Недействующий
Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
И СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 1987 года N 1102

О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что последовательное проведение курса XXVII съезда партии на ускорение социально-экономического развития требует всемерного наращивания темпов и максимального использования достижений научно-технического прогресса, коренной перестройки деятельности научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических организаций.

Созданный в стране научно-технический потенциал, позволяющий решать крупные народнохозяйственные задачи, используется недостаточно эффективно. Допущено отставание по ряду важнейших научных направлений, не обеспечивается опережающее развитие науки и техники с учетом происходящей в мире научно-технической революции.

Развитие науки осуществлялось в последнее время не путем повышения эффективности деятельности научных организаций, а в основном за счет создания новых учреждений и увеличения численности их работников. Уровень и качество научных исследований и разработок зачастую не соответствуют современным научно-техническим требованиям и перспективам развития народного хозяйства.

Деятельность многих институтов и проектно-конструкторских организаций не оказывает существенного влияния на повышение технического уровня производства, допускается распыление сил и средств на выполнение работ, не имеющих ни научной, ни практической ценности.

Отсутствует должная ответственность и заинтересованность научных коллективов в решении стоящих перед ними задач, в высоких результатах проводимых исследований. Слабо стимулируются творчество и инициатива, поиск новых нетрадиционных решений.

Методы управления научными организациями устарели, опираются в основном на администрирование и директивность. Не применяется экономический подход к управлению наукой, отсутствует необходимая зависимость между доходами коллективов и результатами исследований.

Не отвечают современным требованиям сложившиеся методы хозяйствования в научных организациях, практика их взаимоотношений с заказчиками, а также с вышестоящими органами управления. Они не обеспечивают должной ответственности за технический уровень, качество и обновляемость продукции, сокращение затрат и сроков создания новых техники, технологии и материалов. Система планирования, финансирования и экономического стимулирования в научных организациях слабо увязана с интересами предприятий и не нацелена на достижение высоких конечных результатов производства.

Государственный комитет СССР по науке и технике, Академия наук СССР, министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных республик в своей практической деятельности смирились с низким техническим уровнем проводимых научных исследований и разработок, не обеспечивают концентрации сил и ресурсов научных организаций на приоритетных направлениях научно-технического прогресса, позволяющих вывести народное хозяйство на передовые позиции в мире, не осуществляют необходимого контроля за деятельностью подведомственных научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, зачастую загружают их работой по составлению всякого рода справок, отчетов и докладов.

В целях коренного улучшения деятельности научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических организаций, усиления их роли и ответственности в решении задач ускорения научно-технического прогресса, повышения эффективности общественного производства и во исполнение решений июньского (1987 год) Пленума ЦК КПСС об осуществлении научных исследований и разработок на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:

1. Считать необходимым осуществить перевод на полный хозяйственный расчет и самофинансирование научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических организаций (далее именуемых "научные организации"), используя новый хозяйственный механизм в науке и научном обслуживании как главный экономический рычаг ускорения научно-технического прогресса в народном хозяйстве и основу жизнедеятельности коллективов этих организаций. Исходить из того, что их деятельность должна осуществляться в соответствии с положениями Закона СССР о государственном предприятии (объединении).

2. Установить, что главной задачей научных организаций в новых условиях хозяйствования является последовательное претворение в жизнь стратегического курса партии на ускорение социально-экономического развития народного хозяйства, обеспечение передовых рубежей в научно-техническом прогрессе, полная мобилизация научного потенциала, создание атмосферы творчества в научных коллективах.

Первостепенное внимание уделять укреплению связей науки с производством, предусматривать непосредственное включение научных коллективов в работы по всему циклу "научные исследования, разработки - производство - сбыт - обслуживание". Повысить темпы и уровень исследований по всем направлениям развития советской науки и техники, резко увеличить практическую отдачу труда ученых, конструкторов и технологов. Обеспечить постоянную готовность науки к реализации запросов современной жизни, практики революционных преобразований, происходящих в стране, выходу на мировой технический уровень производства и качества продукции.

Активно развивать приоритетные направления научно-технического прогресса, обеспечивать выполнение работ по государственным целевым научно-техническим программами и планам межотраслевых научно-технических комплексов, практически ускорять создание принципиально новых техники, технологии и материалов, революционизирующих производство и позволяющих обеспечить высший мировой уровень и конкурентоспособность создаваемой продукции.

В кратчайший срок перестроить всю работу межотраслевых научно-технических комплексов. Считать важнейшей задачей научных организаций, обеспечивающих деятельность этих комплексов, Госплана СССР, Государственного комитета СССР по науке и технике, министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик многократное сокращение продолжительности цикла работ по созданию, освоению и широкомасштабному производству высокоэффективных видов техники, технологии и материалов новых поколений на главных направлениях научно-технического прогресса.

Обеспечить безусловное выполнение работ, определенных Комплексной программой научно-технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000 года, активно развивать и углублять интеграцию и кооперацию в сфере исследований и разработок с научными организациями и предприятиями социалистических стран.

3. Повысить ответственность научных организаций за научно-технический уровень и качество выпускаемой в народном хозяйстве по их профилю деятельности продукции (работ, услуг).

В полной мере использовать широкие возможности развития инициативы и предприимчивости научных работников и инженеров, существенно повысить качество и творческую отдачу интеллектуального кадрового потенциала, с тем чтобы эффективность и окупаемость производимых затрат стали нормой деятельности и главным критерием оценки результатов труда как научного коллектива в целом, так и каждого его работника.

Установить, что научные организации несут всю полноту ответственности за реализацию в исследованиях и разработках перспективных требований к техническому уровню и качеству продукции (работ, услуг), их соответствие мировым стандартам и конкурентоспособность. Они обязаны обеспечить удовлетворение требований заказчиков, рентабельную работу, выполнение обязательств перед бюджетом, банками и вышестоящим органом.

I. Основные принципы хозяйственной деятельности
научных организаций

4. Государственному комитету СССР по науке и технике, Госстрою СССР, Госагропрому СССР, министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить коренную перестройку деятельности научных организаций в новых условиях хозяйствования. Исходить из того, что научные организации наряду с производственными предприятиями являются социалистическими товаропроизводителями и в основу их работы должны быть положены принципы полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Они обеспечивают свое научно-техническое и социальное развитие за счет средств, заработанных путем реализации разработок потребителям, и несут полную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности.

Научно-техническая продукция научных организаций является товаром. К научно-технической продукции относятся законченные научно-исследовательские, проектные, конструкторские, технологические работы и услуги, изготовленные опытные образцы или партии изделий (продукции), выполненные в соответствии с требованиями, предусмотренными в хозяйственном договоре, и принятые заказчиком.

5. Установить, что основным источником научно-технического, социального развития и материального стимулирования (оплаты труда) научной организации является ее прибыль (доход).

Перейти к целевому финансированию конкретных научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по договорам с заинтересованными в этих работах заказчиками вместо финансирования содержания организации. Источниками финансирования таких работ должны быть в основном средства объединений, предприятий и организаций, а также средства централизованных фондов и резервов министерств и ведомств и кредиты банков, а в необходимых случаях бюджетные ассигнования.

6. Министерства и ведомства обязаны концентрировать научно-технический потенциал на решении крупных научно-технических проблем в приоритетных направлениях научно-технического прогресса, своевременной разработке новых техники, технологии и материалов, превосходящих по своим параметрам и показателям мировой уровень.

Госплану СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике совместно с Госагропромом СССР, Госстроем СССР, министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик определять объемы средств централизованных фондов развития производства, науки и техники, направляемых на финансирование важнейших отраслевых научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и экономических исследований, выполняемых научными, в том числе и отраслевыми, организациями, на пятилетний период (с разбивкой по годам), а также на 1988-1990 годы.

Министерства и ведомства СССР, Госагропром СССР, Госстрой СССР и Советы Министров союзных республик самостоятельно определяют конкретную тематику этих работ и заключают договоры на их выполнение.

Повысить ответственность министерств и ведомств за рациональное расходование средств централизованного фонда развития производства, науки и техники.

Министерствам и ведомствам СССР, Госстрою СССР, Госагропрому СССР, Советам Министров союзных республик установить строгий контроль за использованием средств централизованных фондов развития производства, науки и техники, направляемых на финансирование исследований и разработок.

Государственному комитету СССР по науке и технике, Госстрою СССР и Госагропрому СССР осуществлять периодические проверки фактического расходования указанных средств министерствами, ведомствами, территориальными органами и научными организациями и о результатах проверок докладывать Совету Министров СССР.

7. В целях повышения ответственности научных организаций в своевременном удовлетворении требований заказчиков и усиления роли потребителей в определении тематики, научно-технического уровня, качества и сроков выполнения исследований и разработок радикально поднять роль договорных отношений.

Установить, что договор является основным документом, регламентирующим отношения научной организации (объединения) с заказчиком научно-технической продукции, включая министерства и ведомства. Договоры заключаются на выполнение научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических работ по созданию новых техники, технологии и материалов, на изготовление, испытание и поставку опытных образцов или партий изделий (продукции), освоение их в производстве, на оказание научно-технических услуг, на выполнение других работ по профилю деятельности научной организации.

При невыполнении обязательств, обусловленных договором, научная организация, объединение или предприятие - разработчик несут материальную ответственность: возвращают заказчику полученные средства, выплачивают штрафы в соответствии с условиями договора и действующим законодательством.

8. Осуществить переход к оплате научно-технической продукции по договорным ценам. Цены на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, опытную продукцию, научно-технические услуги, и другие виды работ согласовываются научной организацией с заказчиком до начала работ в зависимости от требуемых эффективности, качества и сроков выполнения работ. Превышение затрат по сравнению с договорной ценой, допущенное исполнителем без согласования с заказчиком, компенсируется им за счет собственных средств.

Если работа прекращается по вине заказчика, то она оплачивается им по фактически произведенным затратам с уровнем рентабельности, предусмотренным в цене на данную работу.

9. Обеспечить широкое внедрение конкурсных начал в научно-технической сфере, включая фундаментальные исследования, проведение параллельных разработок по наиболее важным проблемам науки и техники, ликвидацию монопольного положения отдельных головных институтов, всемерное поощрение научно-технического творчества трудящихся.

10. Установить, что при отсутствии заказчиков на исследования и разработки, длительной бесплодной работе научной организации и в случае, когда принятые этой организацией и вышестоящим органом меры по обеспечению эффективной работы не дали положительных результатов, научная организация прекращает свою деятельность.

II. Научные организации в составе производственных
объединений и предприятий

11. Научные организации, входящие в состав производственных объединений и предприятий, обязаны обеспечить повышение технического уровня и улучшение организации производства, совершенствование технологических процессов, повышение качества, обеспечение конкурентоспособности продукции и своевременное ее обновление.

Направить деятельность этих научных организаций в основном на обеспечение собственных нужд производственных объединений и предприятий, а их расходы относить в этом случае на себестоимость продукции объединения или возмещать за счет средств фонда развития производства, науки и техники объединения.

Работы, выполняемые по договорам с другими предприятиями и организациями, учитывать как научно-техническую продукцию в общих итогах деятельности производственных объединений.

Прибыль (доход) научной организации, входящей в производственное объединение, включать в общую массу его прибыли (дохода) и распределять в установленном порядке.

12. Научные организации действуют в составе производственных объединений и предприятий на хозрасчетных началах как структурные единицы в соответствии с положениями о них, утверждаемыми объединениями. Они могут иметь отдельные баланс и счета в учреждениях банков.

III. Научные организации в составе научно-
производственных объединений

13. Повысить эффективность работы научных организаций, входящих в состав научно-производственных объединений. Исходить из того, что они должны обеспечить решение основных задач, поставленных перед объединениями по созданию в кратчайшие сроки высокоэффективных комплексов, машин, оборудования, приборов и материалов и технологических процессов, определяющих научно-технический прогресс отрасли.

Деятельность указанных научных организаций должна быть направлена, как правило, на выполнение договоров объединений с заказчиками. Их научно-техническая продукция учитывается наряду с продукцией производственно-технического назначения в общих итогах работы научно-производственного объединения. Совместную деятельность научных и производственных подразделений объединение планирует исходя из условий своего функционирования как единого научно-производственного комплекса. До производственных и научно-производственных объединений одновременно с государственным заказом могут доводиться государственные заказы по развитию науки и техники.

14. Научные организации действуют в составе научно-производственных объединений как структурные единицы или самостоятельные организации, которые пользуются правами, предусмотренными Законом СССР о государственном предприятии (объединении).

Научно-производственное объединение руководит самостоятельными научными организациями, входящими в его состав, осуществляя по отношению к ним функции вышестоящего органа в соответствии с действующим законодательством.

IV. Научные организации, непосредственно подчиненные
министерствам и ведомствам

15. Установить, что научные организации, находящиеся в непосредственном подчинении министерств и ведомств, должны обеспечивать проведение исследований и разработок общеотраслевого характера, активно содействовать широкому применению в отраслях народного хозяйства прогрессивных технологий, новых форм и методов управления производством. Они полностью отвечают за высокий технический уровень производства и продукции отрасли, обеспечивают проведение единой научно-технической политики.

16. Министерствам и ведомствам доводить до научных организаций:

государственные заказы по развитию науки и техники;

лимиты государственных централизованных капитальных вложений для развития опытно-экспериментальных производств, нового строительства и решения особо важных задач в соответствии с перечнем объектов, включенных в государственный план, объемов строительно-монтажных и подрядных работ, централизованно распределяемых материально-технических ресурсов.

Объем работ определяется научными организациями самостоятельно как сумма договоров с заказчиками на создание, производство, поставку новых техники, технологии, материалов и оказание научно-технических услуг.

Абзац первый пункта 17 признан утратившим силу в части разрешения вышестоящего органа. - Постановление Совмина СССР от 21.12.1989 N 1123 (СП СССР, 1990, N 2, ст. 16).

Утверждать научным организациям следующие экономические нормативы:

платы за основные производственные фонды, трудовые, природные ресурсы;

отчислений от расчетной прибыли (дохода) в государственный (в том числе в местный) бюджет;

отчислений от расчетной прибыли (дохода), а также от амортизации, предназначенной на полное восстановление основных фондов, в централизованный фонд развития производства, науки и техники и резервы министерства;

образования фонда научно-технического и социального развития;

образования фонда материального поощрения и общего фонда заработной платы для научных организаций, применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении прибыли;

образования фонда валютных отчислений.

В научных организациях, применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении дохода, единый фонд оплаты труда формируется как остаток хозрасчетного дохода коллектива после образования из него фонда научно-технического и социального развития.

Научным организациям обеспечить очередность распределения полученной прибыли (дохода) и направления использования фондов научно-технического и социального развития и материального поощрения (для научных организаций, применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении прибыли) в порядке, установленном для объединений и предприятий соответствующих министерств.

Предоставить право научным организациям использовать средства фонда научно-технического и социального развития для финансирования поисковых исследований и работ по созданию научного задела.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»