы оценки существующего состояния дорожно-транспортных условий на основе регулярного сбора информации о транспортных и пешеходных потоках и ее анализа с учетом данных об аварийности, что исключает разработку и принятие оптимальных решений в сфере организации дорожного движения.

Исходя из высокого уровня и значительных масштабов, неблагоприятной динамики показателей дорожно-транспортного травматизма пешеходов, можно сделать вывод о том, что, если не предпринять специальных усилий, направленных на решение этой проблемы, она будет еще более обостряться. Поэтому повышение безопасности движения пешеходов должно стать приоритетным направлением на ближайшие несколько лет.

Для повышения безопасности движения пешеходов необходимо осуществить:

- исследование причин и обстоятельств ДТП с наездами на пешеходов (включая анализ статистических данных, проведение опросов, наблюдений, изучение различных документов и другие методы);

- обобщение передового опыта регионов и отдельных городов;

- разработку и реализацию специального проекта "Безопасность пешеходов" в подпрограмме "Безопасность дорожного движения" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" на период 2002-2010 годов (с учетом результатов проведенных исследований).

Мероприятия, направленные на предупреждение ДТП с участием пешеходов, должны предусматривать:

- строительство необходимого количества надземных и подземных пешеходных переходов;

- проектирование, оборудование и содержание пешеходных переходов в одном уровне (обеспечение их освещенности; создание островков безопасности, установку дорожных знаков и нанесение разметки; рациональное расположение перехода с точки зрения уменьшения расстояния, которое проходят пешеходы, пересекая проезжую часть дороги, и улучшения видимости; обеспечение безопасного состояния дорожного покрытия в местах ожидания);

- установку пешеходных ограждений;

- организацию жилых и пешеходных зон;

- ограничение скорости транспортных средств в жилых зонах, местах скопления пешеходов и контроль за соблюдением водителями этих ограничений (введение зонального ограничения скорости движения транспортных средств; применение искусственных неровностей для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств и др.);

- увеличение видимости пешеходов для водителей (использование светоотражающих элементов при пошиве одежды, особенно детской);

- усиление контроля за соблюдением правил дорожного движения водителями и пешеходами;

- проведение массовых информационно-пропагандистских кампаний по повышению безопасности пешеходов с учетом психофизиологических особенностей различных возрастных групп пешеходов (детей, молодежи, взрослых и пожилых пешеходов), включая организацию радио- и телепередач, выпуск целевой литературы и другой печатной продукции по обучению и пропаганде безопасного поведения населения на дорогах.

В рамках этого направления необходимо также реализовать мероприятия по предупреждению опасного поведения водителей в отношении пешеходов (по формированию общественного мнения о необходимости неукоснительного соблюдения правила "уступи дорогу" в отношении пешеходов, введению соответствующих методов обучения "осторожному вождению" в сочетании с усилением мер ответственности за нарушения правил проезда пешеходных переходов и контроля за соблюдением соответствующих правил со стороны водителей).