Статистика смертности Всемирной организации здравоохранения свидетельствует, что на долю транспортного травматизма приходится 30% и более смертельных исходов от несчастных случаев. В XX веке - "столетии смертей от несчастных случаев на дорогах", "пандемии транспортных катастроф" в условиях "перманентной войны среднего масштаба" автомобиль был причиной смерти около 30 млн. человек.
Среди всех пострадавших в ДТП более 60%, как правило, получают тяжелые механические политравмы и шок. Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показало, что происходит постепенное увеличение числа дорожных происшествий, в которых одновременно несколько человек получают травмы. Причем эти травмы характеризуются особой тяжестью повреждений в силу преобладания множественных (до 20%) и сочетанных (до 64%) травм, что усложняет оказание своевременной помощи пострадавшим.
Решение проблемы оказания помощи можно разбить на два этапа. На первом - стоит задача обнаружения места ДТП, оповещения соответствующих служб, обеспечения их прибытия на место ДТП и проведения работ по ликвидации последствий ДТП, в том числе оказание первой медицинской помощи. Второй этап связан с эвакуацией (доставкой) пострадавших в лечебные учреждения и оказанием медицинской помощи в полном объеме*.
________________
* В настоящем докладе рассматриваются вопросы оказания помощи пострадавшим в ДТП на первом этапе.
На первом этапе определяющим фактором является время с момента получения травм (возникновения ДТП) до оказания первой медицинской или доврачебной помощи (начала спасательных работ). Наиболее эффективно оказание помощи пострадавшим в течение 30 минут с момента их получения. По данным Минздрава России, в случае остановки дыхания у пострадавшего это время сокращается до 5-10 минут. Среди лиц, получивших первую медицинскую помощь в течение 30 минут после ранения, осложнения возникают в два раза реже, чем у лиц, которым этот вид помощи был оказан позже указанного срока. Отсутствие же помощи в течение первого часа после получения травмы увеличивает количество летальных исходов среди тяжело пораженных на 30%, до 3 часов - на 60% и до 6 часов - количество погибших возрастает почти вдвое.
Ввиду, как правило, непредвиденности (случайности) возникновения дорожно-транспортных происшествий нередко возникают ситуации несоответствия наличных сил и средств учреждений здравоохранения с их реальными потребностями при организации и оказании медицинской помощи. Это несоответствие усугубляется недостаточной материально-технической и лекарственной обеспеченностью отечественного здравоохранения.
Оказание помощи пострадавшим на месте ДТП осуществляют различные службы и организации (в основном подразделения Госавтоинспекции, учреждения здравоохранения и МЧС), а также граждане. Сотрудники Госавтоинспекции на месте ДТП осуществляют неотложные меры по эвакуации людей и оказанию им доврачебной помощи. Целью медицинских служб является организация быстрого оказания пострадавшим первой медицинской помощи, их доставки в медицинские учреждения и квалифицированное лечение травм.
Аварийно-спасательные формирования МЧС России участвуют, как правило, в оказании помощи пострадавшим в ДТП при их блокировании (зажатии), препятствующем допуску к ним медицинского персонала.
В настоящее время возрастают требования к догоспитальному медицинскому обеспечению пострадавших в ДТП. Реализация этого направления на практике невозможна без использования качественно нового подхода к подготовке специалистов, оказывающих экстренную медицинскую помощь в чрезвычайных ситуациях. Рациональная организация экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП возможна лишь в рамках системы, связывающей в единое целое обнаружение ДТП, оповещение о нем служб, участвующих в ликвидации его последствий, прибытие их на места ДТП, проведение при необходимости работ по ликвидации последствий ДТП, оказание догоспитальной и стационарной медицинской помощи.
Поэтому совершенствование системы спасения при ДТП должно прежде всего идти по пути сокращения времени обнаружения, оповещения и доставки к месту ДТП спасателей и медицинских работников. Задача сокращения времени обнаружения решается путем установки вдоль автомобильных дорог информационных щитов с указанием координат служб спасения, датчиков на транспортных средствах, сигнализирующих службам спасения о ДТП.
С 2000 года МЧС России ведутся работы по созданию автоматизированной информационно-управляющей системы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (АИУС РСЧС), завершение работ планируется в 2005 году. В рамках АИУС РСЧС в большинстве (80%) крупных городов страны созданы единые дежурно-диспетчерские службы, решающие задачи приема экстренной информации, в т.ч. о ДТП.
Однако поисково-спасательные формирования МЧС России привлекаются к ликвидации последствий ДТП лишь в каждом пятидесятом случае.
По данным МЧС России, среднее время прибытия аварийно-спасательных формирований на место ДТП составляет 20 минут после их оповещения. При этом среднее удаление спасателей от мест ДТП составляло 19,3 км. Министерством внутренних дел России установлены временные нормативы прибытия нарядов дорожно-патрульной службы на места ДТП, в которых пострадали люди, с момента получения соответствующей информации:
в гг.Москве и С.-Петербурге | - 20 минут; |
в других городах | - 15 минут; |
на федеральных автодорогах | - 20 минут; |
в прочих населенных пунктах и на других автодорогах | - 60 минут. |
Значительная удаленность дислокации подразделений Госавтоинспекции, аварийно-спасательных формирований и лечебных учреждений от мест ДТП (особенно происходящих вне населенных пунктов), перегруженность улично-дорожной сети, транспортные пробки в городах, наличие других препятствий на маршрутах движения затрудняют или делают невозможным оперативную доставку спасателей и своевременную эвакуацию пострадавших наземным транспортом. В этих условиях возникает необходимость в применении аварийно-спасательных вертолетов, позволяющих своевременно доставить требуемые силы и средства и эвакуировать пострадавших в безопасные места или лечебные учреждения. Улучшение системы спасения пострадавших в ДТП может быть достигнуто также путем совершенствования технологии спасения.
Одной из причин запаздывания в сроках начала оказания медицинский помощи на месте ДТП является блокирование (зажатие) пострадавших в салоне автомобиля, препятствующее доступу к ним медицинского персонала. В 2002 году МВД России, МЧС России и Минздравом России в рамкам Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" на период 2002-2010 годов разработан "Технический регламент ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий", в котором определены основные технологические операции, выполняемые спасателями при ликвидации последствий ДТП с зажатием пострадавших, их последовательность и необходимые средства для проведения.
Анализ результатов эксперимента по отработке спасательных вертолетных технологий в г.Москве и Нижегородской области свидетельствует о высокой эффективности вертолетных технологий при эвакуации пострадавших в лечебные учреждения. Время доставки пострадавших до городских лечебных учреждений составило 5-7 минут, до районных - 10-20 минут.
По данным Минздрава России, в 2001 году скорая медицинская помощь по поводу ДТП вызывалась в 202,7 тыс. случаях, число лиц, которые были доставлены в медицинские учреждения или которым была оказана помощь на месте, составило 266,0 тыс. человек. Общая летальность пострадавших в ДТП в 12 раз выше, чем при остальных травмах, инвалидность - в 6 раз, а пострадавшие нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще. Более 70% пострадавшим требуется дорогостоящее лечение в стационаре.
В 2001 году тремя федеральными министерствами (МЧС, МВД, Минздрав России) в Курской области и Краснодарском крае была проведена работа по изучению опыта взаимодействия органов управления, сил и средств различных ведомств, участвующих в ликвидации последствий ДТП. Результаты работы были рассмотрены и одобрены комиссиями по чрезвычайным ситуациям администраций этих субъектов Российской Федерации и Правительственной комиссией Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения. По итогам работы в 2002 году разработан проект положения о взаимодействии органов управления и сил МВД России, МЧС России и Минздрава России. Данный документ должен юридически закрепить права, обязанности и основы взаимодействия участников аварийно-спасательных работ на дорогах.
Несмотря на предпринимаемые в данном направлении меры, до настоящего времени отсутствуют разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в части организации и финансирования Единой системы оказания помощи пострадавшим в ДТП; нет единого документа, регламентирующего взаимодействие служб, сил и средств всех министерств и ведомств, участие их в ликвидации последствий ДТП; не налажена единая система связи; отсутствует единая научно-техническая политика в области спасения пострадавших в ДТП.
В работе по оказанию помощи пострадавшим, как правило, пассивную роль занимают участники дорожного движения. Водители, пешеходы и пассажиры транспортных средств, а также работники коммунальных, дорожных, транспортных служб, Госавтоинспекции знаний и практики оказания первой помощи практически не имеют. До 70% водителей не знают назначения предметов и медицинских препаратов, находящихся в автомобильной аптечке первой медицинской помощи. Одновременно у более половины транспортных средств такие аптечки вообще отсутствуют. Срок годности препаратов и предметов аптечек фактически не контролируется. Ответственность за неоказание первой медицинской помощи должностных лиц, первыми прибывших на место ДТП, отсутствует, работа по обучению участников дорожного движения, прежде всего водителей, приемам оказания первой помощи не осуществляется, контроль наличия и комплектности автомобильных аптечек должным образом не организован.