СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 1987 года N 1263
О приведении условий хозяйствования пароходств, предприятий и организаций Министерства морского флота СССР, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, в соответствие с Законом СССР о государственном предприятии (объединении)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________
В связи с принятием Закона СССР о государственном предприятии (объединении) Совет Министров СССР
постановляет:
1. Министерству морского флота СССР привести условия деятельности подведомственных пароходств, предприятий и организаций, переведенных с 1 января 1987 года на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, в соответствие с положениями Закона СССР о государственном предприятии (объединении).
Осуществить комплекс мер по дальнейшему совершенствованию экономических методов управления, улучшению организации планирования расширению прав и самостоятельности пароходств, предприятий и организаций.
Используя в полной мере преимущества новой системы хозяйствования, обеспечить своевременное и качественное удовлетворение потребностей народного хозяйства в морских перевозках грузов и пассажиров, дальнейший рост экономической эффективности работы морского транспорта. Всемерно расширять оказание платных услуг населению и развивать производство товаров народного потребления.
2. Госплану СССР, Министерству морского флота СССР и подведомственным ему пароходствам (предприятиям) обеспечить в двадцатой пятилетке разработку планов экономического и социального развития исходя из показателей плана на эту пятилетку и утвержденных экономических нормативов.
Госплану СССР доводить до Министерства, а Министерству - до пароходства (предприятий) в качестве основы для формирования планов:
а) исходные данные по следующим показателям, предусмотренным Законом СССР о государственном предприятии (объединении) в составе контрольных цифр:
общий объем перевозок (отправления) грузов в тоннах (расчетно) для заключения договоров;
прибыль (доход) от всех видов деятельности;
удельный вес перевозок сухогрузов с применением прогрессивных транспортно-технологических систем в общем объеме перевозок сухогрузов;
рост производительности труда;
показатели развития социальной сферы.
По промышленной деятельности Министерство доводит до пароходств (предприятий) исходные данные по объему производства промышленной продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении (расчетно) для заключения договоров;
б) государственные заказы. В составе государственных заказов Министерства морского флота СССР утверждаются объем перевозок экспортных и импортных грузов судами пароходств этого министерства по согласованию с Госпланом СССР и объем перевозок транспортным флотом каботажных грузов в районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним, - по согласованию с Госснабом СССР.
По промышленном деятельности государственные заказы на производство промышленной продукции для внутриотраслевого потребления утверждаются Министерством морского флота СССР, а для поставок продукции на экспорт и другим министерствам и ведомствам - министерством по согласованию с Госпланом СССР и Госснабом СССР;
в) лимиты государственных централизованных капитальных вложений для нового строительства и решения особо важных задач в соответствии с перечнем предприятий и объектов, включенных в государственный план, объемов строительно-монтажных и подрядных работ, централизованно распределяемых судов и других материально-технических ресурсов с учетом экономии.
3. Пароходства (предприятия) Министерства морского флота СССР с разрешения вышестоящего органа могут использовать формы хозяйственного расчета, основанные на нормативном распределении прибыли или дохода.
Утверждать пароходствам (предприятиям) следующие экономические нормативы:
платы за производственные фонды, трудовые, природные ресурсы;
отчислений от расчетной прибыли (дохода) в государственный (в том числе в местный) бюджет;
отчислений от расчетной прибыли (дохода), а также от амортизации, предназначенной на полное восстановление основных фондов, в централизованный фонд развития производства, науки и техники и резервы министерства;
образования фонда развития производства, науки и техники;
образования фонда социальною развития;
образования фонда материального поощрения и образования общего фонда заработной платы для пароходств (предприятий), применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении прибыли;
образования фонда валютных отчислений;
предельного уровня запасов товарно-материальных ценностей на рубль эксплуатационных расходов, объема реализации продукции, работ и услуг (на период 1988-1990 годов);
соотношения между приростом средней заработной платы и приростом производительности труда.
Учитывая важность экономических нормативов как основы хозрасчетного механизма хозяйствования, обратить особое внимание Министра морского флота СССР на необходимость обеспечения их стабильности и обоснованности, соблюдения равнонапряженных требований к использованию пароходствами (предприятиями) производственных ресурсов.
Фонд заработной платы (фонд оплаты труда) работников вновь вводимых в действие предприятий и объектов, а также фонды материального поощрения и социального развития для указанных предприятий и объектов определяются по нормативам, устанавливаемым с учетом нормативных сроков освоения производственных мощностей, и предусматриваются в планах экономического и социального развития отдельно.
4. Министерству морского флота СССР уточнить исходя из настоящего постановления перечень экономических нормативов, установленных пароходствам (предприятиям).
5. Установить, что в целях наиболее полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в морских перевозках грузов и пассажиров Министерство морского флота СССР определяет районирование и специализацию работы пароходств с учетом народнохозяйственных интересов и структуры флота пароходств.
6. Министерству морского флота СССР при организации материально-технического обеспечения подведомственных пароходств (предприятий) и сбыта их продукции исходить из необходимости всемерного развития оптовой торговли.
В этих целях Госснабу СССР и Госплану СССР сокращать объемы централизованно распределяемых материально-технических ресурсов, ежегодно определять совместно с министерством конкретные товарные группы (виды продукции) отрасли, подлежащие реализации на условиях оптовой торговли.
7. Министерству морского флота СССР при доведении до пароходств (предприятий) исходных данных для формирования планов учитывать необходимость всемерного применения безотходных технологий и осуществления других мероприятий, связанных с охраной окружающей среды.
Предусматривать в лимитах государственных централизованных капитальных вложений объемы работ для строительства особо важных природоохранных сооружений и установок.
8. Министерству морского флота СССР, руководствуясь постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1987 года N 1102, коренным образом перестроить деятельность научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций отрасли, нацелить их на достижение высокого уровня исследований и разработок, создание новейших транспортно-технологических систем, революционизирующих процессы перевозки и перегрузки грузов.
Перевести с 1 января 1988 года на полный хозяйственный расчет и самофинансирование все научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации отрасли, имея в виду обеспечить прямую зависимость развития этих организаций и оплаты труда их работников от эффективности деятельности, повышения качества и технического уровня разработок, а также от использования их в производстве.
9. Министерству морского флота СССР осуществить комплекс мер по укреплению финансового положения подведомственных пароходств (предприятий). Уделить особое внимание разработке и проведению в отрасли конкретных организационных и технических мероприятий, направленных на повышение эффективности работы планово-убыточных предприятий, с тем чтобы в 1990 году практически ликвидировать убыточность в отрасли.
10. Установить следующую очередность в распределении пароходствами (предприятиями) Министерства морского флота СССР прибыли (дохода):
плата за производственные фонды, трудовые и природные ресурсы;
уплата процентов за краткосрочный банковский кредит;
отчисления в государственный (в том числе в местный) бюджет;
отчисления министерству на образование централизованного фонда развития производства, науки и техники и резервов.
Остающаяся в распоряжении пароходств (предприятий) после внесения указанных платежей и отчислений прибыль (доход) направляется по утвержденным нормативам:
в фонд развития производства, науки и техники;
в фонд социального развития;
в фонд материального поощрения (в пароходствах и на предприятиях, применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении прибыли).
В пароходствах (на предприятиях), применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении дохода, единый фонд оплаты труда формируется как остаток хозрасчетного дохода коллектива после образования из него фонда развития производства, науки и техники и фонда социального развития.
11. Установить, что главнейшим критерием оценки деятельности пароходств (предприятий) Министерства морского флота СССР и материального стимулирования их трудовых коллективов является выполнение государственных заказов и договоров. При выполнении договорных обязательств по перевозкам грузов, поставкам продукции (работ, услуг) на 100 процентов фонд материального поощрения увеличивается на 15 процентов, а за каждый процент невыполнения - уменьшается на 3 процента. В пароходствах (на предприятиях), применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении дохода, фонд оплаты труда соответственно увеличивается на 1,5 процента и уменьшается на 0,3 процента. Увеличение фонда материального поощрения (фонда оплаты труда) производится за счет хозрасчетного дохода пароходств (предприятий) или централизованного фонда развития производства, науки и техники и резервов Министерства. Указанное увеличение (уменьшение) фонда материального поощрения (фонда оплаты труда) в основной эксплуатационной деятельности производится по нормативам, дифференцированным в зависимости от доли перевозок грузов, осуществляемых по договорам.
Для других предприятий (за исключением промышленной деятельности), входящих в состав пароходств, с учетом специфики их работы пароходства могут устанавливать другие фондокорректирующие показатели.
12. Разрешить морским портам Министерства морского флота СССР по результатам работы за каждый квартал направлять в фонд материального поощрения (фонд оплаты труда) морских портов 50 процентов разницы между полученной премией за досрочную обработку судов в порту (диспачем) и уплаченным штрафом за задержку судов под обработкой (демереджем) для премирования докеров-механизаторов и других работников морских портов, а также работников смежных организаций по транспортному узлу, содействовавших ускорению обработки судов.
13. Предусмотреть, что в случае нарушения пароходствами (предприятиями) Министерства морского флота СССР установленного по годам пятилетки нормативного соотношения между приростом средней заработной платы и приростом производительности труда соответствующая часть фонда материального поощрения (фонда оплаты труда) резервируется для ее использования при достижении нормативного соотношения или перечисляется в фонд социального развития на финансирование капитальных вложений.
14. Образовывать в Министерстве морского флота СССР централизованный фонд развития производства, науки и техники, а также резервы за счет отчислений от прибыли (дохода) и от амортизации, предназначенной на полное восстановление основных фондов, пароходств (предприятий) по стабильным нормативам.
Средства указанных фонда и резервов направляются на финансирование конкретных важнейших научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и капитальных вложений общеотраслевого характера, закупку судов, плавучих средств, оборудования, погашение банковских ссуд и уплату процентов по ним, возмещение убытков и финансирование других затрат планово-убыточных и малорентабельных пароходств (предприятий) по устанавливаемым в планах лимитам дотаций с их прогрессивным сокращением, на оказание временной финансовой помощи пароходствам (предприятиям) и организациям, осуществление природоохранных мероприятий, финансирование учебных заведений и на другие цели.
15*.
_________________
* Пункт 15 не приводится.
16. Учитывая особенность работы пароходств (предприятий) Министерства морского флота СССР, необходимость концентрации средств для осуществления ремонта, образовывать в Министерстве централизованный фонд ремонтных работ за счет отчислений части средств пароходств (предприятий), предназначенных для ремонта, по установленным нормативам. Средства централизованного фонда ремонтных работ направляются на ремонт гидротехнических сооружений, судов, перегрузочного оборудования и других основных фондов.
17. Установить, что порядок применения договорных тарифов при перевозках особо срочных и других грузов, требующих дополнительных затрат, определяется Министерством морского флота СССР по согласованию с Государственным комитетом СССР по ценам.
18. Учитывая специфику управления морским транспортом, необходимость эффективного использования производственных фондов, установить, что передача другим предприятиям и организациям, продажа, обмен, сдача в аренду, предоставление бесплатно во временное пользование либо взаймы, а также списание с баланса судов и перегрузочного оборудования производятся портами и промышленными предприятиями Министерства морского флота СССР по согласованию с соответствующими морскими пароходствами.
19. Министерству морского флота СССР внести по согласованию с Комиссией по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма необходимые уточнения в отраслевые методические и нормативные документы.
20. Считать утратившими силу пункты 3-8, 10, 11, абзац первый пункта 12, последний абзац пункта 15, пункт 16, пункт 17 (за исключением последнего абзаца), пункты 18, 19, 21-26, последний абзац пункта 35, пункт 39, пункт 40 (с сохранением действия абзаца первого, подпунктов "а", "в" и "г" в отношении пароходств (предприятий), не переведенных на условия оплаты труда, предусмотренные постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 года N 1115), пункты 41-50 постановления Совета Министров СССР от 4 сентября 1986 года N 1072.
21. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 1988 года.
Председатель
Совета Министров СССР
Н.Рыжков
Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М.Смиртюков
Текст документа сверен по:
"Сборник постановлений
Совета Министров СССР",
ноябрь, 1987 год